Что мы знаем об австралийском автопроме? Кто-то вспомнит старую местную марку Holden, которую вроде бы давно купил General Motors. А кто-то вообще удивится: на континенте, который английская корона заселяла каторжниками, есть собственные автомобильные бренды? Меж тем, невзирая на не самый рекордный объем местного рынка, тут есть не только собственные модели, но даже целые классы автомобилей.
Холден — это австралийское подразделение General Motors. Как нетрудно догадаться, большую часть модельного ряда составляют те же самые Chevrolet, только с австралийскими шильдиками. На Зелёном континенте продают Spark (под именем Barina Spark),Aveo (он же «просто Barina»), Cruze, Malibu, Trax, Captiva (в пяти- и семиместном исполнении), электромобиль Volt, пикап Colorado и Trailblazer, названный тут почему-то Colorado 7. Впрочем, существуют три сугубо австралийские модели, о которых есть смысл рассказать чуть подробнее.
Holden Commodore
Можно услышать мнение, что Commodore представляет собой якобы «перелицованную» для Австралии версию Chevrolet SS. Но на самом деле всё наоборот: австралийские машины импортируют в Америку и переименовывают на местный лад. Коммодор — это австралийский бизнес-класс с мощными V-образными моторами объемом от 3 до 6 литров и задним приводом, доступный в кузовах «седан» и «универсал». Его аудиторию составляют средней руки бизнесмены, менеджеры и просто австралийские патриоты.
Holden Caprice
В то время как в Америке Шевроле Каприс давно снят с производства, в Австралии он живее всех живых. Но, конечно, это уже не тот угловатый гигант, столь любимый полицейскими в фильмах 80-х и 90-х годов, а современный представительский седан с двумя старшими V-образными двигателями от Holden Commodore — 3.6 и 6-литровыми. Помимо домашнего рынка, под именем Buick Park Avenue и с несколько другими моторами он продаётся в Китае.
В США автомобиль тоже есть, и под историческим названием Chevrolet Caprice он закупается исключительно для полицейских как дань традиции. Функцию представительского седана GM выполняет модель Impala, не имеющая прямого отношения к австралийскому Holden Caprice.
Holden Ute
Австралийские автомобили других марок
Ford Falcon
Большой, немного недотягивающий до пяти метров представительский седан, стоящий на австралийском рынке на ступень выше Mondeo. С американским флагманом Taurus модель не имеет ничего общего — имидж у неё более «утонченный». Базовый мотор — известный по Mondeo и Explorer 2-литровый Ecoboost с четырьмя цилиндрами в ряд. А старший мотор — это неведомая в России фордовская рядная «шестёрка» о четырех литрах. «Заряженные» Фэлконы в версиях от австралийского ателье FordPerformance Vehicles комплектуются 5-литровыми V-образными моторами.
Помимо седана Falcon, для руководителей и бизнесменов средней руки есть ещё версия Ute, двухдверный люксовый пикап, который конкурирует с моделью Holden Ute. Машины в этом типично австралийском кузове очень ценит молодежь и неплохо зарабатывающие работяги.
Ford Territory
Совершенно особый австралийский среднеразмерный кроссовер. Как вы уже поняли, местные потребители не особо ценят монументы на колёсах, как американцы, и Territory выглядит слегка «европеизированным». Двигатели: бензиновая рядная шестёрка от Falcon или старенький турбодизель, перекочевавший с Land Rover Discovery 3.
Toyota Rukus
Рукус — это праворульный австралийский вариант американского молодёжного микровэна Scion xB, известного на японском рынке как Toyota Corolla Rumion. С «коробкой» Toyota bB Рукус не имеет ничего общего. Как и Scion xB в США, австралийский Rukus пользуется спросом у вчерашних тинейджеров, он очень экстравагантный и напичканный электроникой, но с пресным 2.4-литровым атмосферником.
Toyota Aurion
Toyota Land Cruiser 70
Австралия — это не только Мельбурн и Сидней, но ещё и тысячи квадратных километров пустыни и немного тропических лесов. Чтобы передвигаться по этой дикой местности, нужен по-настоящему простой и выносливый внедорожник. Своей «Нивы» и УАЗа-469 у австралийцев нет, поэтому сюда прямиком из Японии везут 70-е «Крузеры».
