Мы давно воспринимаем испанский бренд как некое бесплатное приложение к немецкому VW, с теми же, но немного перелицованными (причем не всегда удачно) моделями. Между тем, Seat принадлежит немцам всего 34 года из своей 70-летней истории.
Компания, основанная 9 мая 1950 года, имеет довольно долгую предысторию. Еще в 1940-м группа испанских промышленных компаний (среди них, кстати, была Hispano-Suiza) при поддержке местных банков учредила акционерное общество SIAT (Sociedad Iberica de Automoviles de Turismo), которое в 1942-м получило правительственную поддержку. Но последствия гражданской войны в стране и шедшая тогда Вторая мировая притормозили проект, к которому удалось вернуться только к 1947 году, — начался поиск стратегического партнера. К тому времени в Испании работало несколько местных производителей, а также филиалы многих крупных концернов, но все они ориентировались на богатых клиентов, которых было немного, — а нужно было массовое производство сравнительно недорогих машин.
Барселона в начале 1950-х годов
Помочь организовать таковое вызвались Volkswagen (да-да, тот самый) и Fiat, и выбор пал на итальянцев, точно так же, как двадцать лет спустя в Советском Союзе, где партия тоже решила выпускать народный автомобиль. Правда, тогда логики в решении было все же больше: Италия и Испания обладали схожими климатическими и дорожными условиями, и уровень доходов целевой аудитории также был близким. Условия сотрудничества различались с нашими: Fiat стал не только техническим партнером, но и крупным акционером компании SEAT (Sociedad Espanola de Automobiles de Turismo). Первый автомобиль Seat 1400, сошедший с конвейера завода в пригороде Барселоны в ноябре 1953 года, был точной копией Fiat 1400 образца 1950-го, первого «Фиата», получившего несущий кузов.
Сборочный конвейер Seat 1400
Однако первым по-настоящему массовым «Сеатом», положившим начало автомобилизации Испании, стала модель 600, также скопированная с Fiat 600. Крохотная заднемоторная машинка, известная как прототип нашего «Запорожца» (разница в том, что испанцы позаимствовали дизайн и конструкцию легально), выпускалась под брендом Seat с 1957 по 1973 годы, хотя итальянский вариант сняли с конвейера еще в 1969-м.
Seat 600 на треке
А в 1963 году испанцы запустили свою первую оригинальную модель — Seat 800, представлявшую собой удлиненную версию «600-го» с четырьмя боковыми дверями вместо двух.
Само собой, выпускали в Испании и локализованную версию Fiat 124, прародителя нашей «копейки», причем производство началось раньше, в 1968 году, и благополучно завершилось в 1980-м.
Немного пережила Seat 124 первая модель компании с передним приводом и полностью оригинальным дизайном. Seat 1200 Sport, представленный в конце 1975 года, был построен на шасси малолитражки Fiat 127, но имел приземистый клиновидный кузов. Его отличительные черты — «жабры» на задних крыльях, вводившие в заблуждение публику (многие думали, что двигатель расположен сзади), и черное обрамление решетки радиатора с фарами. Из-за этого к автомобилю приклеилось прозвище Bocanegra («Черноротый»), которое было возрождено уже в фольксвагеновскую эпоху как имя концепт-кара, представленного в Женеве весной 2008 года. Он, кстати, стал прототипом серийной модели Seat Ibiza очередного поколения.
Seat 1200 Sport Bocanegra
Именно первую «Ибицу» образца 1984 года можно назвать вехой, обозначившей поворот от «Фиата» к «Фольксвагену». С начала 80-х в сотрудничестве с итальянцами наметился разлад по вопросам дальнейшего развития: главный акционер «Сеата», испанское правительство, требовало вложений, но партнеры не испытывали энтузиазма по этому поводу. В итоге 1982 год ознаменовался разрывом отношений, и испанцы начали поиски нового, более щедрого партнера: поначалу в качестве претендентов на эту роль рассматривался не только Volkswagen, как в 40-х, но и Mitsubishi, Nissan и Toyota. На сей раз конкурентам не удалось перебить предложение немцев, и лицензионное соглашение о выпуске автомобилей Volkswagen было подписано в том же 1982-м, а четыре года спустя немцы заполучили контрольный пакет акций.
