В прошлом году первую строчку в рейтинге бестселлеров китайского авторынка заняло семейство кроссоверов BYD Song (459 тысяч штук). Правда, на деле оно состоит из двух пусть и родственных, но разных моделей — младшей Song Pro и старшей Song Plus. Основной спрос приходится на более крупный и дорогой Plus-кроссовер, который выпускается с 2020 года, и сейчас его подвергли масштабной модернизации. Обновленный кроссовер обрел приставку Champion Edition.
Изначально семейство Song названо в честь империи Сун, которая существовала в Китае с 960 по 1279 год. Но теперь модель BYD Song Pro перешла в «морскую» гамму компании и стилизована под входящую в нее модель BYD Seal. Передняя часть кузова полностью изменена — здесь новые светодиодные фары и бампер, заниженный капот и переделанные крылья.
Корма изменена не столь серьезно, но и здесь появились другие фонари и иной бампер. С новым оперением BYD Song Plus стал длиннее на 80 мм: теперь 4785 мм. Ширина прежняя (1890 мм), а из-за переделанной подвески кроссовер стал на 20 мм ниже дореформенной версии (1660 мм). Появились новые цвета кузова и другие колеса (как и прежде, 19-дюймовые уже в базе).
В пятиместном салоне обновок негусто. Главное — переделан центральный тоннель: на нем новый селектор трансмиссии, другой блок клавиш и пара площадок для беспроводной зарядки смартфонов (мощность до 15 ватт). Пересмотрены отделочные материалы, изменена графика виртуальных приборов (экран на 12,3 дюйма прежний). Сохранен поворотный дисплей медиасистемы DiLink диагональю 12,8 дюйма, и только для максимальной комплектации предложен новый экран на 15,6 дюйма.
А вот технических обновок немало. Чисто бензиновый Song Plus снят с производства еще в прошлом году, когда компания BYD полностью перешла на выпуск электрифицированных автомобилей, так что сейчас в гамме есть только гибридные и электрические версии. Визуально их можно различить по передней маске: у электромобилей она глухая, а гибриды имеют решетку радиатора.
Подзаряжаемый гибрид BYD Song Plus DM-i в основном передвигается на электротяге: передние колеса вращает электромотор с отдачей 197 л.с. и 325 Нм. Под капотом установлен атмосферник 1.5 (110 л.с., 135 Нм), но большую часть времени он заглушен либо работает в режиме генератора для подзарядки тяговой батареи. И только в исключительных случаях гибридная система переходит в параллельный режим: ДВС подключается к передним ведущим колесам с помощью сцепления и одноступенчатого понижающего редуктора.
Если раньше гибридные версии могли иметь тяговую батарею емкостью 8,3 или 18,3 кВт·ч, то теперь вариант на 18,3 кВт·ч стал базовым, а за доплату предложен аккумулятор емкостью 26,6 кВт·ч. Паспортная дальность хода в электрическом режиме — 110 и 150 км (по китайскому циклу CLTC) соответственно. Мощный полноприводный гибрид с турбомотором пока исключен из гаммы, но позже вернется в доработанном виде.
Электрический BYD Song Plus EV тоже модернизирован. Установлен новый, более энергоэффективный электромотор с отдачей 204 л.с. и 310 Нм (прежде было 184 л.с. и 280 Нм). Емкость литий-железо-фосфатного аккумулятор почти не изменилась (71,8 кВт·ч вместо 71,7 кВт·ч), зато паспортная дальность хода на одной зарядке выросла с 505 до 520 км по циклу CLTC. А вдобавок появилась топ-версия с другим мотором (218 л.с., 330 Нм) и батареей емкостью 87 кВт·ч, для которой заявлены 605 км пробега. Максимальная скорость у всех гибридных и электрических модификаций ограничена на отметке 175 км/ч.
Обновленные кроссоверы BYD Song Plus уже доступны для заказа в Китае, продажи начнутся в середине лета. Гибрид DM-i стоит от 23800 долларов, а электрическая версия — от 25200 долларов.
Компактный электрический хэтчбек BYD e2 дебютировал четыре года назад, но набрать популярность так и не смог. Лучший результат — 34 тысячи проданных машин в 2021 году. После чего на рынок вышел куда более интересный хэтчбек BYD Dolphin, и показал как надо: он находит по 23—25 тысяч покупателей ежемесячно. В середине прошлого года «двойку» даже сняли с производства, но, как оказалось, временно. Сейчас BYD e2 снова выходит на рынок — уже в обновленном виде.