И пока российские блогеры ругают АвтоВАЗ за очередную модернизацию устаревшей Лады 4х4, японцы в 2007 году поставили на TLC 70 относительно современный турбодизель V8, отвечающий нормам «Евро-4», а в 2012-м презентовали новый кузов — двухрядный пикап. Похоже, на покой эта модель не собирается — её очень любят фермеры, охотники, а также прочие сельские жители и представители местных властей, работающие в малонаселенных районах.
На австралийском рынке Land Cruiser 70 предлагается, помимо уже упомянутого Double Cab, ещё в трех кузовах: классический пикап Single Cab, а также два варианта внедорожника — Troop Carrier («Перевозчик отрядов») без боковых дверей с входом/выходом сзади, а также обычный пятидверный Wagon.
Российский след
Купить в России автомобиль из Австралии может только самый упорный фанат австралийского автопрома. Никому из бизнесменов не придёт в голову возить из такой дали автомобили, и на вторичном рынке ни Holden, ни тем более австралийских Фордов или Тойот нет. Впрочем, при желании возможно всё. И если в Ford Falcon или Holden Commodore ничего по-настоящему необычного нет, то бизнес-пикап Ute свеч стоит. Для России, да что там, для всего остального мира — это самый настоящий эксклюзив на колёсах.
Австралийские грузовики
В обзорах иностранных рынков мы обычно обходим вниманием коммерческую технику, потому как эта тема весьма специфическая. Но если речь идёт об Австралии, то не упомянуть большие грузовики нельзя. Здесь, как мы уже говорили, расстояния и плотность населения сопоставимы с сибирскими, разве что климат не изнурительно холодный, а не менее изнурительно жаркий.
Строить железные дороги не слишком выгодно (такого количества зэков, как в СССР, тут не водится), поэтому грузы возят гигантскими автопоездами по 50-70 метров длиной. Без мощных капотных тягачей не обойтись, поэтому в Австралии имеются свои, весьма специфические модели. Заводы для их сборки есть у Iveco, Kenworth и Mack. Наиболее значимых моделей две.
базируется на агрегатах бескапотного европейского Iveco Stralis и продаётся в Австралии эксклюзивно. Впрочем, в Нидерландах собирают, с небольшими отличиями, его собрата Iveco Strator, который является единственным капотным грузовиком на европейском рынке.
появился в Австралии в 1995-м, и только в 2008-м — в США. Австралийский тягач отличается усиленной рамой для езды по очень плохим дорогам (таких в этой стране много), мощным 16.4-литровым мотором с моментом 2 780 Нм, а также более высоким расположением радиатора и наличием шноркелей. Две последние опции нужны для того, чтобы защититься от вездесущей дорожной пыли и песка.
Что дальше?
Увы, ничего хорошего. В 2016 году Ford закрывает свои производственные мощности, а годом позже его примеру последует General Motors. Holden в итоге окажется в таком же положении, в котором сейчас находится английский Vauxhall — никаких собственных разработок и отличий от «глобальных» моделей. Что касается Тойоты, то пара оригинальных моделей, скорее всего останется, тем более что возят их из Японии. Ну и грузовики, судя по всему, останутся при своих клиентах, потому как автоперевозкам в Австралии до сих пор не придумали альтернативы.
Читайте также:
Некогда самобытный австралийский автопром стал жертвой оптимизации, проводимой глобальными автоконцернами, и прекратил своё существование, но группа предпринимателей и энтузиастов решила, что это неправильно и начала всё с нуля. Свежеиспечённая австралийская компания H2X уже в следующем году намерена начать производство автомобилей на собственном заводе в городе Порт Кембла, штат Новый Южный Уэльс.
Основными инвесторами H2X значатся Elvin Group и Denzo Group. Первая — австралийский производитель бетона, сильно озабоченный вопросами экологии. Denzo Group (не путать с японской Denso, выпускающей автомобильные комплектующие) занимается альтернативной, «зелёной» энергетикой и строит в Австралии солнечные фермы.
