«По моим ощущениям с этими номерами мне безопаснее и комфортнее», рассказала нам одна из читательниц.
Май 2022 года. Мы едем на автомобиле с российскими номерами на Балканы, потому что у нас заканчиваются шенгенские дни. Выехав из Риги, мы останавливаемся на парковке около «Макдоналдса» неподалеку от города Сувалки, по пути проехав большой плакат с надписью «Fuck Putin». На заправке я меняю привычные российские номера и ставлю на их место жестянки без флага и надписи RUS. Делаю я это медленно, потому что болты не поддаются отвертке. Впереди два дня перемещений через всю Польшу, и мы переживаем — кажется, даже с нами сработала пропаганда..
Оставшиеся в России родственники перед поездкой писали нам об опасностях, которые могут подстерегать на территории Европы, о бандах, которые целенаправленно гоняются за российскими машинами и бьют россиян. Мы смеемся над этими глупостями, но где-то в подсознании это остается. Поэтому за две тысячи рублей мы и заказали себе дубликаты номерных знаков.
О возможности напечатать такие номера я узнал за три дня до выезда, когда тревожность начала требовать активных действий. Я сразу заказал их в России и получил доставкой за 30 евро в Ригу, где мы находились уже два месяца. Как оказалось, советы сделать госномера без опознавательных знаков появились в Рунете уже через пару месяцев после начала СВО. На нашем пути на Балканы мы не раз встретим российские номера без флага и RUS всевозможных шрифтов и даже цветов, на внедорожниках и люксовых автомобилях, с молодежью и старичками за рулем.
В этом тексте мы решили разобраться, зачем россияне делают себе бутафорские номера на автомобиль без флага и сокращения страны-агрессора.
- Зачем эти номера стали делать?
- Как и где можно сделать автомобильный номер без RUS и флага?
- Опыт поездок по Европе на номерах без флага и RUS
- Есть ли единые правила для автомобильных номеров?
- А легально ли иметь номера без RUS и флага?
- Что еще надо знать?
- What is structure of Vehicle Identification Number?
- What vehicle history report may show?
- Автомобильные коды регионов России
- Поиск по региону
- Таблица кодов
- Скачать
- Новые коды
- Регионы с несколькими кодами
- Ожидаемые коды
- ГОСТы
- Новый формат
- Госномера в России
- Особенности
- Формат номерных знаков
- АМР, ЕКХ, СКР и др.
- Госномера в Красноярске
- Вид транспортного средства
Зачем эти номера стали делать?
Номера без флага России и надписи RUS стали попадаться в телеграм-каналах с мая. Смекалка россиян проявилась в ответ на сообщения о русофобии в Европе (чаще всего они появлялись в прогосударственных СМИ). По информации СМИ и телеграм-каналов автомобили с российскими номерами портили, забрасывали мусором и разрисовывали. Обсуждали номера такого формата и на форуме Винского, главном русскоязычном сообществе путешественников.
Происходящее на Украине и двухлетний запрет на поездки по Европе (да, сделать себе приглашение на лечение получалось у многих, но массового характера это не носило) вместе с активной пропагандой посеяли у россиян страх русофобии. Как оказалось на тот момент, пропаганда сработала: живо представляя себе проколотые шины, мы старались нигде не останавливаться надолго и гнать через Польшу на юг как можно быстрее.
Негативных историй мало даже на форуме Винского. В череде комментариев о том, что россияне без проблем перемещались по Европе на автомобилях с оригинальными номерами, был только один с историей вандализма, без участия комментатора, подробностей и доказательств: «Товарищу в Мадриде разрисовали машину баллончиком и прокололи колеса еще в апреле. Другому товарищу поцарапали и побили тачку при разгрузке ее с автовоза тоже где-то в Испании», — от пользователя с ником cy4ka (на форуме Винского с 2012 года).
Мы анонимно спросили у читателей Perito о таких номерах и получили несколько десятков ответов.
Как и где можно сделать автомобильный номер без RUS и флага?
Оригинальные автомобильные номера в России выдает ГИБДД. Но если вы их потеряете или кто-то украдет, то дубликат надо будет делать самостоятельно. На сайте ГИБДД есть список официальных изготовителей госномеров. Именно туда отправляет потерявших номера сайт госуслуг, если вы будете искать там способ получить дубликат. На сайте московской ГИБДД в реестре изготовителей 56 компаний, в Ненецком автономном округе одна, а в Чечне две. Но если вы пойдете в поиск Гугла или на «Авито», то получите значительно больше предложений.