Seat Ibiza первого поколения
Расставание не было быстрым и безболезненным. Даже после того, как Volkswagen в 1990 году стал единоличным владельцем испанского бренда, в программе еще много лет сохранялась бюджетная модель Marbella, представлявшая собой немного видоизмененный Fiat Panda образца 1980-го. А Seat Ronda, дебютировавший в судьбоносном 1982-м, стал предметом судебного разбирательства: итальянцы решили доказать, что это нелицензионная копия их Fiat Ritmo, но «Сеату» удалось оправдаться. Справедливости ради нужно заметить, что платформа действительно была общей, и на ней же вскоре построили компактную трехдверку Ibiza с дизайном от Джуджаро и силовыми агрегатами Porsche, — во всяком случае, так гласила надпись на клапанной крышке.
Seat 1430 и Seat Leon третьего поколения
Недавно минуло полтора года, как название заряженных моделей Seat стало отдельным брендом. Самое время уделить внимание модной теме электрических кроссоверов вслед за старшими VW, Audi и Skoda.
За три года существования модульной платформы MEB, специально разработанной Фольсквагеном для перспективных электромобилей, до серийных моделей дело не дошло, но концепт-каров было создано немало. Особенно в модном формате кроссоверов: Volkswagen I.D. Crozz, Skoda Vision iV, Audi Q4 e-tron — эти пятидверки с более или менее купеобразным силуэтом имеют близкие габариты (порядка 4,6 метра в длину, около 1,9 метра в ширину и чуть больше 1,6 метра в высоту) при колесной базе 2,77 метра и идентичную «начинку». Она состоит из независимой подвески всех колес (McPherson впереди и многорычажка сзади), двух электродвигателей в переднем и заднем модулях суммарной мощностью 306 л.с. и литий-ионной тяговой батареи, размещенной под полом. Теперь в этот шаблон вписан еще один концептуальный электрокроссовер, названный именем небольшого курортного местечка в Пиренеях.
Динамичным силуэтом Cupra Tavascan больше всего напоминает фольксвагеновский аналог, хотя в деталях кроссовер вполне самобытен. Это касается и узкой светодиодной оптики, и мускулистого рельефа поверхностей, и логотипа бренда, расположенного на переднем бампере непривычно низко. Огромные воздухозаборники — не бутафория, они нужны для охлаждения батареи.
22-дюймовые колеса скрывают мощные тормозные механизмы, да и интерьер с четырьмя отдельными креслами и 13-дюймовым центральным дисплеем, который можно повернуть либо к водителю, либо к «штурману», вполне функционален. Конечно, в серийной версии сиденья будут выглядеть более традиционно, как и дверные ручки, но о серьезности намерений говорят рассекреченные динамические параметры: менее 6,5 секунды разгона до 100 км/ч. Скорее всего, это те же 6,3 секунды, что и у Audi Q4 e-tron, который находится в шаге от серийного выпуска.
Из прочих цифр известны емкость упомянутой батареи, 77 кВт-ч, и расчетный пробег на одной зарядке — 450 километров. Остальные параметры будут рассекречены уже после премьеры концепта на Франкфуртском автосалоне, а вот серийной машины придется подождать еще года полтора-два.
В рамках специального мероприятия в Барселоне компания Seat рассказала о своём новом электрическом концепт-каре, который испанцы намерены представить на суд посетителей предстоящего международного автосалона в Женеве. Он называется Minimó, и это совсем не Renault Twizy. Хотя и похож на «француза» как две капли воды.