Теперь пятидверка формально относится к «морской серии» автомобилей BYD, в которую входят тот же Dolphin и седан Seal. Поэтому и внешность ей переделали в стиле собратьев. Новый передний обтекатель — без полноценной решетки радиатора. Изменен дизайн колес (они бывают только 16-дюймовыми), переделаны фары, причем светодиодная оптика полагается только дорогим версиям, а в базе — галогенки. Длина хэтчбека выросла на 20 мм (до 4260 мм).
Интерьер преобразился еще серьезнее, и он тоже оформлен в стиле «морских» моделей с характерными изгибами и волнами. Приборный экран (8,8 дюйма) теперь без козырька, а новая медиасистема DiLink в зависимости от комплектации имеет дисплей диагональю 10,1 или 12,8 дюйма. Сохранена возможность поворачивать этот планшет на 90 градусов, выбирая между «альбомным» и «портретным» форматом.
Главная техническая обновка — литий-железо-фосфатный тяговый аккумулятор семейства Blade, оснащенный системой терморегуляции с тепловым насосом. Но если прежде BYD e2 предлагал два варианта емкости, то теперь — только одна конфигурация на 43,2 кВт∙ч. Паспортный пробег на одной зарядке — 405 км по китайскому циклу CLTC.
Нет больше и выбора тягового электромотора: остался только базовый двигатель, который выдает 95 л.с. и 180 Нм. Он установлен на передней оси, задняя подвеска — полузависимая. Максимальная скорость — только 130 км/ч. Также BYD публикует время разгона до 50 км/ч: 4,9 с.
В Китае обновленный BYD e2 уже доступен для заказа по цене 15—16 тысяч долларов. BYD Dolphin хоть и компактнее (4125 мм в длину), но считается более престижной моделью, и за него просят минимум 17 тысяч долларов. А совсем скоро в гамме появится самый маленький хэтчбек BYD Seagull («Чайка»), за который станут просить 12—15 тысяч долларов.
Брутальный внедорожник полностью рассекретят до конца месяца
Рамный вездеход BYD, который мощнее «Гелика»: первые фотографии. Китайский конгломерат поделился снимками закамуфлированных прототипов новинки, которая пойдёт в серию под брендом FangChengBao. Внедорожник длиной около пяти метров будет базироваться на новой платформе с независимыми подвесками «по кругу», ставку сделают на заряжаемые гибридные версии, а флагман разовьёт 650 лошадиных сил и сможет проезжать без дозаправки до 1200 километров.
Прототип FangChengBao украшает число 2316, которое расшифровывается так: два мотора, три блокировки и одна новая внедорожная платформа. Финальная цифра «шесть» означает, что премьера состоится в июне. Разработчики утверждают, что по возможностям на офф-роуде и мощности китайский вездеход превзойдёт Mercedes-AMG G 63.
Сравнение с «Геликом» подразумевает, что новинка BYD отличится роскошным салоном с кожаной отделкой. Шпионские снимки интерьера подтверждают, что помимо виртуальной приборной панели и гигантского тачскрина у внедорожника будет россыпь аналоговых клавиш, тумблеров и переключателей. Высокий центральный тоннель и внушительные дверные ручки — дань моде.
В иерархии BYD новая марка FangChengBao займёт нишу на ступень ниже бренда Yangwang, и цены окажутся под стать: считается, что новый вездеход будет стоить от 400 до 600 тысяч юаней (эквивалент 4,7-7,0 миллиона рублей). Все подробности обещают раскрыть в течение трёх недель.
Главной премьерой компании BYD на автосалоне в Шанхае стала новая модель дочерней марки Denza. Это СП было создано на паях с концерном Daimler, а в разработке ранних моделей участвовали немецкие специалисты, о чем сообщали соответствующие шильдики и надписи. Но полтора года назад Daimler сократил свою долю в этом СП с 50% до 10% — и отстранился от разработки новых моделей. Так что показанный в Шанхае электрический кроссовер Denza N7 полностью разработан компанией BYD.
Его главная особенность — новая платформа с «взрослой» архитектурой: двухрычажная подвеска спереди, многорычажка сзади и пневмбаллоны по кругу, позволяющие регулировать дорожный просвет. Электросистема имеет рабочее напряжение 800 вольт (скажем, у электрических Мерседесов 400 вольт), так что зарядник постоянного тока может за десять минут у терминала восполнить заряд батареи для пробега 250 км. А позже обещан автопилот с двумя лидарами.
По размерам и формату Denza N7 близка к моделям Lexus RX или Changan Uni-K. Длина — 4860 мм, ширина — 1935 мм, высота в стандартном положении пневмоподвески — 1602 мм. Размер колесной базы — 2940 мм. Все двери оборудованы электромагнитными замками, поэтому в салоне вместо привычных рукояток только кнопки отпирания дверей. А спереди оборудован довольно большой дополнительный багажник.