Мы нашли компанию именно в поиске. На сайте не было информации о номерах без отметок, но мы списались в WhatsApp, и нам ответили, что легко сделают номер без флага и RUS. Ни номера СТС, ни какого-то документа в компании не попросили. Знаки сделали за час и отправили курьером по Москве, а через сутки уже другой курьер привез их в Ригу.
В начале августа я узнал в компании, сохраняется ли к покупке таких номеров интерес.
Номерные знаки россияне делают и за рубежом. В Европе нам встречались номера на желтом фоне, со шрифтами образцов Великобритании, Польши и других стран. На форуме Винского читатели рассказывают о номерах, напечатанных, например, в Болгарии. Напечатать такой номер в Латвии нам не удалось, в самой большой фирме, оказывающей подобные услуги, отказались производить такой знак.
Опыт поездок по Европе на номерах без флага и RUS
Еще один похожий отзыв: «Печатали в РФ. Проехали Беларусь, Литву, Польшу, Словению, Словакию, Австрию, Хорватию, Италию, Германию. Границы Беларусь — Литва, Словения — Хорватия, Хорватия — Словения. Никто нигде ничего не спрашивал, никто не останавливал, хотя полицейских машин встречали много. Номера поменяли только в Литве, границу Беларусь — Литва с обычными проходили».
Так делали и мы в редакции: проходя настоящую границу, где есть пограничники, таможня и контроль, мы заранее, на заправках перевинчивали номера на оригинальные, а после меняли обратно. А вот границы внутри Европейского союза проезжали на неоригинальных номерах без остановки.
Примеры российских номеров без флага и RUS, которые встретились нам за несколько последних месяцев
Интересным опытом с нами поделился читатель из Калининградской области. Его остановила полиция в Литве.
«Ехал из Калининграда через Литву отдыхать в Европу. Ночевали в Вильнюсе, и там поменял номера. На границе Литвы и Польши остановили литовские полицейские и сказали, что это считается подделкой номеров, угрожали большим штрафом, но договорились на месте. При этом сказали: „Можешь не снимать, может, там не остановят“. И действительно, там никто не остановил. Из постов была только граница Германия — Швейцария. Второй раз поехал, номера лежали в багажнике, и литовские таможенники сказали выбросить и не провозить».
Также номера без RUS и даже только флага, легальные в России, недействительны в Грузии. Об этом нам сообщили несколько читателей.
Есть ли единые правила для автомобильных номеров?
Да, они унифицированы Венской и Женевской конвенциями о дорожном движении. Но внешний вид номеров отличается от страны к стране, даже несмотря на единое пространство Европейского союза. В Швейцарии разрешается иметь передний знак небольшого размера и без каких-либо указаний на страну, гражданские номера в Нидерландах имеют желтый цвет фона, у большинства европейских стран отличаются шрифты, а в Канаде вообще есть Северо-Западные территории, и там номерной знак выполнен в форме белого медведя. На Кипре цвет знака арендованных автомобилей отличается от обычных гражданских, чтобы киприотам было видно автолюбителя, который включает дворники вместо поворотника (на острове левостороннее движение).
Российский номер соответствует Венской конвенции и традиционно состоит из буквенно-цифровой части, кода региона, надписи RUS и флага страны. Три буквы и три цифры в порядке 1 буква — 3 цифры — 2 буквы, а код региона показывает место регистрации автомобиля. Есть и исключения, они перечислены в специальном ГОСТе.
Иметь на номере надпись RUS на автомобиле обязан каждый водитель, этого требует и российское законодательство, и Венская конвенция о дорожном движении 1968 года.
А легально ли иметь номера без RUS и флага?
Получается, что нет. В пункте 1a статьи 37-й Венской конвенции четко указано: «На каждом автомобиле, находящемся в международном движении, должен помещаться сзади, помимо его регистрационного номера, отличительный знак государства, в котором он зарегистрирован». Именно это и делает пресловутая надпись RUS и флаг страны.
В международном праве отличительный знак государства называется IVR code — international vehicle registration code. В «Википедии» есть статья о том, как эти коды менялись с далекого 1909 года и Парижской конвенции. Там очень интересно! Не у всех государств буквенный код выглядит как аббревиатура международно узнаваемого названия страны. Например, на номерах Алжира можно встретить код DZ, потому что страна на арабском называется Djazayer, или Аль-Джаза́ир.
Плюс существует приложение Е, которое регулирует защиту от подделки. Естественно, на напечатанных номерах без флага и RUS такой защиты нет. Поэтому ездить на таких номерах по России незаконно в принципе.
Но правила и практика применения часто расходятся. Кто в Венгрии, Словакии или Австрии знает, как должны выглядеть российские номерные знаки? В лучшем случае остановившие вас полицейские знают о правилах Венской конвенции. Ну, а в странах, привычных к большому потоку туристов и транзитных автомобилей, и вовсе не обратят на необычный знак никакого внимания. Главное, чтобы установленный на автомобиле номер совпадал с указанным в документах на автомобиль.
Что еще надо знать?
Эти номера находятся в серой зоне. Европейским полицейским неизвестен российский ГОСТ, не все знают и о правилах для номеров, установленных Венской конвенцией. Поэтому предъявление претензий, как и ваши ответы, попадают в широкий диапазон «как договоритесь». Вполне актуальным может быть ответ, что номера просто украли в Европе и вы сделали себе дубликат.
С такими номерах точно не стоит пересекать границу. Любую. Ставьте полноценные номера перед любой границей и меняйте их обратно, если считаете нужным.
Убирайте любые номерные знаки вглубь автомобиля. Оригинальные знаки действительно очень важны, а дублирующие могут смутить заглянувшего в автомобиль пограничника или полицейского.
Во всем мире распространено воровство номеров с последующим требованием выкупа. Поэтому иметь номера в машине при длительной поездке за рубеж в целом нормально, вот опыт с форума Винского. В России, в свою очередь, номера время от времени воровали у беларусов и многие наловчились всегда иметь дубликат в машине.
Сделали номера? Не рассказывайте об этом всем и каждому. Вероятно, не стоит рассказывать об этом всем или хвастаться в соцсетях. По номеру автомобиля можно легко узнать его владельца. Именно поэтому мы замазали детали госзнаков.
Повторяем, по России кататься на таких номерах совсем незаконно. Вы можете сделать себе легальный дубликат без флага, но надпись RUS должна быть: этого требует Венская конвенция.
За три месяца в Европе с автомобилем на номерах без RUS и флага мы не встретили ни одного проявления агрессии и той самой русофобии на дорогах восьми стран. Вероятно, мы бы не встретили их и с оригинальными номерами. Но они дали нам, два года не перемещающимся по Европе на автомобиле, ощущение невидимости на дороге.
UPD: с сентября 2022 года в Латвии стали обращать внимание на номера без флага и RUS. Полиция останавливает такие автомобили и проверяет документы. Delfi.lv сообщает, что есть даже заведенные уголовные и административные дела, правда, не уточняет по каким статьям.
What is structure of Vehicle Identification Number?
The scheme below depicts a reference vehicle ID structure. Please notice that vehicles manufactured before 1981 may have less symbols than today’s ISO standard VIN consisting of 17 characters. VIN decoder:
What vehicle history report may show?
- Ownership history A number of vehicle owners, duration of ownership, registration details, city and state of registration.
- Technical checklist Shows possible problems, ranging from salvage/reconstruction to Lemon check.
- Sale history Shows records related to vehicle loan/sale events including issuing financial institution.
- Accident history A list of accidents reported with exact dates and possible severity of damages incurred.
- Recall history Shows if vehicle has any pending or existed recalls. Recalls can include important safety related issues and defects that can affect vehicle operation.
Needless to say, all these aspects play a significant role in consumers protection. Do not hesitate to use our VIN lookup service. What Vehicle History Report (or VHR) does contain? Here’s a list of possible features: title problems, accidents, total loss, flood damage,
odometer status, dealer service records, frame damage, airbag deployment, vehicle registration, recalls and more.
VIN Decoder Rating:
from
( reviews)
В продаже часто встречаются автомобили по привлекательным ценам, но с припиской «армянский учет». Многие россияне покупают их в личное пользование, хотя по закону этого делать не могут. Но в объявлениях о продаже машин с армянскими номерами можно встретить утверждение о том, что с 2023 года их можно будет зарегистрировать в России без уплаты дополнительных таможенных платежей. Мы обратились в Федеральную Таможенную Службу за официальным комментарием о справедливости этого утверждения.
