Современные автомобили часто оснащают системами контроля усталости. В российской и мировой практике сложились два подхода к решению этой проблемы. Часть занимающихся перевозками компаний пытаются автоматизировать различные функции автомобиля, уменьшая роль водителя.
Такой подход позволяет снизить количество ошибок, вызванных человеческим фактором. Однако, полагаясь на автоматику, водитель слишком расслабляется и не успевает правильно среагировать, если техника дает сбой. Другой способ предполагает контроль за состоянием водителя. В случае обнаружения признаков усталости, система подает звуковой, тактильный или визуальный сигнал, например, значок кофейной чашки на приборной панели.
Количество аварий, вызванных усталостью водителя
Какие методы контроля усталости водителя используются в России?
Принципы действия распространенных систем мониторинга
Ограничения стандартных тахографов
Какие автопроизводители устанавливают системы мониторинга?
Особенности системы мониторинга «Штурман»
- Количество аварий, вызванных усталостью водителя
- Применение методов контроля усталости водителя в России
- Принципы действия распространенных систем мониторинга
- Ограничения стандартных тахографов
- Мировые тенденции
- Какие автопроизводители устанавливают системы мониторинга?
- Особенности системы мониторинга «Штурман»
- «Ситимобил» начал тестировать в Подмосковье систему контроля усталости водителей
- Способы мониторинга усталости водителя от отечественных разработчиков
- Как работают системы контроля?
- Минусы обычных тахографов
- Процент ДТП вследствие усталости водителей
- Что уже сделано в России для мониторинга состояния водителей?
- В каких автомобилях есть системы слежения за водителями
- Самый доступный автомобиль, оснащенный этой системой
- Что такое система контроля усталости водителя
- Конструктивные особенности системы
- Необходимость или бесполезная опция
- Система контроля усталости водителя (1 видео)
- Как называются подобные системы у разных автопроизводителей
- Принцип и логика работы
- Необходимость системы распознавания усталости
- Способы осуществления контроля
- Назначение и функции
- Цели и задачи систем видеонаблюдения и мониторинга состояния водителей
- Плюсы DMS
- Слабые места систем мониторинга
- Особенности автоматизированной системы мониторинга «Штурман» и АСПО
- Преимущества комплекса «Штурман»
- Дополнительные меры безопасности
- Что это будут за приборы?
- Зачем хотят контролировать водителей?
- Сколько времени водитель может быть за рулем?
- Сколько будут стоить приборы?
- Где в России уже внедрили систему контроля усталости водителей?
- Усталость под контролем? Как современные автомобили следят за состоянием водителей
- Путь «Стиль вождения»
- Путь «Активность мозга»
- Путь «Глаза в глаза»
Количество аварий, вызванных усталостью водителя
По статистике причиной 95% дорожно-транспортных происшествий является человеческий фактор. Из них около 37% аварий случаются из-за усталости или засыпания водителей. Проблема не кажется такой серьезной только потому, что ее недостаточно обсуждают. Однако аварии, вызванные усталостью водителя, почти всегда происходят на трассах, где скорость движения выше, соответственно, последствия намного тяжелее.
Применение методов контроля усталости водителя в России
В нашей стране единые стандарты мониторинга состояния водителя пока не выработаны, однако наблюдается устойчивая тенденция к внедрению различных систем безопасности. Муниципальные власти и крупные агрегаторы такси уделяют много внимания вопросам безопасного вождения. Они внедряют автоматизированные системы контроля усталости водителя и тестируют возможность взаимного обмена информацией о том, сколько времени суммарно проводят за рулем сотрудники, зарегистрированные в нескольких службах.
Принципы действия распространенных систем мониторинга
В настоящее время основным методом повышения безопасности на дороге остается регистрация времени движения грузового и пассажирского транспорта. Это достигается с помощью тахографа, GPS-трекера или программного обеспечения для отслеживания заказов.
Чтобы не допустить вождение в нетрезвом виде, устанавливают детекторы алкоголя. Они предотвращают запуск автомобиля при отсутствии отрицательного теста на алкоголь. За рубежом (США, Новая Зеландия, Швеция) алкозамки чаще всего вводятся на определенный период в качестве наказания для водителей, которые ранее были осуждены за управление транспортным средством в нетрезвом виде. В нашей стране тестирование такой системы показало свою эффективность. Однако законодательно использование алкозамков не регламентировано, поэтому компании-перевозчики устанавливают их исключительно по собственной инициативе.
Ограничения стандартных тахографов
Применение тахографов делает движение более безопасным, отслеживая количество отработанных часов, маршрут и скорость транспортного средства. В России действует закон, согласно которому все автобусы, перевозящие свыше 8 пассажиров, и грузовые автомобили грузоподъемностью от 3,5 тонны должны быть оснащены тахографами.
Это требование строго соблюдается. К сожалению, тахографы тоже могут быть сфальсифицированы, включая электронные модели.
При всех его плюсах тахограф не проверяет состояние водителя. Популярные устройства не дают полной гарантии того, что состояние водителя будет на всем пути следования отвечать требованиям, необходимым для безопасного движения. Уже находясь за рулем, человек может внезапно почувствовать себя плохо или сильно устать. Поэтому все большее распространение получают устройства, которое оценивают состояние водителя по изменению его мимики и действий за рулем.
МАДИ внес предложение оборудовать все автобусы и грузовики системами контроля состояния водителей. Такие устройства могут учитывать комплекс различных параметров:
Компании, придерживающиеся высоких стандартов безопасности, по своей инициативе внедряют дополнительные системы мониторинга. За счет этого они контролируют не только время, проведенное водителем за рулем, но и наступление усталости. Оборудование привлекает внимание водителя и не дает ему заснуть. Хотя закон не требует обязательной установки систем мониторинга, компании используют данные устройства, чтобы повысить безопасность вождения и получить конкурентное преимущество в привлечении клиентов.
Мировые тенденции
В большинстве стран Европы и США используются те же методы повышения безопасности на дорогах. На коммерческие автобусы и грузовики устанавливают тахографы. Перевозчики также применяют устройства, которые отслеживают движение рулевого колеса. Бодрый человек водит машину иначе, чем сонный. Управление в состоянии усталости характеризуются длительными перерывами в движении руля, которые перемежаются резкими поворотами.
Другое оборудование отслеживает положение головы. В состоянии монотонии и предсна голова человека наклоняется вперед. Датчик улавливает опасный признак и подает сигнал. Кроме того, существуют устройства, которые фиксируют изменение кожно-гальванической реакции. Они могут иметь форму браслета или кольца, надевающегося на два пальца. Перед засыпанием у человека снижается электрическое сопротивление кожи, что указывает на усталость водителя.
В США для дальнобойщиков на приборных панелях часто устанавливают устройства с периодически включающимися лампочками. Сигнал нужно отключить, нажав кнопку. Значок лампочки появляется нерегулярно. Если водитель не успевает выключить его, раздается звуковой сигнал тревоги.
Какие автопроизводители устанавливают системы мониторинга?
Ведущие автоконцерны также заинтересованы в безопасности вождения. Устройства для контроля состояния водителя различаются в зависимости от сложности используемого оборудования и изучаемых характеристик. Например, в большинстве новых автомобилей Mercedes устанавливаются системы помощи водителю, которые отслеживают признаки усталости и выдают предупреждение либо предлагают остановиться на отдых. Устройство собирает информацию о стиле вождения в течение первых 20 минут езды и в случае изменений подает сигнал. Количество ложных срабатываний также уменьшается с учетом погодных условий и изменений качества дорог.
Компания Hyundai установила датчики углекислого газа в салоне модели Genesis 2015 г. Превышение допустимой концентрации указывает на то, что водитель подвержен риску повышенной сонливости. Когда датчик срабатывает, в салоне автоматически включается вентиляция.
Системы контроля состояния водителей с помощью видеокамер в настоящее время устанавливаются только на дорогие авто. Данный вариант менее распространен, поскольку не все покупатели готовы платить за такое оборудование, даже если оно существенно снижает риск ДТП. Однако некоторые производители идут навстречу клиентам, беря часть расходов на себя. Например, компания Volvo начала встраивать камеры наблюдения в автомобили в рамках своей программы Vision 2020.
Особенности системы мониторинга «Штурман»
Существует отечественная разработка, превосходящая по эффективности зарубежные образцы. Система контроля состояния водителей «Штурман» — единственное в своем роде оборудование. Оно выявляет признаки усталости заблаговременно, а также сообщает о стрессовом состоянии водителя. При этом опасные функциональные состояния фиксируются системой за 1,5-2 минуты до наступления сна или гиперактивации.
Оборудование содержит компактный датчик, который водитель надевает на ушную раковину. Устройство анализирует характер кровотока более чем по 40 параметрам, включая:
Данные передаются на бортовой компьютер или диспетчеру. Оборудование не только заранее предупреждает о снижении концентрации внимания или монотонии, но и сохраняет показатели самочувствия за длительный период работы.
Анализ накопленных данных позволяет выявить систематически возникающие дисфункции и обнаружить заболевания сердечно-сосудистой системы на ранних стадиях. Система прошла апробацию на железнодорожном транспорте и в метрополитене и много лет используется в Санкт-Петербургском метрополитене.
«Ситимобил» начал тестировать в Подмосковье систему контроля усталости водителей
В тестировании участвует один таксопарк.
Как правило, современные автомобили оснащены системой контроля усталости. Они используются для того, чтоб проводить анализ взаимодействия водителя на руль и педали. В случае, если система обнаружит признаки утомления, то высветит на приборной панели изображение чашки с кофе и подаст звуковой сигнал. Как сегодня работают системы контроля усталости водителя, поделился Александр Сапов, CEO международного сервиса по бронированию трансферов GetTransfer.com.
Способы мониторинга усталости водителя от отечественных разработчиков
В России это направление только начинает развиваться. В столице планируют к 2020 году блокировать возможность брать заказы тем водителям, которые отработали больше 8 часов, не прошли медицинский осмотр и не продлили ОСАГО.
Задумываются о безопасности, прежде всего, городские власти и крупные службы такси. Они тестируют обмен данными о том, сколько времени зарегистрированные сразу в нескольких сервисах водители проводят на линии.
Яндекс еще в августе начал испытывать собственную систему мониторинга усталости на основе инфракрасной видеокамеры и специального программного обеспечения. Оборудование выделяет на лице водителя 68 точек и по ним отслеживает, как часто человек моргает, зевает или наклоняет голову. Если отмечается усталость, то следует звуковое предупреждение или отключение от заказов.
Как работают системы контроля?
Пока основным способом слежения остается фиксация времени нахождения машины на линии. Это делается с помощью тахографов, спутников или приложений для поиска заказов.
Однако такие системы не дают стопроцентной гарантии того, что состояние человека удовлетворяет требованиям безопасного вождения. Для этого и появляется все более сложное оборудование, оценивающее мимику и действия находящегося за рулем человека.
Для борьбы с пьяным вождением используются встроенные алкозамки, не позволяющие завести машину без отрицательной пробы на пары спиртного в выдохе. Ставятся они обычно в качестве наказания для ранее привлекавшихся за такое нарушение водителей и работают в течение определенного срока. В России эта система тестировалась, была признана эффективной, но большого распространения не получила, однако в США, Новой Зеландии и Швеции активно используются.
Минусы обычных тахографов
Установка тахографов в целом дает только преимущества — на дорогах становится безопаснее, так как отслеживается количество отработанных водителем часов и скорость автомобиля. Но, как уже говорилось выше, состояние управляющего транспортным средством человека это оборудование не отслеживает. А человек вполне может выйти на линию с утра больным или сильно уставшим. Именно для этого ответственные таксомоторные компании внедряют новые системы контроля. Чаще всего это именно камеры, не дающие водителю уснуть или отвлечься. Отслеживают время за рулем и мониторят усталость обычно только самые крупные и ответственные компании.
Процент ДТП вследствие усталости водителей
Есть статистика, согласно которой из-за сонных водителей происходит около 10% ДТП. Проблема не выглядит столь очевидной только потому, что о ней мало говорят. Однако надо понимать, что пьяные водители совершают примерно столько же аварий. При этом алкоголь становится причиной ДТП чаще в городах, и значительная часть происшествий обходится только повреждением имущества. Аварии из-за усталости водителя практически всегда происходят за городом, где скорость движения выше, а значит и последствия тяжелее.
Что уже сделано в России для мониторинга состояния водителей?
По закону в нашей стране автобусы вместимостью более 8 пассажиров и грузовики грузоподъемностью более 3,5 т оснащаются тахографами. Эти требования соблюдаются неукоснительно, все остальное пока находится на стадии законопроектов и частных инициатив.
Увы, тахограф можно обмануть, в том числе, и электронный. В июне МАДИ предложил ставить на все автобусы и грузовики систему мониторинга, предотвращающую засыпание водителя. Она следит, прежде всего, за его пульсом, дыханием и положением головы. Если человек начнет засыпать, то на него предполагается воздействовать звуковыми, тактильными (вибромотор в сиденье) и зрительными сигналами.
Для такси никаких обязательных прописанных в законах требований о наличии систем слежения за водителем пока нет. Компании, пытающиеся устанавливать их по своей воле, преследуют разные цели: борются за безопасность клиентов, внедряют перспективные технологии с прицелом в будущее или повышают привлекательность собственных услуг.
В большинстве стран ситуация с тахографами на коммерческих автобусах и грузовиках аналогична российской. Их установка выгодна не только для контроля за усталостью, но и для отслеживания маршрута или пробега. Если за этими моментами не следить, то водители начинают, например, сливать топливо.
Устройств, следящих за состоянием водителя, существует достаточно много. Например, отслеживаются манипуляции с рулевым колесом. Бодрствующий человек управляет автомобилем не так, как засыпающий. Для последнего характерны длительные перерывы в движении рулем с периодическими резкими поворотами.
Другие устройства отслеживают наклон головы. Если человек начинает дремать, голова у него падает вперед, и система подает громкий звуковой сигнал.
Существуют аппараты “Антисон”, измеряющие изменение кожно-гальванической реакции. Выглядят они обычно как браслеты или кольца для двух пальцев. Перед тем, как человек начнет засыпать, электрическое сопротивление его кожи меняется, что показывает снижение реакции.
В США дальнобойщики часто ставят на панели аппарат с периодически загорающейся лампочкой. Она отключается нажатием кнопки. Интервалы включения неравномерные, и если водитель начинает медлить с выключением, то подается тревожный сигнал.
В каких автомобилях есть системы слежения за водителями
Системы контроля бывают разные по сложности использующихся устройств и оцениваемым показателям. Например, в автомобилях Mercedes стал привычным помощник, отслеживающий манеру езды. В первые 20 минут поездки он собирает информацию о стиле вождения, и в дальнейшем при его изменении выдает предупреждения и предлагает отдохнуть. Погодные условия и изменение качества дорожного полотна тоже учитываются, что минимизирует число ложных срабатываний. Такая функция присутствует в большинстве новых авто Mercedes.
Hyundai при выпуске модели Genesis еще в 2015 году ставил в салоне датчики углекислого газа. Его избыток говорит о том, что человек испытывает повышенную сонливость. При срабатывании датчика автоматически приоткрываются вентиляционные отверстия.
Если говорить о системах со слежением за водителем с использованием видеокамер, то они действительно устанавливаются только в дорогих авто. Причем эта опция остается для покупателей спорной — не все согласны платить за то, что будет фиксировать их нарушения. Однако прогресс движется и в этом направлении. Компания Volvo, к примеру, планирует ставить в салоне следящие за поведением водителя камеры в рамках своей программы Vision 2020. Это неплохой рекламный ход для тех, кто ставит безопасность превыше всего. Программа Vision 2020 гласит, что с этого года в автомобилях марки никто не погибнет и не получит тяжелых травм в результате ДТП.
Самый доступный автомобиль, оснащенный этой системой
Простые устройства вроде алкозамка или датчика СО2 в салоне могут стоять, в том числе, и в относительно недорогих авто вроде того же Hyundai Genesis. Умные помощники распространены в машинах классом выше — большинство моделей Mercedes или Volvo. Системы слежения с видеокамерами пока остаются редкостью, так как не все готовы переплачивать за такую опцию, а законодательных требований о ее наличии нет.
Согласно статистическим данным, до 25% аварий на дороге происходит из-за усталости у автомобилистов. Результаты исследования показывают, что после непрерывной четырехчасовой поездки концентрация внимания у водителя снижается в два раза. Затем этот показатель возрастает по экспоненте. Чтобы обезопасить автомобилистов и пассажиров, а также снизить количество аварий, многие автопроизводители начали устанавливать на свои машины систему контроля усталости водителя (СКУВ или DAS).
Что такое система контроля усталости водителя
Разработка впервые появилась на рынке от японской компании Nissan, которая запатентовала революционную технологию для автомобилей в 1977 году. Но сложность технической реализации в то время заставила производителя сосредоточиться на более простых решениях для повышения безопасности транспорта. Первые рабочие решения появились спустя 30 лет, но их продолжают совершенствовать и улучшать способы распознавания усталости водителя.
Суть решения заключается в том, чтобы анализировать состояние водителя и качество вождения. Изначально система определяет параметры при старте поездки, что позволяет оценить полноту реакции человека, а после этого начинает отслеживать дальнейшую скорость принятия решений. Если обнаружено, что водитель сильно устал, появляется уведомление с рекомендацией отдыха. Отключить звуковые и визуальные сигналы нельзя, но они автоматически появляются через заданные промежутки времени.
Системы начинают контроль состояния водителя с привязкой к скорости движения. К примеру, разработка Mercedes-Benz начинает работать только от 80 км/ч.
Особая потребность в решении наблюдается у водителей одиночек. Когда человек едет с пассажирами, они могут поддерживать его бодрое состояние разговорами и отслеживать усталость. Самостоятельная езда способствует сонливости и замедлению реакции на дороге.
Attention Assist и DAC – системы контроля усталости, выполняют функцию слежения за возможностью водителя физически управлять транспортным средством и при необходимости подает сигнал о прекращении движения для отдыха. Проверка осуществляется тремя видами контроля, которые зависят от следующих поведенческих факторов:
Компания Mercedes-Benz начиная с 2011 года выпускает свои автомобили с устройством Attention Assist, которое осуществляет наблюдение за поведением водителя автомобиля, руководствуясь следующими мотивациями: действием водителя во время езды, управлением рулем, способом управления машиной, и некоторые другие параметры. Схематически система состоит из датчика руля, контрольной лампочки и звукового предупреждения водителя. Датчик руля определяет изменение усилия, оказываемого на руль при его вращении. Кроме этого, система учитывает сигналы от других контрольных датчиков автомобиля: тормозной системы, устойчивости при движении, параметров двигателя и ограничения видимости.
Конструктивные особенности системы
Элементы конструкции системы зависят от способа реализации и контроля движения. Решения для слежения за водителем сконцентрированы на человеке и происходящем в салоне транспорта, а остальные варианты — на показателях авто и обстановке на дороге. Рассмотрим несколько вариантов конструктивных особенностей.
Австралийская разработка DAS, которая находится на стадии тестирования, предназначена для слежения за дорожными знаками и соблюдения транспортом требований скоростного режима и норм движения. Чтобы анализировать ситуацию на дороге, используют:
Система может предоставить данные о передвижении автомобиля и скорости езды на определенных участках.
Другие системы оснащаются датчиком руля, видеокамерами, а также электроникой, которая может отслеживать параметры тормозной системы, устойчивости при движении, показателях двигателя и многое другое. В случае усталости подается звуковой сигнал.
Необходимость или бесполезная опция
Для любого водителя безопасность на дороге всегда в приоритете. Но и переплачивать при покупке машины за функции, которые не будут нести практической пользы тоже бессмысленно. Поэтому вопрос о том, необходима ли система контроля усталости или это очередной маркетинговый ход автопроизводителей, для многих остаётся спорным.
Объективно первые разработки не радовали водителей своей точностью, ложные срабатывания происходили регулярно (особенно если нужно объехать препятствие или ямы на дороге). Но современный уровень развития электроники позволил учесть возникающие ранее проблемы и снизить погрешность при работе системы до минимума.
Для анализа ситуации подключается целый комплекс датчиков, видеокамеры. Это позволяет сделать более точные выводы. Именно это позволяет системе работать действительно эффективно и нести практическую пользу. С другой стороны её использование не актуально, если водитель не совершает длительных поездок и мало времени проводит за рулём. Поэтому нужна ли система контроля в каждом конкретном случае, нужно решать отдельно.
Система контроля усталости водителя (1 видео)
Некоторые функции фиксируются технологией автоматически, как только водитель садится в машину и начинает движение. Это означает, что каждая новая поездка будет контролироваться индивидуально, в зависимости от поведения водителя в среднем в первые 15 минут.
Кроме того, есть некоторые функции, которые могут быть предварительно запрограммированы водителем. Например, расстояние до идущего впереди автомобиля, которое он сам считает безопасным.
Следует помнить, что в некоторых моделях автомобилей датчики усталости уже используются в качестве элементов безопасности. Есть также компании, специализирующиеся на продаже датчиков, которые могут быть установлены даже в автопарках, чтобы гарантировать безопасность и больший контроль в такси.
Как называются подобные системы у разных автопроизводителей
Поскольку большинство производителей автомобилей заботится о безопасности транспорта, они разрабатывают собственные системы контроля. Название решений у разных компаний:
Если говорить о Volkswagen, Mercedes и Skoda — производители используют схожие системы контроля. Отличия наблюдаются у японских компаний, которые отслеживают состояние водителя с помощью камер внутри салона.
Принцип и логика работы
Принцип работы всех систем сводится к тому, чтобы определить уставшего водителя и предотвратить ДТП. Для этого производители используют различные конструкции и логику работы. Если говорить о решении Attention Assist от Mercedes-Benz, то выделяются следующие особенности:
Attention Assist принимает во внимание такие факторы, как состояние дороги и условия поездки, включая время суток и длительность езды.
Дополнительный контроль применяется к движению автомобиля и качеству управления рулевым колесом. Система считывает такие параметры, как:
Необходимость системы распознавания усталости
При экстренном торможении, для избегания дорожно-транспортного происшествия, время срабатывания тормозного механизма будет одним из факторов своевременной остановки транспорта. К другим подобным факторам можно причислить: скорость, с которой водитель отреагирует на изменившуюся обстановку, и время, которое ему понадобится для принятия решения и приведения в действие соответствующего исполнительного механизма.
В результате проведённых исследований было установлено, что постоянное управление транспортом на протяжении 4 часов понижает скорость реагирования автомобилиста на изменение дорожной обстановки в 2 раза, а в течение 8 часов — до 5–7 раз.
Система распознавания усталости водителя следит за определёнными параметрами физической формы человека, которые стабильны, когда за рулём человек выспавшийся и бодрый. В случае когда механизм замечает отклонения от базовых нормативов, заложенных настройками, то различными типами сигналов и оповещений уведомляет о необходимости остановить транспортное средство, сделав паузу на отдых.
Способы осуществления контроля
Контроль усталости водителя может осуществляться несколькими методиками. В основу прибора безопасности заложены три способа определить усталость управляющего транспортным средством человека:
Существующие на сегодня системы безопасности, а также раннего обнаружения признаков усталости водителя транспортного средства функционируют, опираясь на несколько нюансов: стиль езды, манера поведения за рулём, применение механизмов управления, условия и обстановка движения. Конструктивно такие устройства могут объединять устройство управления, контроллер руля, световой и звуковой сигналы предупреждения.
Назначение и функции
Главное предназначение системы контроля усталости заключается в предотвращении аварийных ситуаций. Это осуществляется с помощью наблюдения за водителем, определения замедленной реакции и постоянной рекомендации отдыха, если человек не останавливает движение. Основные функции:
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Безопасность на дороге — один из ключевых вопросов организации пассажирских и грузовых перевозок. Водитель должен быть внимательным на всем пути следования и адекватно реагировать на различные ситуации. Сотрудники, не способные выполнять эти требования по состоянию здоровья или по причине опьянения, не допускаются к выходу на маршрут.
Любое предприятие, работающее в сфере перевозок, в обязательном порядке проводит предрейсовые медосмотры, включающих контроль трезвости. Однако этой меры может быть недостаточно. Для повышения безопасности вождения разрабатываются и внедряются системы мониторинга физиологических показателей — Driver Monitoring Systems (DMS). Они исследуют множество параметров в динамике и собирают их в базы данных.
Средства дистанционного контроля и проверки водителя на трезвость
Цели и задачи систем видеонаблюдения и мониторинга состояния водителей
Слабые места систем мониторинга
Особенности автоматизированной системы мониторинга «Штурман» и АСПО
Преимущества комплекса «Штурман»
Дополнительные меры безопасности
Цели и задачи систем видеонаблюдения и мониторинга состояния водителей
В отличие от предрейсового контроля, DMS выявляют проблемы со здоровьем не только перед началом поездки, но и на всем протяжении пути. Они упрощают текущий контроль трезвости и снижают вероятность ДТП по вине водителя. В свою очередь перевозчик избегает штрафных санкций, поскольку за допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения, должностному лицу приходится выплачивать 20 000 р, а компании или индивидуальному предпринимателю — 100 000 р.
Системы видеонаблюдения и мониторинга состояния водителя выполняют несколько задач:
Плюсы DMS
Система видеонаблюдения и мониторинга состояния водителя измеряет различные физиологические параметры с помощью видеокамер и специальных датчиков, обрабатывает полученные данные и посылает сигнал водителю или диспетчеру, если показатели отклоняются от нормы. Системы оборудованы чувствительными датчиками. В случае нарушения установленного регламента DMS присылает уведомления. Все данные записываются и собираются в единой базе. Их можно использовать для составления карты здоровья водителя и ранней диагностики профессиональных заболеваний (патологий сердечно-сосудистой и нервной системы).
Слабые места систем мониторинга
Наибольшее количество ДТП происходит по причине сонливости, усталости, потери концентрации внимания. Такие состояния сложно спрогнозировать. Чтобы своевременно их выявить, а значить снизить рис ДТП, требуется оборудование, способное точно оценивать параметры психофизиологического состояния человека и реагировать на их малейшие изменения.
Из-за ограничений методик и технологий, заложенных в оборудование для мониторинга, многие DMS не выявляют 80% рисков или срабатывают слишком поздно. В результате плохо чувствующий себя водитель выпускается на линию или не успевает сориентироваться в аварийной ситуации. Например, для оценки состояния сердечно-сосудистой системы недостаточно оборудования, измеряющего только средний пульс и давление. Требуется анализ вариабельности сердечного ритма и параметров пульсовой волны. С этой задачей не способны справиться ни умные тонометры, ни браслеты. Последние имеют высокую погрешность измерений (более 30%) из-за недостаточного прилегания и мышечных помех.
Метод электромиографии, основанный на биоэлектрической активности мышц, также имеет значительные ограничения в применении из-за большого количества ложных срабатываний. Оборудование реагирует на изменение параметра, но не анализирует их причины. Однако на активность мышц влияет большое количество внешних и внутренних факторов, никак не связанных с утомлением или засыпанием.
Видеокамеры, следящие за лицом и глазами водителя, не фиксируют такие состояния, как микросон и сон с открытыми глазами. Они срабатывают слишком, когда человек уже не успевает среагировать на дорожную ситуацию. Видеокамеры также не оценивают риск резкого ухудшения самочувствия или внезапной смерти из-за сердечно-сосудистых заболеваний.
Чтобы движение на дороге стало более безопасным системы контроля состояния человека должны:
Особенности автоматизированной системы мониторинга «Штурман» и АСПО
Компания «Системные технологии» разработала комплексы онлайн-мониторинга функционального состояния и помощи водителю, пилоту, машинисту, оператору. Оборудование в автоматическом режиме контролирует свыше 40 параметров, включая уровень кислорода в крови. Наша ключевая задача — внедрение более совершенных систем контроля состояния водителей. Комплексы АСПО и «Штурман» базируются на измерении параметров вариационной пульсометрии и оксигенации.
Многофункциональные системы выявляют и фиксируют пограничные состояния и случаи отклонения от индивидуальной нормы, а также оценивают риски внезапного ухудшения самочувствия.
Системы своевременно уведомляют водителя, медработника и других ответственных лиц о рисках в состоянии водителя, позволяя принять корректирующие решения вовремя. Вся информация собирается в базу данных мониторингового центра для дальнейшего анализа.
В случае срабатывания датчика у водителя есть несколько секунд, чтобы взять ситуацию под контроль. Если же по каким-то причинам он не реагирует, система автоматически направляет уведомление диспетчеру. При работе на рельсовом транспорте система передает сигнал штатному тормозному устройству.
Преимущества комплекса «Штурман»
Система рассчитана на предупреждение опасных ситуаций. Это выгодно отличает ее от аналогов:
Точность и эффективность системы «Штурман» подтверждается результатами независимых научно-экспериментальных исследований и опытом интенсивной эксплуатации на различных видах транспорта в течение более 3 лет.
Алгоритмы оценки функционального состояния работника не уступают в информативности и прогностичности электроэнцефалографии и электрокардиоритмографии. Они позволяют с высокой точностью различать нормальную операторскую активность и гиперактивацию, возбуждение, монотонию, дремоту и сон.
Дополнительные меры безопасности
Максимально полный контроль функционального состояния и действий водителя достигается за счет сочетание нескольких систем мониторинга. Помимо DMS можно задействовать автоматизированные системы медосмотра и спутникового мониторинга транспорта. Они позволяют проверить работоспособность водителя перед рейсом, определить координаты транспортного средства и его скорость, оптимизировать маршрут, подать сигнал диспетчеру или в службу спасения в случае ДТП.
Например, разработанная нами автоматизированная система пред/послерейсовых медицинских осмотров измеряет температуру водителя, ЭКГ, пульс, давление, проверяет пары воздуха на следы алкоголя.
Кроме того, можно оборудовать транспортное средство устройствами, выявляющими содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе:
ограничивают физический доступ к управлению транспортным средством для водителей в состоянии алкогольного или иного опьянения;
(алкозамки) не позволяют запустить двигатель, если сотрудник не прошел проверку.
Комплексное использование систем контроля водителя помогает снизить риск ДТП, повысить безопасность перевозок, оптимизировать эксплуатацию транспортных средств.
Примерное время чтения: 2 минуты
В Минтрансе предлагают контролировать состояние водителей грузовиков, автобусов и такси с помощью специальных приборов. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В министерстве планируют, что поправки вступят в силу с 1 марта 2023 года.
Что это будут за приборы?
Засыпающих за рулем водителей будут контролировать с помощью систем, способных по зрачку или частоте пульса определять степень усталости человека. Это могут быть лазерные датчики, установленные в кабине, или браслет на руке.
Зачем хотят контролировать водителей?
Установка устройств, с одной стороны, снизит аварийность, как отмечают в Минтрансе, а с другой — позволит работнику законно находиться в рейсе более десяти часов в сутки, если система не фиксирует признаков усталости. Внедрение подобных систем, по оценкам ведомства, позволит государству сократить ежегодный ущерб от ДТП на 350-530 млрд руб. (сейчас он оценивается в 1,78 трлн руб.).
Сколько времени водитель может быть за рулем?
В рамках поправок Минтранс планирует прописать в ПДД возможность управлять транспортом более 10-12 часов при условии, что в кабине установлено «средство мониторинга работоспособности», подключенное к тахографу. Согласно действующим ПДД, водитель в течение суток может находиться за рулем суммарно не более десяти часов.
Как сказано в законопроекте, водитель обязан сделать перерыв в управлении транспортным средством в случае фиксации устройством предельных значений.
Продолжить движение он может только в том случае, если средство мониторинга работоспособности не фиксирует достижение им предельных значений параметров психофизиологического состояния водителя. Водитель, который проехал менее десяти часов и начал засыпать (это зафиксирует прибор), должен будет остановиться и отдохнуть.
Сколько будут стоить приборы?
По оценке Минтранса, новое оборудование обойдется перевозчику в 25-80 тыс. руб. В эту сумму входят стоимость и установка, а также обслуживание прибора на протяжении трех лет.
Где в России уже внедрили систему контроля усталости водителей?
В 2018 году Мосгортранс внедрил в 36 автобусах систему «Антисон». В ноябре 2019 года компания заключила контракт на закупку и установку системы на 8400 автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах.
В систему входит видеокамера с инфракрасной подсветкой и динамиком на приборной панели, которая по движениям 10 лицевых точек водителя, морганию или зеванию отслеживает, не заснул ли он. Если водитель отвернулся более чем на пять секунд или закрыл глаза более чем на две секунды, система дает предупредительный звук и включает световой индикатор.
Аналогичные системы также тестировали в рамках пилотных проектов в Татарстане, Белгородской, Московской и Калужской областях в 2020 году.
Усталость под контролем? Как современные автомобили следят за состоянием водителей
Системы контроля за усталостью водителя активно внедряют в общественный транспорт. Как правило, это комплекс из носимого гаджета и прибора-анализатора. А что насчет персональных авто? Расскажем, какие интересные решения и идеи предлагают производители.
В области общественного и грузового транспорта использование систем контроля за водителем гораздо более распространено, чем в бытовой жизни. Сотрудника (водителя автобуса, поезда, большегруза и т.п.) можно обязать носить различные датчики по трудовому контракту, а в повседневной жизни это может быть попросту неудобно. В связи с этим автопроизводители пошли своим путем.
Путь «Стиль вождения»
Часть производителей развивает мониторинг стиля вождения. По тому, как человек взаимодействует с системами управления – давит на педали, крутит руль, маневрирует на дороге – оценивается состояние водителя и степень его усталости. Если системе показалось, что вы устали, то на приборной панели загорится пиктограмма с чашечкой кофе – это означает рекомендацию остановиться и отдохнуть. Такие системы, например, используются в автомобилях Volkswagen.
По аналогичному сценарию работает система Driver Alert Control, установленная в автомобилях Volvo. Она трактует любое отклонение авто от заранее сформулированных критериев движения как показатель утомленности человека, сидящего за рулем.
Путь «Активность мозга»
Британский исследовательский центр компании Jaguar Land Rover в соавторстве с нейробиологами разрабатывает проект Mind Sense. В его основе – постоянная электроэнцефалография (ЭЭГ), то есть непрерывная регистрация биоэлектрической активности головного мозга водителя в четырех или более диапазонах частот. Обычно для этого размещают электроды на голове, но в автомобиле такое не реализуешь. Поэтому мозговые импульсы отслеживаются через руки встроенными в руль датчиками.
Поскольку зондирование происходит далеко от головы, программное обеспечение усиливает сигналы и отфильтровывает фоновый шум. Таким образом борткомпьютер может оценить, насколько водитель сосредоточен на дороге, не задремал или отвлекся. В случае угрозы система предупредит звуком, светом, вибрациями на руле и акселераторе.
Путь «Глаза в глаза»
Оптический контроль за состоянием водителем считается одним из самых перспективных направлений. Ее, например, использует Lexus и другие японские автопроизводители. Встроенная камера оценивает направление взгляда, частоту моргания, зевание. Если вы надолго отвернулись и долго не смотрите на дорогу, поменяли свое привычное положение за рулем, система подаст звуковой сигнал.
Это же направление развивают и в «Яндексе». Компания разработала и презентовала Yandex Signal Q1 – инфракрасную камеру, которая работает на основе технологий искусственного интеллекта VisionLabs. Камера постоянно считывает 68 ключевых точек на лице человека. На основе их анализа система делает вывод, что водитель устал или отвлекся, и при необходимости подает звуковой сигнал.
Наша компания – НПП «Итэлма» – тоже занимается разработкой системы, основанной на распознавании лиц водителей, и мониторинге поведения. На основе этих данных наша программа будет оптическим методом оценивать состояние водителя, фиксировать курение, разговоры по мобильному телефону, изменение вектора взгляда и другие показатели (если интересно, можем рассказать в следующих публикациях о нашей разработке подробнее).
Напоследок отметим, что все эти оповещения в автомобилях носят рекомендательный характер – водитель сам принимает решение, стоит ли ему отдохнуть или он готов продолжать движение дальше. В связи с этим вопрос – считаете ли вы системы контроля за усталостью полезными лично для себя?