Конечно, прежде чем надеть очки и разглядеть новинку с пристрастием, мы тоже были убеждены, что этот футуристический маленький городской электромобиль – творение инженеров французского автопроизводителя. Однако, новинка от Seat – это нечто совершенно иное.

В Seat говорят, что их полностью электрический квадрицикл был разработан для решения целого комплекса проблем мегаполисов: от мобильности, загрязнённости воздуха и ограничений въезда транспортных средств в городские районы до роста числа пробок, а также нехватки парковочных мест. При габаритных размерах 2,5 х 1,24 м, Minimó сопоставим с мотоциклом. Но в то же время он предлагает комфорт и безопасность обычного автомобиля, что делает этот электрокар идеальным транспортным средством для перенаселённых современных мегаполисов.
«Промышленность приспосабливается к изменениям в отношении клиентов к личному транспорту», - заявил президент Seat Лука де Мео. «С помощью Minimó Seat предлагает решение ряда проблем, комбинируя технологии автономного вождения с электрической трансмиссией и тем самым создавая будущее городской мобильности».

Электрическая силовая установка Minimó предлагает возможность экспресс-замены аккумуляторов, от которой наверняка не отказались бы многие владельцы серийных электромобилей. Ведь вместо того, чтобы подключаться к станции зарядки и часами ждать, пока автомобиль восстановит запасы энергии, батареи можно быстро заменить, не прилагая при этом больших усилий.
В Seat также говорят, что Minimó может даже доставить удовольствие от вождения благодаря жёсткой подвеске и малому весу, а также оригинальному дизайну с открытыми колёсами и высокой посадке. Кроме того, электрокар располагает множеством полезных функций. В их числе беспроводная технология Android Auto, с помощью которой информация со смартфона может отображаться на цифровом дисплее за рулём.

В задней части салона Seat Minimó есть место для пассажира, которое также можно использовать для перевозки багажа. А ещё у концепта ассиметричные двери. Левая водительская меньшего размера обеспечивает заднему седоку лучший обзор, а более крупная правая – упрощает и облегчает доступ в кабину.
«Дизайн Minimó показывает, каким мы видим будущее мобильности в крупных городах: эффективным, выгодным и недорогим, а также ярким. Наш Minimó демонстрирует, что электромобили и транспортные средства общего пользования могут быть весёлыми, эмоциональными и стильными. И в данном случае дизайн играет очень важную роль», — рассказал директор по дизайну SEAT Алехандро Месонеро.
Галерея: Seat Minimó Concept Car
Хотя паркетник Ateca X-Perience и позиционируется сеатовцами как концепткар, собственно, концептуального в нем ничего и нет. Полагаем, в обозримом будущем версия появится в серийной гамме.
SEAT Ateca X-Perience
Слово X-Perience стало обозначением кросс-версии универсала SEAT Leon, и на этом исполнении поток «опытных» испанских моделей явно не иссякнет. На Парижском автосалоне компания представила концепткар Ateca X-Perience, который уже сейчас можно запустить в серию.
SEAT Ateca X-Perience
Назвать шоу-каром этот яркий эффектный паркетник язык не поворачивается — откровенно говоря, ничего особенного в нем нет, а отличия от товарного кроссовера заключаются в косметических новшествах. К примеру, у X-Perience другие бамперы и 18-дюймовые колеса с более «зубастыми» шинами. В SEAT утверждают, что дополнительные аксессуары позволяют увеличить эксплуатацию за пределами асфальта с 5% в случае со стандартным Ateca до 25% у X-Perience.
С точки зрения начинки автомобиль почти идентичен «обычному» SEAT – у него 2,0-литровый турбодизель мощностью 190 л.с., 7-ступенчатый преселективный робот DSG с двумя сцеплениями и полноприводная трансмиссия с муфтой Haldex, отбирающей тягу на заднюю ось. О серийных перспективах пока не сообщается.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен