Разработка новых моделей автомобиля занимает длительное время. Мода меняется, меняются предпочтения покупателей или появляются новые дизайны элементов кузова автомобиля. Поэтому автопроизводители, пока разрабатываются новые модели, периодически (3-4 года) обновляют уже существующие серийные машины. Или, если коротко, делают рестайлинг автомобиля. Что же означает понятие Рестайлинг Что это такое простыми словами. Чем рестайлинг отличается от простой модели и почему автомобильные компании проводят для достаточно новых моделей авто какие-то изменения? Что меняется при рестайлинге в автомобиле. А самое главное, чем рестайлинг отличается от тюнинга. Объясняем на пальцах!
Обновить внешний облик автомобиля можно не только за счет тюнинга, но и с помощью заводских деталей от более современных рестайлинговых версий конкретной модели. Иногда автовладельцы радикально переделывают автомобиль, добиваясь визуальной идентичности с авто нового поколения. О том, какие модели чаще всего таким образом освежают, сколько это стоит и какими проблемами грозит, – в материале «Газеты.Ru».
При самостоятельном «рестайлинге» чаще всего видоизменяются легкосъемные внешние элементы вроде фар, бамперов, крышек капота и багажника, конструктивно же машина остается прежней. Впрочем, нередко за таким освежением внешности могут скрываться технические проблемы после ДТП, это должны учитывать потенциальные покупатели таких машин, предупреждают эксперты.
Продолжение истории после рекламы
Мировой авторынок — как живой организм, в котором постоянно происходят процессы преобразований и изменений. Новые тенденции мгновенно подхватываются ведущими автопроизводителями и довольно быстро внедряются в действующие модели.
Почему именно в действующие? Да потому, что хорошая окупаемость новой модели наступает только после 5-6 лет серийного производства. А мода меняется куда быстрее.
Вот и приходится автопроизводителю идти на всевозможные уловки, чтобы привлечь покупателей. При этом важно сделать машину реально свежей.
Достигается такой эффект благодаря замене того, что прежде всего бросается в глаза, когда садишься в машину: панель приборов, мультимедийная система, обивка салона, кресла и т.п.
Кроме этого в рестайлинговой версии могут появиться новые силовые агрегаты. Сейчас особенно модно предлагать гибридные версии. А в базовой основе это останется все тот же автомобиль.
Но наиболее важным для клиентов является устранение выявленных недоработок в предыдущей версии. Устранив их, автопроизводитель ставит данное обновление во главу угла во время рекламной компании.
А вы предпочитаете приобретать совершенно новую модель или после рестайлинга? Поделитесь своими аргументами в комментариях.
- Рестайлинг Что это такое простыми словами
- Чем рестайлинг отличается от простой модели
- Что меняется при рестайлинге в автомобиле
- Что меняется при рестайлинге в автомобиле в механической части
- Чем рестайлинг отличается от тюнинга
- Редакция рекомендует
- Цены после рестайлинга поднялись, рыночный эффект был значительный
- Цены после рестайлинга поднялись, рыночный эффект был умеренный
- Цены после рестайлинга поднялись не сильно, продажи снизились
- Цены после рестайлинга не изменились (или снизились), рыночный эффект был положительный
- Цены после рестайлинга заметно снижались, продажи падали
- Цены после рестайлинга повысились значительно, продажи сохранились или выросли
- Что не так?
- Мнение дилеров
- Toyota Land Cruiser
- Mercedes-Benz S-Class
- Gelandewagen
- Toyota Camry
- А как же гаишники?
Рестайлинг Что это такое простыми словами
Restyling переводится с английского как модернизация или смена стиля. Рестайлинг автомобиля — это изменение внешнего и внутреннего вида автомобиля в угоду модным тенденциям или изменившемуся корпоративному стилю бренда. Ключевым элементом во время рестайлинга является внешность автомобиля. Приоритетом становится изменение внешности передней часть машины. Автопроизводители постоянно стараются, чтобы их автомобили выглядели по особенному и не были похожи на конкурирующие модели.
Чем рестайлинг отличается от простой модели
Традиционно, чтобы обновить модель и улучшить ее привлекательность проводится рестайлинг автомобиля — изменение стиля, который дает машине новый облик. Но для этого не требуется крупные инвестиции в разработку. Внешний вид — вот чем рестайлинг отличается от простой модели.
Что меняется при рестайлинге в автомобиле
При рестайлинге может меняться не только решетка радиатора, оптика и внешний обвес кузова. Могут изменяться металлические элементы кузова (капот, крылья, двери и т.п.). А может полностью перелицована передняя или задняя часть автомобиля. Кроме того, часто автомобильные компании проводят более глубокие обновления своих автомобилей, изменяя его интерьер. полностью перелицована передняя или задняя часть автомобиля.
Наиболее частым изменениям подвергаются:
- Передняя или задняя оптика (в том числе и противотуманные фары)
- Дизайн легкосплавных дисков
- Рулевое колесо и селектор КПП
- Блок управления климат-контролем
- Линейка силовых агрегатов и коробок передач
Кроме этого автодизайнеры, готовя рестайлинг машины, предпочитают изменять внешнюю отделку кузова. Особенно — молдинги, хромированные детали и логотипы модели. Через три года после выпуска автомобиля дизайнеры и инженеры могут провести редизайн стиля интерьера.
Также, иногда во время проведения рестайлинга машина получает новые электронные технологии, новые датчики и новую навигационную систему. Некоторые автопроизводители при необходимости могут поменять и программную прошивку информационно-развлекательных систем.
Что меняется при рестайлинге в автомобиле в механической части
Обновление модели в середине цикла выпуска (3-4 года) часто включает в себя изменение силовых агрегатов (могут появляться новые модели двигателей). Иногда автомобильные компании изменяют тормозную систему автомобиля или даже меняют устройство подвески. Но происходит это очень и очень редко.
Чем рестайлинг отличается от тюнинга
Автолюбители часто задают вопрос — чем рестайлинг отличается от тюнинга? Все просто, самое главное отличие — это кто выполняет изменения в автомобиле.
— это изменение различных характеристик, вносимые производителем (форма кузова, технические характеристики) серийно
— это изменение характеристик автомобиля, вносимые не производителем (различные тюнинговые лаборатории, «колхозинг» и пр.)
ЧТО ПРИГОТОВИТЬ НА КОСТРЕ КРОМЕ ШАШЛЫКА. ВКУСНЫЕ РЕЦЕПТЫ
Товар любого направления без регулярного обновления обречен на провал. Аналогичной позиции придерживаются и автопроизводители, которые принимают политику по модернизации транспортных средств один раз в несколько лет. Некоторые обращаются к обновлению техники намного чаще. Чтобы покупатель не утратил интерес к автомобилю, его постоянно модифицируют. Именно за это отвечает рестайлинг.
Рейстайлинг — процесс модернизации транспортного средства, в ходе которого берут во внимание различные факторы. Производители учитывают экономические запросы граждан, потребности и тенденции рынка. Рестайлингом называют внесение изменений во внешний вид и внутреннее оформление автомобиля. Данная мера, принимаемая производителями, направлена на то, чтобы повысить продажи на рынке. Изменения технической части тоже могут быть включены в рестайлинг, но это не обязательный пункт.
У рестайлинга есть синонимы — фейслифтинг и редизайн. Они могут использоваться производителями для обозначения аналогичного обновления. Однако фейслифтинг предполагает изменения внешние — новые бамперы, стекла, решетку радиатора и ее рисунок. Меры производителя в данном случае направлены на то, чтобы визуально сделать транспорт более привлекательным.
В России рестайлинг очень часто обозначают как тюнинг, так как обе процедуры предполагают изменение внешнего вида, внутреннего оформления. Но если рассматривать аналогичные термины в США и Великобритании, они имеют значительное различие. Рестайлингом там называют изменения экстерьера и интерьера, а тюнинг предполагает настройку технической части.
Если рассматривать рестайлинг, к которому прибегают автопроизводители, можно выделить основные изменения по частоте использования. В большинстве случаев при рейстайлинге меняется внешний вид модели. Специалисты могут затрагивать форму кузова, некоторые элементы декора. Следующим по частоте идет изменение салона. Как правило, разработчики аккуратно обращаются с этой средой, так как боятся нарушить эргономичность. Поэтому меняться может цвет обивки, форма руля и художественное оформление приборов.
Гораздо реже специалисты прибегают к трансформации силовой части — двигателя, коробки передач, системы рулевого управления и тормозной системы. Главное правило рестайлинга — реконструировать транспортное средство путем меньших потерь.
Различать рестайлинг стоит и по подходу производителя. Он может быть запланированным или внеплановым. В первом случае речь идет о модернизации, которую производитель проводит каждые 3-4 года. Такой способ позволяет корректировать потребительский спрос. Внеплановый рестайлинг проводится в том случае, если в ходе использования выявляются какие-либо неприятности. К примеру, производитель фиксирует, что спрос на определенную модель падает. Он анализирует, по каким причинам это происходит. Если у автомобиля обнаруживаются какие-либо недостатки, компания приступает к обновлению. Часто такое происходит после обнаружения определенных дефектов.
Итог. Рестайлинг — процесс, который предполагает внесение изменений в транспортное средство. Они могут затрагивать экстерьер, интерьер и техническую часть модели.
Если объяснять на пальцах, что такое рестайлинг, то проще всего вспомнить ВАЗ-2101. Все последующие Жигули называли новыми моделями, но и 2103, и 2106 по сути были тем же самым, хотя и содержали ряд технических и косметических изменений. Это и есть рестайлинг.
Принято считать, что у каждого автомобиля есть свой срок конвейерной жизни: скажем, 5 – 7 лет. За это время компания поддерживает модель «на плаву», внося какие-то изменения в интерьер и экстерьер, а также в конструкцию, ничего не меняя при этом глобально. Совокупность таких приемов и называют рестайлингом. Его назначение – максимально замедлить моральное старение машины до появления абсолютно свежей модели. На примере ВАЗа такой моделью когда-то стал ВАЗ-2108, не имевший ничего общего с «классикой».
Изменения экстерьера и интерьера могут быть практически любыми. Одни смело перекраивают кузов, другие ограничиваются установкой ненужных, в общем-то, молдингов. Пример хорошего рестайлинга – Volvo S80 второго поколения, в ходе которого машина заметно «помолодела» как снаружи, так и внутри. В то время многие автопроизводители в процессе обновления также внедряли в фары полупроводники и газоразрядные лампы. Зачастую менялся и дизайн колес.
Грамотно осуществленный рестайлинг меняет восприятие марки. Типичный пример – рестайлинговый Ford Focus 3 поколения, поменявший умеренный дизайн на откровенно агрессивный. Аналогичное изменение восприятия наблюдалось на примере Mercedes-Benz E-Class поколения W212, у которого полностью поменялся стиль. Очень часто рестайлинг авто включает в себя замену линейки двигателей и коробок, улучшая динамику и повышая при этом экономичность. Тут можно привести в пример немцев с их «пятеркой» BMW серии E60, выпускавшейся с 2003 по 2010 год. Она пережила модернизацию линейки двигателей – от атмосферников до наддувных моторов.
Всегда ли рестайлинговые машины лучше своих предшественниц? В основном – да: они становятся современнее, экономичнее, эргономичнее. Но бывают, конечно, и промахи. Из тех же немецких автомобилей обычно вспоминают некоторые творения Volkswagen Group эпохи нулевых годов. Двигатели с прямым впрыском топлива оказались тогда очень капризными – особенно на фоне безотказных «старичков». В нашем автопроме можно вспомнить газовские моторы с форкамерным зажиганием, которые вместо экономичности породили такой ворох проблем, что еще долгое время с конвейера сходили карбюраторные Волги. Впоследствии их, наконец, вытеснил впрыск, но форкамерные движки так и не вернулись.
В общем-то, основная первопричина рестайлинга – это желание производителей подольше продавать одну и ту же машину, максимально экономя на ее улучшении. Пример с Жигулями мы уже приводили. Из иностранцев можно вспомнить Дастер, падение продаж которого пытались спасти изменением оптики и мультимедийной системы. Но такие шаги понятны: рестайлинг, по определению, должен быть дешевле, нежели новая модель. Да и потребители в результате получат улучшенную машинку без серьезных переплат. Поэтому рестайлинг это, как правило, занятие беспроигрышное. Если, конечно, обновление не окажется откровенно провальным. Впрочем, те же опасности существуют и при запуске в производство абсолютно новой модели.
Что еще почитать:
Электронные права: когда внедрят и как это будет работать?
Авто до 1 млн рублей: что можно купить на эти деньги?
Что нельзя делать с автомобилем на даче
Редакция рекомендует
Рестайлинг, то есть обновление, изменение, переосмысление стиля — плановый этап в автомобилестроении. Освежить экстерьер, вдохнуть больше жизни в салон, убрать ненужное, добавить актуальное, а также вмешаться в конструкцию автомобиля и его агрегатную часть — вот в целом то, что принято понимать под рестайлингом. Но не все здесь бывает однозначно, и последний «финт» с бывшей «Шнивой» невольно воззвал к этой теме.
Впрочем, поговорим о других представителях российского авторынка. По сложившимся в мире традициям легковые модели обновляют обычно через три-четыре года, и на этот момент в недрах автокомпаний уже зреет следующее поколение — как правило, до его выхода остается не более двух-трех лет. Кроссоверы в силу набравшей популярности подвергаются примерно таким же ротациям, хотя зачастую одну модель выпускают дольше, а обновлений случается больше. Как эти процессы выглядели, во что обходились покупателям, насколько были оправданны, как повлияли на ситуацию? Не будем углубляться в давние времена, а обратимся к конкретным примерам последнего десятилетия, ставшего суровым испытанием для отечественного авторынка. Рассмотрим десять моделей различного класса, а для наглядности распределим их в группы с соответствующим маркетинговым сценарием.
Цены после рестайлинга поднялись, рыночный эффект был значительный
Lada Granta. Начнем все же с продукции АвтоВАЗа. С качеством «макияжа» и тем более «пластической хирургией» здесь всегда был напряг. Однако значимые примеры рестайлинга случались. Да вот хотя бы не столь отдаленные события 2018 года, когда диверсифицировали семейство Lada Granta, объединив его с Калиной. В итоге такой интеграции получилась большая кузовная линейка (седан, лифтбек, хэтчбек, универсал, кросс-универсал), причем вся с новой облицовкой в Х-стиле.
Также пошаманили над салоном, комплектациями, колеровкой, улучшили шумоизоляцию. Были и технические новшества. По моторной линейке внедрили «антипопадос» в виде новых поршней с углубленными выемками — во избежание встречи с клапанами при обрыве ремня ГРМ. В трансмиссии увеличили передаточное число главной пары, модернизировали «робот» (у него появился ползущий режим, усиленное сцепление, функция «Спорт»), перенастроили электроусилитель руля. В общем, модернизировали не только «форму», но и содержание.
С августа 2018 года объявили старт продаж и новый прайс-лист Lada Granta: все автомобили заявлены в схожих комплектациях, однако ценовая палитра изменилась разнопланово. Седан как базовая модель семейства в начальной версии подорожал на 10 000 рублей (419 900), тогда как хэтчбек и лифтбек стали дороже седана на 15 000–17 000, а универсал на 25 000–27 000 рублей. При этом бывшие Калины получили базовые комплектации проще и относительно «прошлой жизни» подешевели. Маркетинговый ход конем удался: если в 2018 году семейство Lada Granta с прибавкой в продажах 13% еще оставалась второй (после Весты), то в 2019-м с ростом на 28% и свыше 135 000 реализованных машин возглавило национальный рейтинг. И такая позиция сохраняется до сих пор, хотя в 2020 году потеря составила 7%.
Цены после рестайлинга поднялись, рыночный эффект был умеренный
Надо сказать, что не все и зарубежные модели эконом-класса торопятся с рестайлингом и не всегда это носит ударный наступательный характер. Тот же седан VW Polo, появившийся в России в 2010 году, получил обновки в 2015-м, да и то не все сразу. Летом автомобиль предстал с иными бамперами, светотехникой, радиаторной решеткой, капотом (облицовка изменилась в духе VW Jetta), с другим дизайном колесных колпаков и литых дисков. В салоне новые руль, плафон, материалы отделки, в список опций добавились электропривод складывания зеркал, передний парктроник, биксеноновые фары со светодиодными ходовыми огнями, «противотуманки» с функцией подсветки поворотов. Срок гарантии увеличили с двух до трех лет. Пересмотрен набор комплектаций: исчезла бюджетная версия Conceptline, стартовой стала Trendline. И цены поднялись: базовая на 50 000 рублей (до 555 000), а верхняя на 44 000 (до 694 000).
Притом новые, более мощные версии двигателей 1,6 л (90 и 110 л.с. взамен 85 и 105 л.с.) стали доступны только ближе к концу года (затем добавился вариант и с турбомотором 1,4 л в 125 сил). В год своих «перемен» из-за последствий кризиса Поло оказался в двойственной ситуации: продажи снизились на 23% (45 390 машин), при этом за последние четыре месяца динамика шла вверх и по итогам года с восьмой строчки рейтинга удалось сразу занять четвертую. То есть эффект от модерна все же был, а в 2016 году он подтвердился оживлением продаж на 5%, хотя конкуренты подвинули на одно место назад.
Трудное лето 2015-го вывело на российский рынок обновленный Renault Duster, который до этого серьезно не менялся с момента появления в 2010 году. Насколько были оправданны эти ожидания? Внешне ничего особенного, все можно было принять за фейслифтинг: слегка видоизменились облицовка (бампер, фары, решетка радиатора), задние фонари, предложены новые литые диски и цвета, в салоне другая передняя панель с приборами и рулем от нового Logan. Но также появилась новая электропроводка на основе CAN-шины, улучшена шумоизоляция, усилен кузов. Кроме того, форсированы характеристики имеющихся бензиновых двигателей (увеличилась мощность и крутящий момент) и «заряжен» новый 1,5-литровый турбодизель в 109 сил. Расширился список доступного оборудования, такого как система дистанционного запуска, электрообогрев лобового стекла, камера заднего вида.
То есть внешние обновы незначительны, но в целом Duster преобразился по многим параметрам. Притом цены на момент его выхода в середине года не увеличились — минимум 584 000 рублей. Правда, базовое оснащение тоже не стало богаче, ну а с учетом общего, как на дрожжах, роста цен Duster тоже не дремал — к октябрю стартовая цена уже подтянулась к 600 000 рублей, а иные упакованные версии подорожали на 40 000 рублей. Тем не менее рынок отреагировал на его появление позитивно: если в первом полугодии продажи дореформенной модели упали почти в два раза — до 3000–3500 машин в месяц, то во втором полугодии доходили до 4300–5300 экземпляров, в том числе пошли вверх дизельные версии. Таким образом, похорошевший кроссовер затормозил «великое падение» года, сохранил первое место среди всех SUV и удержал позиции в следующем году (но в дальнейшем его оттеснил Hyundai Creta).
Цены после рестайлинга поднялись не сильно, продажи снизились
Другие бюджетные автомобили, такие как Hyundai Solaris, строго следуют графику обновлений, но чудес ждать не приходится. Седан второго поколения вышел в 2017 году (спустя семь лет после дебюта модели), а в феврале 2020 года «перезагрузился» с рестайлингом. Список обнов типовой: измененная передняя часть, новые фары и задние фонари (на дорогих версиях со светодиодами), улучшена шумоизоляция салона, появилась электрорегулировка поясничного подпора, дисплей мультимедиа вырос до 8 дюймов. Конечно, пересмотрены содержание комплектаций и наборы опций, но в базовом оснащении по-прежнему нет кондиционера, аудиосистемы, подогрева кресел и зеркал, а USB-разъем для задних пассажиров штатно добавился только в топ-версии. Да и по технике в целом (двигатели, трансмиссия, подвеска) новых решений не появилось.
Правда, и цены изменились «не огонь»: базовая версия подорожала всего на 9000 рублей (765 000), а улучшенные — на 17 000–34 000 рублей (минимум 840 000). Но выход «рестайла» в данном случае совпал с началом очередного коллапса на авторынке (заметное оживление продаж фиксировалось с июня), поэтому при оценке успеха лучше смотреть итоговые цифры. Было реализовано немногим более 49 000 машин — относительно 2019 года Hyundai Solaris просел на 16%. Но при этом хотя бы не сильно потерял позицию — с пятой сместился на шестую, и тут уже «постарался» новый VW Polo, который и занял место Соляриса в рейтинге.
Цены после рестайлинга не изменились (или снизились), рыночный эффект был положительный
Кроссовер Hyundai iX35 появился в 2010 году, а уже через три года предстал в модернизированном виде. Причем снаружи практически ничего не поменялось — на make-up явно не тратились, лишь фарам дали светодиодные лампы и версию с биксеноном, а также появилась антенна-«плавник», мультимедиа с дисплеем 7 дюймов, приборный щиток Supervision. В то же время автомобиль получил новый 2,0-литровый двигатель серии Nu (вместо Theta II), 6-ступенчатую механическую коробку передач (вместо 5-ступенчатой), новую межосевую муфту (электрогидравлическую вместо электромагнитной), карданный вал с улучшенной защитой. Кроме того, в ответ на замечания по ходовым качествам была доработана подвеска c целью улучшения управляемости, плавности хода и снижения шумности. То есть рестайлинг получился довольно глубоким, хотя спорная среди автомобилистов внешность фактически осталась та же.
Выход обновленного iX35 на российский рынок состоялся в октябре 2013 года. И хотя список комплектаций тоже поменялся, базовые цены сохранились — от 899 000 рублей (было лишь удорожание опций), что закладывалось бизнес-планом до весны следующего года. Принятые меры возымели успех: в 2014 году, фактически без перелицовки, кроссовер привлек к себе почти 35 000 покупателей — это плюс 10% в условиях общего падения рынка на такое же значение. И переместился с 23-го сразу на 16-е место, в том числе оставив позади Kia Sportage. Правда, следующий год уже не был таким успешным.
Но что примечательно, уже вскоре — в конце 2015 года, на место iX35 заступил Hyundai Tucson (третьего поколения). С другим дизайном и оснащением, в его арсенале кроме моторов 2,0 л имелся «атмосферник» 1,6 л (132 л.с.) и горячий турбомотор 1,6 л в 177 сил в паре с преселективным «роботом». Но «раскрутка» машины на послешоковом рынке шла нелегко: за весь следующий 2016 год удалось реализовать немногим больше 10 000 экземпляров, а в 2017 году прибавилось всего около полутора тысяч машин.
В середине 2018 года Hyundai Tucson омолодился: вышел с «поправленной» облицовкой, усовершенствованной мультимедиа, расширенным списком оснащения, пересмотренными комплектациями. Моторная гамма практически не изменилась, но для турбодизеля предложили новый, 8-ступенчатый «автомат». Притом ценовая вилка «прогнулась» довольно гибко: базовая бензиновая версия подорожала на 30 000 рублей (стала 1 399 000), тогда как дизельная заметно подешевела — сразу на 100 000 рублей (стала минимум 1 769 000). И действительно, этот год кроссовер закончил очень хорошо: продали более 23 000 машин — рост почти в два раза и отбитое место в Топ-25. Причем подешевевшие дизельные варианты хоть и привлекли больше покупателей, но все равно их доля осталась несущественной (около 4%). Притом ни в 2018 году, ни в следующем автомобилю так и не удалось хотя бы близко подступиться к показателям умчавшегося вперед Kia Sportage.
Цены после рестайлинга заметно снижались, продажи падали
А теперь вспомним, как в 2012 году появился Mitsubishi Outlander третьего поколения (на платформе Project Global), который не мог сравниться с эффектным обликом предшественника. Последовавший вскоре — в 2014 году — фейслифтинг особо не повлиял на мешковатый вид машины. И как будто спохватившись, уже в 2015 году кроссовер предстал, окунувшись в чан с живой водой: на этот раз получился довольно глубокий рестайлинг с вмешательством во многие узлы и системы — по заявлениям, модель была доработана более чем по 100 пунктам, включая усиление кузова и перенастройку подвески. Но визуальный прогресс был именно на «фейсе» — в этот раз ситуацию спас модный Х-дизайн, получивший корпоративное название Dynamic Shield.
И действительно, автомобиль мог восприниматься как новое поколение, но время тогда было непростое — продажи в России стартовали в апреле 2015 года. Если бы не жесточайший кризис на нашем рынке, то базовая наценка за такие обновы в 40 000 рублей по сравнению с «дорестайлом» (а именно 1 289 000 против 1 249 000 рублей) воспринималась бы «по-божески» даже с учетом локализации сборки. Но уже через месяц российское представительство компании идет на беспрецедентный шаг: цены на машину буквально обрушивают — на 220 000–250 000 рублей в зависимости от комплектации! Базовая стоимость на какой-то период установилась в 1 039 000 рублей, а топ-версия с V6 3,0 л подешевела с 1 919 000 до 1 700 000 рублей. Притом «старый» вариант еще присутствовал в продаже и на все его комплектации тоже сделали большую скидку, когда начальная цена сразу слетела до отметки в 999 000 рублей.
Однако и такие радикальные меры позволили лишь замедлить падение спроса, но не остановить, не говоря уж о росте. Если в 2014 году при снижении общего рынка на 10% еще «старый» Outlander смог разойтись в количестве 29 000 штук с приростом, то в 2015-м даже с крутым обновлением кроссовер выбрали лишь немногим более 16 000 покупателей. «Убыль» почти вдвое, причем с выпадением модели из Топ-25. Тем не менее, пережив в 2018 году третий рестайлинг — с некоторой «подтяжкой лица» и разными нововведениями, автомобиль подрос в продажах, вернул себе место в Топ-25 и сравнительно благополучно дотянул до наших дней.
Нестандартная хроника событий сложилась с экстравагантным Nissan Juke. Наделавший шуму кросс-компакт с явно незаезженным обликом появился в 2010 году. И неожиданно быстро набрал обороты: в 2012 году в России купили свыше 30 000 таких машин — больше, чем Кашкаев. Авторы поймали кураж и подогревали интерес разными эксклюзивными версиями, но главное — в 2013 году вывели на наш рынок двигатель 1,6 л в дефорсированной до 94 сил версии и только с «механикой». Это расширило амбиции кроссовера в бюджетной зоне: цена стартовала с 650 000 рублей, что почти на «сотню» меньше базовой стоимости с мотором 117 сил.
А в 2014 году Nissan Juke слегка весь обновился, и это трудно назвать рестайлингом. Внешние перемены — по принципу ребуса «Найди десять отличий», для машины с таким исходным дизайном практически незаметны. Да и внутри мало что поменялось и добавилось — усовершенствованная мультимедиа, система кругового обзора, некоторые настройки. Цена не полезла, но былой ажиотаж падал стремительно: в том году разошлось немногим больше 20 000 «Жуков», а в 2015-м продажи нишевой модели рухнули в четыре раза! Потом уход, неубедительное возвращение (максимум пришелся на 2018 год — 2500 экземпляров) и затем окончательное расставание с нашим рынком. В общем, как судьба космического болида — пролет по небу с яркой вспышкой и резкое затухание.
Цены после рестайлинга повысились значительно, продажи сохранились или выросли
Есть автомобили, рестайлинг которых совпадал с заметным ростом цен на них, однако «выбить» эти модели с насиженных мест все равно не удавалось. Как раз наоборот, обновление было действенным стимулом спроса.
Седан Toyota Camry предыдущего, восьмого поколения, появился в 2011 году, а уже через три года был облагорожен рестайлингом. И отнюдь не символическим: дело приурочили к появлению нового базового двигателя объемом 2,0 л (150 л.с.) с комбинированным впрыском топлива, обещавшего лучшую отдачу и экономичность. Были изменения по кузову, особенно в облицовке — она по-модному «прищурилась» и широко открыла «зев». Скорректированы настройки подвески и рулевого управления, улучшена шумоизоляция, изменился руль, в интерьер внесли более «престижные» элементы отделки и оборудования, появились новая мультимедийная система, функция мониторинга «слепых» зон, автоматическое переключение света, беспроводная зарядка для телефонов.
Старт продаж модернизированной Toyota Camry в России пришелся на «тревожный» ноябрь 2014 года. Притом цены хоть и увеличились, но незначительно: базовая на 29 000 рублей — на тот момент это 998 000 рублей, тогда как топ-версии подорожали всего на 16 000 рублей. В том году номенклатурную машину и так хорошо брали — разошлось более 34 000 экземпляров с приростом. Но уже в январе 2015-го в рядах Toyota произошла ценовая революция и выпускаемый в России седан Camry сразу подорожал на 18%! В денежном выражении базовая стоимость поднялась на 214 000 рублей, нарисовав в прайс-листе цифры 1 212 000 рублей. Но ничего страшного не случилось: когда многие модели шли ко дну, Camry оставалась на плаву — в 2015 году продали более 30 000 машин, то есть потери в 14% сравнительно невелики. Кстати, в 2017 году машину еще раз обновили, причем сделали это буквально накануне выхода модели нового поколения, созданной уже на другой платформе.
С внедорожниками своя картина. Этот сегмент более консервативен, производственный цикл одного поколения может растянуться более чем на десять лет. Поэтому обновления во имя прогресса и стимулирования спроса здесь случаются не один раз и носят как визуальный, так и структурный характер.
Показательная история вышла с Toyota Land Cruiser Prado. Производство последнего, четвертого поколения (кузов 150) началось еще в 2009 году, но потом была череда различных «вливаний». При рестайлинге в 2013 году облицовка преобразилась — с объемной радиаторной решеткой и «растекающимися» фарами, что не всем было по нраву. Доработали подвеску, расширили список электронных средств безопасности и помощи, приборная панель стала информативнее, с новой мультимедиа. Еще через два года автомобиль получил абсолютно новый турбодизель с лучшей отдачей — объемом 2,8 л (177 л.с. и 450 Нм), а также 6-ступенчатый «автомат» для всех моторных версий. Цены подрастали, но со сбытом проблем не было: даже в 2015 году потери составили всего 14%, хотя и с последующим угасанием.
А осенью 2017 года в России объявили старт продаж LC Prado с очередным рестайлингом. Вновь скорректировали облицовку, причем на этот раз в более внятном брутальном ключе — капот и бампер стали рельефными, а фары сузились и заострились, обрели новую светодиодную начинку. Бензиновому V6 4,0 л мощь с 282 сил понизили до «налоголояльных» 249 сил. Доработана эргономика передней панели, улучшена обзорность, дисплей мультимедиа увеличен до 8 дюймов, список электроники расширился системой комплексной безопасности Toyota Safety Sense, работающей вкупе с камерами и радаром.
Цены изменились, но с изощренной японской мудростью, играя на особенностях комплектаций и спроса. Стоимость базовой версии с бензиновой «четверкой» 2,7 л и «механикой» скакнула значительно — на 202 000 рублей (с 1 997 000 до 2 199 000). Но эту версию и так почти не покупали, тогда как более ходовая с «автоматом» подорожала «только» на 102 000 рублей. С востребованным турбодизелем картина и вовсе эпическая. Самую доступную с ним комплектацию «уронили» сразу на 125 000 рублей (до 2 853 000), но среднюю и топовые версии подняли, хотя и по-разному, а максимальная наценка здесь составила 266 000 рублей! С бензиновым V6 4,0 л тоже поиграли: самую доступную версию сделали на 168 000 дешевле (3 205 000), а стоимость самой «люксовой» все же увеличили на 88 000 рублей (3 923 000).
Итог оказался результативный: в 2018 году LC Prado распродали в количестве 17 580 экземпляров, что почти на треть больше, чем в предыдущем! Притом дизельных версий продали даже меньше — на 6%, то есть в основном спрос тогда вырос именно на бензиновые «Прадики». Между тем в конце 2020 года внедорожник вновь «перетряхнули», теперь уже, очевидно, до появления модели нового поколения.
Что не так?
Из приведенных примеров видно, что мотивация, объем вложений и последствия рестайлинга могут быть разными. Понятно, что компании вносят изменения в устройство текущей модели даже между плановой модернизацией. Более того, не так уж редко это вызвано необходимостью технических доводок, то есть исправления недочетов конструкции, выявленных в ходе первых лет эксплуатации, попросту говоря — работа над ошибками. Конкуренция тоже заставляет «шевелиться». Конечно, рестайлинг и фейслифтинг все же отличаются между собой, как и подходы к таким вопросам в массовом и премиальном сегментах. Другое дело, что в последние годы автопроизводители начинают спекулировать на этих понятиях: не стесняются заявлять автомобиль как «новый» применительно к модели, в которой, грубо говоря, поменяли лампочки.
Что же касается упомянутого Lada Niva Travel с наложенным на него мощным гримом (неважно, чем вдохновленный, но предположим, это был Toyota 4Runner пятого поколения с рестайлингом 2013 года), акцентировать внимание здесь не будем. У внедорожника своя долгая нелегкая судьба, а обо всех перипетиях можно узнать в новом дромоблоге.
Мнение дилеров
А что по поводу появления рестайлинговых машин говорят дилеры? Вот собирательное мнение менеджеров, причем представителей как отечественных марок, так и сравнительно дорогих иностранных.
«Рестайлинговые машины мы ждем, ведь это свежий актив, новые козыри в работе, но с появлением обновленных продуктов возникают и некоторые проблемы. Если вспоминать бездефицитные времена, есть переходный период, когда уже поступают новые машины, но есть складские остатки старых, вот их надо еще умудриться “сбагрить”. Не одномоментно же смена происходит — те закончились, а эти появились. А клиенты не лохи, они все отслеживают, знают обо всем из анонсов и рекламы, морально устаревшие варианты их не интересуют, спрашивают новые, только добавляют нервотрепки. Получается, кроме скидок и бонусов нет других инструментов избавиться от дорестайла. И с запчастями возникают трудности, то есть нюансы движения складских запасов. Особенно по кузовным деталям — на старые все есть, по ним-то статистика наработана, а новые тоже начинают биться, у них другие фары, крылья, бамперы, но на них еще ничего нет, с опозданием все идет.
Сейчас время другое, машин никаких не хватает. И обновленных тоже — их пропиарили, а они еще не поступили, в производстве задерживаются. Люди приходят и забирают все, что есть, в том числе и дорестайлинговые машины, разве что какая-нибудь неликвидная комплектация кроссовера, например, на «механике» может еще зависнуть. Притом не всегда рестайлинг ведет к удорожанию автомобиля. Да, все зависит от общего фона с курсами валют, утилизационных сборов, инфляции, но тут еще и смена комплектаций многое решает. Появляются как простые, так и богатые версии. Скажем, внедрили сенсорное управление “микроклиматом”, это, конечно, обходится дороже, чем на простых переключателях. Случись что, ремонт такой панели тоже влетит в копеечку. Сейчас все ждут апрель-май, может, машины появятся у дилеров, тогда и борьба за клиентов начнется по-другому, а пока люди покупают все подряд».
Тема рестайлинга, конечно, гораздо шире и наполнена всякими сюжетами. Так, внешность модели заметно преображается со сменой поколения, но иногда это необходимо сделать и в рамках рестайлинга — с целью исправить «ошибку природы», точнее, исходный «косяк» визажистов.
Как это случилось с первым кроссовером культовой марки Jeep, а именно моделью Jeep Compass. В 2006 году автомобиль появился, удивив не столько наличием вариатора, сколько своей откровенно «хомячьей» физиономией, в которой просматривалось все что угодно, но только не отпрыск легендарного бренда. И если в США непривередливые домохозяйки машину покупали, то в России ее напрочь бойкотировали. В 2011 году автомобиль исправился, буквально пережив пластическую операцию: хотя бы получил новую, более адекватную для ореола Jeep облицовку в стиле Grand Cherokee. Тогда как по технической части важных изменений не произошло.
И как не вспомнить пикап SsangYong Actyon Sports. В 2006 году он появился, удивив своей носовой частью — исполнение весьма экзотическое. А случившийся только через шесть лет рестайлинг, по сути, воспринимался как появление модели нового поколения. Облицовка машины утратила свою самобытность, стала более гармоничной, «понятной» и при этом тоже выразительной. В общем, обновленный пикап примирил все оценочные мнения, а заодно привнес требуемый двигатель — наряду с турбодизелем 2,0 л (141 л.с.) покупателям был предложен и бензиновый объемом 2,3 л в 150 сил.
Toyota Land Cruiser
Модели Toyota — одни из самых популярных по части переделки под новый вид, и внедорожник Land Cruiser в этом плане подходит идеально — даже со сменой генерации с 200-го на 300-й структура и форма кузова у него осталась прежней, а разница в цене между старой и новой машинами колоссальная.
Комплект деталей для превращения в «трехсотый» включает бамперы, решетку радиатора, фары, задние фонари, дверь багажника, крылья, капот и другую необходимую фурнитуру.
Такие наборы предлагаются в России по цене от 330 тыс. рублей. Автовладельцу придется дополнительно потратиться на монтаж новых элементов и окраску (около 200 тыс. рублей).
Mercedes-Benz S-Class
Мастера тюнинга из Казахстана предлагают замену кузовных элементов Mercedes-Benz S-Class в кузове W221 (выпускался с 2005 года) на детали модели актуального поколения W222. Для этого требуется замена не только бамперов и оптики, но также передних и задних крыльев, капота, крышки багажника, а также так называемого «телевизора», или рамки радиатора – несущего каркаса, в передней части автомобиля, к которому крепятся внешние кузовные элементы.
Вместо оригинальных фар устанавливается дубликат хорошего качества, при этом салон остался прежним. Есть вариант и попроще без замены кузовных элементов – крылья и капот переделываются, а их форма изменяется в соответствии с новой версией седана.
Gelandewagen
Тюнинг-ателье Modern Cars переделывает внедорожник Gelandewagen 1998 года под современный, но цена такой работы сопоставима со стоимостью не самого дешевого «паркетника». В ходе таких доработок в машину устанавливают современные сиденья с двухцветной кожаной обивкой и переднюю панель с двумя жидкокристаллическими экранами от автомобиля 2019 года выпуска.
«Работы по салону в этом проекте заняли в общей сложности три месяца. В данном случае проводка сильно не переделывалась, но была установлена медиасистема на базе Android, которая позволила заменить аналоговый щиток приборов на цифровой», — говорит «Газете.Ru» представитель Modern Cars Даниил Тамбовцев. – С перешивкой салона и заменой кресел бюджет такого проекта – порядка 2 млн рублей».
По его словам, достаточно часто практикуется переделка кроссовера Mercedes ML W166, выпускавшегося с 2011 года, в обновленную версию, у которой в 2015 году сменилась индексация модели на Mercedes GLE. Аналогичные переделки часто осуществляют и с внедорожником Mercedes GL.
Бюджет переделки Mercedes ML в GLE руководитель тюнинг-ателье оценивает в 700-800 тыс. рублей с учетом необходимых работ – при условии применения «микса» из новых и подержанных оригинальных деталей, а также новых запчастей китайского производства.
Toyota Camry
Превратить Toyota Camry поколения V50 (2011 год) в рестайлинговую версию образца 2014 года стоит еще дешевле – комплект из бамперов, оптики, решетки радиатора предлагается специализированными магазинами за 75 тыс. рублей без стоимости доставки и установки. Придется потратиться и на окраску новых деталей.
А как же гаишники?
Такие переделки автомобилей требуют переоформления документов, они считаются внесением изменений в конструкцию, предупреждают эксперты. И если на дороге подобный тюнинг не бросается в глаза инспекторам ДПС, то при визите в МРЭО ГИБДД с машиной возникнут проблемы.
«В переделке автомобиля под рестайлинг или одну из последующих моделей подвохов гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, — предупреждает в беседе с «Газетой.Ru» руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков. – В частности, таким образом очень часто маскируются следы серьезного ДТП».
По его словам, отличить просто тюнингованную машину от аварийной можно при внимательном осмотре: в последнем случае следы кузовного ремонта остаются на силовых элементах. О том, что автомобиль был разбит, также может свидетельствовать расхождение по дате изготовления функциональных деталей в подкапотном пространстве: например, если у машины менялся радиатор, это весомый повод подозревать, что она побывала в ДТП.
Кроме того, регулярно происходят ситуации, когда угонщики крадут автомобиль и подгоняют его под документы от машины более раннего года выпуска, уверяя потенциального покупателя, что он имеет дело с результатами тюнинга, хотя на самом деле у авто просто криминальная история и поддельная маркировка, добавляет Шелков.
Также автомобиль после самодеятельного рестайлинга легко может получить отказ в регистрации при переоформлении в ГИБДД, поскольку по закону на такие доработки необходимо получать свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
«Сейчас машины на площадках все фотографируются, по крайней мере в крупных городах, и в ГИБДД очень большое внимание уделяют внешнему виду.
И переделанная машина получает отказ в регистрации», — отмечает Шелков.
С точки зрения безопасности подобный стайлинг вреда не несет, и чаще всего автомобилисты не регистрируют доработки, но чтобы узаконить их в случае отказа в регистрации придется сначала привести машину в исходный вид, предупреждает вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян Хайцеэр.
«Согласно букве техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств», это безусловно внесение изменений в конструкцию.
На практике я не встречал, чтобы за это ловили и наказывали.
Автомобиль в этом случае становится похожим на другой стандартный автомобиль, и вопросов у инспекторов обычно не возникает», — говорит Хайцеэр «Газете.Ru».