Кадровый состав впечатляет. Гендиректор — австралиец Брендан Норман, ранее занимавший руководящие посты в BMW, Audi и Volkswagen. Шеф-дизайнером назначен австриец (не австралиец) Крис Райц с опытом работы в Volkswagen, Nissan, Alfa Romeo и Maserati. Главный инженер — Петер Цинау из Германии, работавший в GM и Spyker. Главный технолог — британец Йен Томпсон, отметившийся в Volvo, Lotus, Aston Martin, Alfa Romeo, GM, Karma и Tesla. В общем, знающие своё дело люди.
Бизнес-модель похожа на таковую у американской компании Nikola: развивать альтернативную энергетику, вырабатывать водород, строить сеть заправок и «кормить» им свои автомобили. К выпуску планируется широкий модельный ряд: компактный и среднеразмерный LCV, пикап, кроссовер, трактор, грузовик, автобус, поезд, яхта и так далее.

Сейчас на сайте компании в виде грубоватых компьютерных рисунков представлены два LCV, трактор и кусок пикапа, а лучше всего прорисован переднеприводный среднеразмерный кроссовер (колёсная база 2780 мм, длина 4565 мм) с названием Snowy, то бишь «снежный». В его основе лежит оригинальная сэндвич-платформа, довольно толстая, чтобы в неё поместились баллоны с водородом. Заявленная мощность электродвигателя — 190 кВт (258 л.с.), запас хода на одной заправке (5 кг водорода) — до 650 км, разгон до «сотни» — за 6,9 с. На дорогах Австралии Snowy может появиться уже в 2022 году при условии динамичного развития сети водородных заправок. Опытную партию планируется выпустить уже в 2021 году.

В первый год производства H2X планирует сделать 3700 автомобилей, к 2025 году выйти на мощность в 25 тысяч машин в год — довольно скромные планы на фоне иных амбициозных китайских стартапов. На первых парах многие комплектующие будут покупными, но к 2025 году степень локализации должна составить 75%. Из интересных технологических «фишек» заявлена некая система преобразования кинетической энергии подвески в электрическую — мол, ни одно движение амортизатора не будет холостым, всё пойдёт на пользу.
Оценить перспективы австралийского стартапа пока сложно, компания очень молодая, нужно за ней немного понаблюдать — следите за новостями на kolesa.ru.
3 октября японский концерн Toyota Motor объявил о закрытии своего завода в Австралии, и многие СМИ тогда поспешили сообщить, что с этим событием страна лишилась своего автопрома. Однако это не так: последний легковой автомобиль австралийского производства выпустили 19 октября, и им стал седан Holden Commodore V8 красного цвета.
По случаю выпуска последнего австралийского автомобиля на джиэмовском заводе в городе Элизабет собрался митинг из сотен сотрудников предприятия. 20 октября концерн General Motors окончательно закроет завод, но новые рабочие места подберут для 75% штата.
Предприятие открыли в 1958 году и сначала оно работало как производство кузовов, а полноценной автосборочной площадкой стало в 1965 году.
Последние выпущенные экземпляры Holden — седан, универсал и пикап моделей Commodore, а также седан Caprice отправятся в музей.
В день закрытия производства к автозаводу в Элизабет съехались более 1000 фанатов марки Holden, многие из них — за рулем культовых классических моделей бренда, сообщает австралийский сайт News.com.au.
Не обошел вниманием это событие и премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл, он заявил: «Мне очень грустно, хотя мы сами приняли решение завершить производство автомобилей, но от эмоций никуда не деться».
Отметим, что в автоиндустрии Австралии в общей сложности трудились около 50 000 человек, в отрасль было вовлечено около 120 поставщиков автокомпонентов.
Автопроизводство в Австралии перестало быть выгодным из-за высоких логистических издержек на доставку импортируемых автокомпонентов, из-за небольших объемов производства и по причине невыгодного курса австралийского доллара.
Сама марка Holden продолжит существование, но под ней будут продавать только «глобальные» модели концерна GM, импортируемые в Австралию из-за рубежа. Для адаптации корейских Chevrolet и американских Buick в Австралии сохранят дизайн-студию.
В 2016 году свое производство в Австралии закрыл концерн Ford, тогда же GM прекратил здесь выпуск компактной модели Holden Cruze. Toyota закрыла свой австралийский завод в начале октябре. За все годы в Австралии выпустили 7,6 млн Holden, 5,9 млн Ford и 3,4 млн Toyota.