Для начала в двух словах напомним, почему вообще в России появилось так много автомобилей на армянских номерах. Дело в том, что Армения в октябре 2014 года подписала договор о вступлении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), но ставки таможенных платежей, установленные ЕАЭС для ввоза автомобилей из-за границы, в Армении начали действовать только с 1 января 2020 года. А вот с 2014 по 2020 год применялись старые, более низкие ставки. Это давало гражданам Армении возможность ввезти в страну и растаможить автомобиль дешевле, чем в остальных странах ЕАЭС. При этом владельцы таких машин получили возможность ввозить их в Россию для личного пользования без уплаты дополнительных таможенных платежей и налогов. То есть, гражданин Армении до 1 января 2020 мог купить автомобиль в Европе или США, растаможить его в Армении по низкой ставке и въехать на нем в Россию. Само собой, предприимчивые дельцы превратили эту формальную лазейку в средство обогащения, ввозя в Россию машины на армянском учете и продавая их здесь тем, кто готов ездить, нарушая закон.
Продолжение истории после рекламы
Со временем машины на армянских номерах превратились в настоящую проблему. Местные покупатели получали сразу двойную выгоду: машину по цене ниже рыночной и «невидимость» для российских камер фиксации нарушений, которые не распознают армянские номера. Это ложное ощущение безнаказанности вызвало рост числа нарушений и спровоцировало повышенное внимание полиции к машинам с армянскими номерами. А ощущение это действительно ложное, так как россияне после покупки таких машин обязаны растаможить их, доплатив разницу между армянскими и российскими ставками, и поставить их на российский учет. Но с 2023 года ситуация изменится.
При приобретении статуса товаров ЕАЭС в соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор) такие автомобили из Республики Армения в Российскую Федерацию ввозятся свободно.
Лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право ввозить в Российскую Федерацию без уплаты таможенных пошлин, налогов автомобили, имеющие статус товаров ЕАЭС.
В соответствии с Договором после присоединения в 2014 году к ЕАЭС в Республике Армения допускался выпуск в свободное обращение (для внутреннего потребления) транспортных средств по «пониженным» ставкам таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, с 1 января 2023 года (а в отдельных случаях со 2 мая 2025 года) транспортные средства, выпущенные в Республике Армения в свободное обращение по «пониженным» ставкам таможенных пошлин, налогов, приобретают статус товаров ЕАЭС.
До истечения указанного срока такие автомобили имеют статус иностранных товаров и ввозятся в Российскую Федерацию лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, с уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в Республике Армения, и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, действующим на таможенной территории ЕАЭС.
За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Уплата утилизационного сбора необходима для получения паспорта транспортного средства.
Итак, с 1 января 2023 года все машины, ввезенные в Армению по льготным ставкам с октября 2014 года по январь 2020 года, становятся «проходными» и могут встать на учет в России. Получается, уже сейчас можно озаботиться покупкой такой машины, пока она не подорожала, и просто подождать полгода? В целом – да, такой вариант возможен. Но есть и сложности.
Пункт 35 Договора о вступлении Армении в ЕАЭС указывает, что автомобили, растаможенные на Армению, могут ввозить в Россию только граждане Армении и только для личного пользования. А вот использование таких машин гражданами России, а также их отчуждение, передача в пользование и иное распоряжение возможно только при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей. То есть, нельзя просто съездить в Армению, купить там машину, привезти ее в Россию и поставить в гараж до зимы. Вариантов два: либо приобрести автомобиль в Армении сейчас, но оставить его там до 2023 года, либо найти автомобиль, уже ввезенный гражданином Армении в Россию, и купить его здесь. В обоих случаях главной сложностью становится оформление документов купли-продажи без последующего переоформления автомобиля. Но если вам удастся решить этот вопрос, шанс сэкономить и купить машину дешевле рынка действительно есть.
Но помимо деталей покупки и оформления не стоит забывать о нюансах выбора и проверки самого автомобиля. Не нужно завороженно смотреть на заманчивые цены и мечтать об идеальной машине без пробега по России за сущие гроши. Привлекательные ценники на многие автомобили в Армении объясняются не только низкими таможенными ставками, но и техническим состоянием. К примеру, выкуп битых машин с аукционов в США с последующим ремонтом «в гараже» – это прибыльный бизнес. Дешевый автомобиль может быть «тоталом», «утопленником», плохо отремонтированным «битком» и так далее. Поэтому при покупке машины, ввезенной в Армению из США, обязательно стоит потратиться на проверку по Carfax, а в случае с европейскими машинами поискать информацию во всех доступных базах данных обслуживания, пробега и страховых случаев.
Автомобильные коды регионов России
Коды ГИБДД регионов России на 2023 год. Таблица номерных знаков. Список, поиск по регионам.
По состоянию на 2023 год выделено 156 кодов для 88 территориальных единиц РФ (включая территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Управлением режимных объектов МВД). Планируется выделить коды двум новым регионам (Херсонская и Запорожская области), что в сумме составит 158 кодов для 90 субъектов РФ.
Поиск по региону
Введите код для поиска региона. Или выберите регион из списка для поиска всех кодов региона.Поиск делается автоматически, никаких кнопок нажимать дополнительно не нужно.
Чаще всего ищут регионы:
- Москва — 77, 97, 99, 177, 197, 199, 277*, 299*, 777, 797, 799, 977 (10 кодов);
- Московская область — 50, 90, 150, 190, 750, 790 (6 кодов);
- Санкт-Петербург — 78, 98, 178, 198 (4 кода);
- Краснодарский край — 23, 93, 123, 193 (4 кода).
* Автомобильные номера с кодами 277, 299 ограниченной серии (читайте ниже пояснения к вводу автомобильных номеров).
Чаще всего ищут коды:
- 17 — Республика Тыва;
- 62 — Рязанская область;
- 70 — Томская область;
- 76 — Ярославская область;
- 100 — региона 100 не существует;
- 181 — Луганская Народная Республика.
Таблица кодов
Регионы в таблице отсортированы по номеру и разбиты для удобства на блоки по первой цифре. В скобках после названия региона указаны года, в которые выдавались автомобильные номера с соответствующим кодом региона. Для таких регионов введены новые коды, которые перечислены в конце списка с указанием года ввода в действие. Регионы без указания в скобках используют только один код, который актуален по настоящее время. Для быстрого получения всех кодов отдельного региона рекомендуем воспользоваться формой поиска или обратиться к списку регионов с несколькими кодами, расположенному ниже под таблицей.
Смотрите регионы России списком со всеми кодами.
Информация о кодах 103 (Республика Бурятия), 111 (Республика Коми), 118 (Республика Удмуртия), 130 (Астраханская область), 158 (Пензенская область) появлялась в СМИ, поэтому коды добавлены в таблицу. Однако мы не нашли подтверждение начала выдачи новых кодов в официальных источниках.
Скачать
На 2023 год выделяется 46 старых кодов, выдача автомобильных номеров с которыми не производится либо будет прекращена в ближайшем будущем: 02, 16, 20, 22, 23, 24, 25, 34, 42, 47, 50, 52, 54, 59, 61, 63, 66, 74, 77, 78, 80, 81, 86, 90, 93, 96, 97, 98, 99, 102, 116, 123, 150, 154, 161, 163, 174, 177, 178, 190, 197, 199, 750, 777, 797, 799.
26 марта 2020 года исключены коды: 80 (Забайкальский край), 81 (Пермский край), 84 и 88 (Красноярский край), 85 (Иркутская область). С 1 августа 2022 года коды вновь введены и вместе с кодом 94 относятся к территориям, находящимся за пределами РФ и обслуживаемыми органами внутренних дел РФ.
Код 20 упразднён в 2000 году для Чеченской республики, код 91 упразднён для Калининградской области.
Новые коды
Взамен старых кодов используются 28 новых. Список новых (действующих) кодов с указанием года ввода в действие.
- 95 – Чеченская Республика;
- 125 – Приморский край;
- 124 – Красноярский край, 152 – Нижегородская область;
- 159 – Пермский край;
- 142 – Кемеровская область;
- 134 – Волгоградская область, 186 – Ханты-Мансийский автономный округ;
- 196 – Свердловская область;
- 82 – Республика Крым, 92 – Севастополь;
- 716 – Республика Татарстан;
- 763 – Самарская область, 198 – Санкт-Петербург;
- 761 – Ростовская область, 122 – Алтайский край, 193 – Краснодарский край, 147 – Ленинградская область, 702 – Республика Башкортостан, 754 – Новосибирская область;
- 790 – Московская область, 774 – Челябинская область, 156 – Оренбургская область, 172 – Тюменская область;
- 155 – Омская область, 977 – Москва, 181 – Луганская Народная Республика (ЛНР), 180 – Донецкая Народная Республика (ДНР).
Регионы с несколькими кодами
На 2023 год всего 38 субъектов РФ с несколькими автомобильными кодами. Больше всего кодов у Москвы и Московской области.
Ожидаемые коды
Рассматривается вопрос о введении в будущем новых трёхзначных кодов для 16 регионов. Особенность новых кодов в том, что они будут начинаться не с привычной 7, а с других цифр.
Осенью 2022 года рассматривались варианты кодов для новых регионов России:
- 171 (или 80) — Донецкая Народная Республика
- 172 (или 81) — Луганская Народная Республика
- 184 (или 84) — Херсонская область
- 185 (или 85) — Запорожская область
С декабря 2022 года в ЛНР стали выдавать автомобильные номера с регионом 181, в ДНР — с регионом 180. В СМИ встречаются сведения о том, что номера 180 и 181 выдаются для автомобилей, а 80 и 81 — для прицепов. Однако мы не нашли официального подтверждения этой информации.
Коды 80, 81, 84, 85 ранее принадлежали другим регионам России и были отменены в 2020 году, однако в 2022 году снова начали действовать. Рассматривается их использование на территориях, находящихся за пределами РФ (на таких территориях действует код 94), а новым четырём регионам отдать трёхзначные номера.
ГОСТы
Регистрационные номерные знаки Российской Федерации в привычном на сегодняшний день виде выдаются с 1993 года. Вид номерных знаков транспортных средств РФ определяется ГОСТом. Первый ГОСТ Р 50577-93 действовал с 1 января 1994 года. С 4 августа 2020 года введён новый ГОСТ Р 50577-2018.
ГОСТ 1993 года
Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования
ОКС 43.020, ОКП 45 0000
Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
Постановление Госстандарта России от 29 июня 1993 года №165
Licence plates for vehicles. Types and main sizes. Technical requirements
ГОСТ 2018 года
Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования
Федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ НИЦ БДД МВД России)
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 сентября 2018 года №555-ст
В соответствии с новым стандартом вводятся новые 10 типов номерных знаков для транспортных средств в зависимости от вида и категории транспортного средства: мотоциклы, квадрациклы, машины с креплениями под «квадратные» номера, спортивные, ретро автомобили.
История: 1993 — введены номерные знаки с кодами регионов от 1 до 89; 1994 — введён ГОСТ Р 50577-93; 1998 — впервые введён второй код для одного региона (99 для Москвы, он же первый из кодов, начинающихся на 9); 2005 — введены трёхзначные коды; 2008 — прекращена выдача номеров с кодами, начинающихся на 8; 2020 — введён ГОСТ Р 50577-2018, отменены коды, начинающиеся на 8; 2022 — снова введены коды, начинающиеся на 8, уже для новых регионов.
Согласно Приказу МВД от 26 июня 2013 года № 478 в 2013 году введены трехзначные коды с первой цифрой 7 (777, 779, 799 и др.). Вместо ожидаемой 2 используется цифра 7, так как а) 2 не вписывается в отведенное под код региона пространство на регистрационном знаке, б) 7 лучше распознается камерами фиксации правонарушений. Однако ограниченная серия номеров с кодами 277 и 299 все же выдавалась.
Согласно Приказу МВД от 5 января 2000 года № 5 в 2000 году все автомобильные номера Чеченской республики были заменены: вместо кода 20 стал использоваться код 95. Номера с кодом 20 больше на дорогах не встретить. Такая мера связана с противодействием ситуации по скоплению криминальных автомобилей на тот момент.
В связи с объединением и переименованием регионов по некоторым кодам произошли изменения:
- У Пермского края три кода: 59, 81, 159. Код 81 выбивается из логики. Это связано с тем, что 1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий Автономный округ (код 81) и Пермская область (код 59) были объединены в Пермский край. Соответственно, код 81 перешёл к Пермскому краю.
- В 2014 году в Крыму до введения кодов 82 и 92 выдавались регистрационные номера с кодами 23, 123 (коды Краснодарского края) и 777 (код Москвы).
- Код 88 до 2007 года имел Эвенкийский АО, с 2007 года — Красноярский край.
- Код 75 до 1 марта 2008 года имела Читинская область, с 1 марта 2008 года — Забайкальский край.
- Код 82, выдаваемый в Крыму, использовался также в регионах: Самарская область, Ульяновская область.
Согласно Приказу МВД от 7 августа 2013 года № 605 при перепродаже автомобиля разрешается оставлять старые номера. Замена на новые номера может быть осуществлена по желанию нового владельца. Таким образом, привязка кода на автомобильном номере к региону проживания/прописки собственника перестает быть актуальной. Выдача номеров с кодами регионов, не соответствующих прописки автовладельцев, осуществлялась с 15 октября 2013 года по 31 декабря 2019 года.
Новый формат
В Правительстве обсуждается вопрос изменения формата автомобильных номеров. Планируется отказаться от номеров регионов и увеличить комбинацию из цифр и букв. Увеличение комбинации из букв и цифр позволит избежать дефицита вариантов для регионов с большим числом машин и сделает номера более близкими к европейскому формату. Кроме того, обсуждается возможность установки в номера электронных чипов для удалённого считывания регистрационных данных транспортного средства.
Также рассматривается идея от рабочей группы НТИ «Автонет» о введении в России номеров зеленого цвета для электромобилей.
Дата последнего изменения статьи: 04.04.2023Информация об автомобильных кодах регионов сформирована на основе опубликованных данных ГИБДД. Дата актуализации данных: 04.04.2023.
Госномера в России
На хранении в ГИБДД
Особенности
Красноярск, Зелёная Роща
Красноярск, Предмостная площадь
Красноярский край, Зеленогорск
Красноярский край, Ачинск
Красноярск, Центральный парк
Красноярский край, Дивногорск
Красноярск, Копыловский мост
Красноярск, Район ТРЦ Планета
Красноярск, Театр Оперы и балета
Красноярск, Дрожжевой завод
Поднятие в списке
15 мая 2023 19:14
Красноярск, ЖК Зеленый городок
Простаивая в дорожных пробках, водители невольно начинают обращать внимание на различные мелочи, пытаясь скоротать время. Многие, к примеру, разглядывают автомобильные номера. Что же может означать та или иная комбинация цифр и букв ?
Обычный российский автомобильный номер состоит из двух секций: основной и дополнительной (справа). В последней выбит двух- или трехзначный код, по которому можно легко определить из какого региона РФ прибыла та или иная машина (например, цифра 62 означает, что автомобиль из Рязанской области), при этом буквы RUS означают страну, где и была зарегистрирована машина.
Формат номерных знаков
Основная часть номера имеет следующую форму Y XXX YY, где X — это цифры от 0 до 9, а Y — буквы русского алфавита. Последние, к слову, используются далеко не все, а только те, что имеют аналоги в латинском алфавите, то есть А, В, Е, М, К, Н, О, Р, С, У, Т, Х.
На дороге можно увидеть совершенно разные сочетания букв и цифр, поэтому многие автомобилисты ошибочно полагают, что автомобильные номера представляют случайный набор символов, однако это не так.
В процессе регистрации транспортных средств номера выдаются по порядку (исключением являются только специальные серии, о которых речь пойдет ниже), при этом сам порядок изменения символов здесь немного иной (не слева направо). Так, цифры меняются справа налево, то есть вслед за номером Т 359 ОК будет выдан Т 360 ОК.
Буквы же меняются только после чисел, причем сначала меняется первый символ, то есть после номера Т 999 ОК в обращение будет введен номер У 001 ОК. Затем происходит замена третьей буквы и только потом второй.
Правильно «прочитав» госзнак можно определить статус владельца автомобиля (например, его принадлежность к правоохранительных органам). Случается, что сотрудники ДПС, увидев особый номер, не тормозят водителя даже если тот слегка нарушил ПДД.
Список «блатных» номеров достаточно широк, поэтому перечислять их все просто не имеет смысла, однако наиболее распространенные из них отметить все же стоит. Для примера, пробежимся по госзнакам Москвы и столичного региона в целом, при этом отметим, что в каждом регионе есть свои особые номера, которые котируются только в пределах своей территории, а за ней — теряют своих привилегии, становясь просто «красивыми».
АМР, ЕКХ, СКР и др.
Пожалуй, самыми привилегированными являются номера серии АМР 97, которые указывают на то, что данный автомобиль находится в распоряжении у Госдумы, правительства, совета федерации, руководства ФСО, СК РФ или Прокуратуры РФ. Данные номера считаются «неприкасаемыми», то есть сотрудники ГИБДД не имеют права останавливать такие машины без разрешения свыше. Купить их невозможно, а арендовать — только за очень большие деньги.
Серия АМР 77 официально принадлежит ЦА МВД, при этом отдельные номера отданы частным лицам, а значит их можно приобрести, вот только цена «кусается». По слухам, просят за них от 1 млн рублей и выше, причем чем ближе номер к первой сотне, тем выше его цена.
Привилегированными также являются номера с обозначением ЕКХ 97, которые указывают на принадлежность данной машины к Федеральной службе охраны РФ (ФСО). Ходят слухи, что данные номера были введены в обращение после диалога между экс-президентом России Борисом Ельциным и тогдашним руководителем ФСО Ю.В. Крапивиным.
Последний обратился к Ельцину с просьбой ввести новые буквы на номера, так как старых уже стало не хватать. После совместных раздумий было решено использовать сочетание букв ЕКХ, которая по легенде является аббревиатурой, расшифровывающейся как «Ельцин + Крапивин = Хорошо».
Впрочем, официальное обозначение аббревиатуры звучит иначе — «Единое кремлевское хозяйство», при этом в народе гуляет другая расшифровка — «еду куда хочу» (и ее более нецензурная версия). На сегодняшний день серия номеров ЕКХ уже отменена, хотя в регионах их все еще можно приобрести, но для этого надо будет заплатить существенную сумму денег. Вот только каких-либо преимуществ покупка не даст.
Скорее напротив, владельцу автомобиля стоит быть готовым, что его часто будут останавливать на дорогах с проверкой. Последнее связано с тем, что в ГАИ знают список актуальных «неприкасаемых» номеров, а вот все остальные таковыми уже не являются.
Также к «списанным» можно отнести номера серии ХКХ 77, которые ранее принадлежали ФСБ. Сейчас же большинство из них находится в распоряжении частников. Они пользуются спросом среди владельцев внедорожников и автомобилей представительского класса. Также частникам отдана немалая часть серии номеров МММ 77, которая используется для обозначения служебных машин московского МВД.
Серии СКР 197 и СКР 199 действующие и находятся в распоряжении СК РФ, причем номера серии 197 не продаются, при этом наличие подобного номера у частного лица означает только одно — это подделка, а значит если нерадивого водителя тормознут на дороге, то крупного штрафа ему не избежать. А вот знаки серии 199 периодически становятся доступны для покупки, но стоят они немало.
Машины с номером из серии ССС 77 принадлежат службам спецсвязи и другим подобным организациям. В свою очередь код ССС 99 относится к налоговой, ГОХРАНе и ГУИНу, а код ССС 97 — к различным спецслужбам. Купить такой номер можно, но опять же проблематично.
Управлению делами президента РФ отдана большая часть серий АОО 77, ВОО 77, МОО 77 и СОО 77. Впрочем, при особом желании и везении и их можно купить, но опять же за достаточно существенную сумму.
Не менее примечательны на дороге автомобильные номера серии АМО. Она принадлежит столичной администрации и различным министерствам. Периодически такие номера появляются в продажу за соответствующую цену.
https://youtube.com/watch?v=h0qji4OTgWw%3Ffeature%3Doembed
Наличие номеров серии ММР 77 или ВМР 77 указывает на принадлежность автомобиля к структурам МВД и ФСБ. Они также имеются в свободной продаже, но покупателю придется как следует раскошелиться. Плюс стоит упомянуть серию ООО 77. Ранее на автомобилях с такими номерами ездили сотрудники ФСБ, но теперь их тоже можно купить.
Не менее популярны в Москве и прилегающей к ней территории номера серии РМР 77, которые были разработаны специально для юстиции. Они пользуются немалым спросом на рынке, вот только цена на них немного ниже перечисленных выше серий.
Номера серии ЕРЕ 177, разработанной специально для членов партии «Единая Россия», чаще всего встречаются именно в столице. Особой ценности они не представляют и находятся в свободном доступе.
Помимо перечисленных выше «блатных» номеров есть и просто «красивые». Последние представляют собой осмысленный подбор символов и букв (например, В 123 ОР) и могут быть куплены в ГИБДД, однако каких-либо привилегий на дороге они не дают.
Госномера в Красноярске
Доставка по городу
Искать в описании
Вид транспортного средства
16 мая 2023 07:15
Красноярск, Центральный рынок
15 мая 2023 09:47
14 мая 2023 18:05
Красноярский край, Канск
Красноярск, Бобровый лог