Кроссовер Denza N7 предложен в двух версиях. Базовая — с задним приводом и одним электромотором мощностью 313 л.с. Вторая модификация — полноприводная: задний двигатель тот же, а спереди установлен электромотор на 218 л.с. Данные об аккумуляторе пока не раскрыты, заявлено лишь, что дальность хода по китайскому циклу CLTC превысит 700 км.
На передней панели — два экрана по 10,25 дюйма для водителя и пассажира, центральный монитор диагональю 17,3 дюйма, а также проекционный дисплей. Все сиденья оснащены подогревом, а передние также электроприводом и вентиляцией, обивка — кожей наппа. Стеклянная крыша без сдвижной секции входит в базовую комплектацию.
Необычно решена система микроклимата. Настройка всех дефлекторов — исключительно через меню медиасистемы: механических рукояток нет. Также в меню задаются основные параметры климат-контроля. Но боковые дефлекторы на передней панели (для водителя и переднего пассажира) имеют индивидуальные настройки! С помощью сенсорных клавиш, встроенных прямо в поверхность панели, можно регулировать температуру воздуха и скорость вентилятора: показатели отображаются на дисплеях прямо в дефлекторах.
А еще кроссовер Denza N7 стал первым серийным автомобилем с аудиосистемой французской фирмы Devialet, которая производит акустику дорогого сегмента. В салоне расположены шестнадцать динамиков, есть пять предустановленных режимов работы (плюс ручная настройка).
В Китае продажи электромобилей Denza N7 начнутся уже в июне. Цены пока не объявлены. Но в планах компании уже есть более доступная модель похожего формата: в Шанхае ее показали в виде концепт-кара BYD Song L.
К нынешним кроссоверам семейства Song новый купеобразный паркетник прямого отношения не имеет: у него современная электрическая платформа e3.0 с 800-вольтовой электросистемой и двухмоторным полным приводом. Концепт имеет колеса диаметром 21 дюйм и подъемный спойлер на корме. Других подробностей о машине пока нет, но серийная версия должна появиться в течение года.
Еще один шанхайский дебютант намного ближе к конвейеру — это гибридный седан BYD Destroyer 07, представший уже в виде предсерийной модели (но с наглухо затонированными стеклами). По размерам это почти BYD Han: длина — 4980 мм, ширина — 1890 мм, высота — 1495 мм, а колесная база — 2900 мм. Выставочный экземпляр имеет 19-дюймовые колеса.
Гибридная силовая установка DM-i включает бензиновый турбомотор 1.5 и электродвигатель, а полного заряда тяговой батареи должно хватить на 200 км пробега в электрорежиме. Других данных пока нет, полноценный дебют должен состояться во втором полугодии. Зато объявлен примерный диапазон цен: в Китае BYD Destroyer 07 будет стоить 29—36 тысяч долларов.
Китайский концерн BYD продал за 2022 год 911 тыс. электрокаров. Для сравнения: Tesla продала 1,313 млн электрических машин, увеличив свои продажи на 40%. Но при этом рост продаж электромобилей BYD за прошлый год составил 184%. Autonews.ru познакомился с первым седаном BYD Seal, оказавшимся в Москве, — машиной, которая в одночасье сделала бестселлер Tesla Model 3 устаревшим.
Потому, что могут
Словосочетание «убийца Tesla» давно стало мемом — вроде не менее известных мемов «Как тебе такое, Илон Маск?» и «Вы находитесь здесь». Но BYD Seal на бумаге выглядит так, словно бы его делал как раз Маск, причем получив в свое распоряжение власть над всей человеческой цивилизацией. Это не реальный автомобиль, а фантазия, воплощенная в металле и пластике.
Как обычно создается автомобиль? Восторженный маркетолог, взяв в союзники дизайнера, предлагает сделать электрическую машину, которая будет дешевле, быстрее, эффективнее, оснащеннее, комфортнее и практичнее, чем у конкурентов. Выслушав эту хипстерскую парочку, инженеры, технологи и финансисты говорят что-то вроде «Да, но нет». И объясняют, что у корпорации, на которую они все работают, нет возможности воплотить такую фантазию в жизнь.
Потому что уже закупленные станки рассчитаны на производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Потому что списать их и перестроить весь конвейер не даст совет директоров, отвечающий перед акционерами. Потому что вообще для этого лучше построить новое предприятие в чистом поле. И потому что компания еще не выплатила кредит, взятый на постройку вполне себе нового, 15-летнего завода, где делают как раз бензиновые машины. Так что давайте мы, инженеры и технологи, впихнем батарею и электропривод в то, что уже можем выпускать, — в кузова бензиновых машин. И Грета Тунберг будет рада.
Один дух Желтого императора, Хуан Ди, знает почему, но в BYD из приведенной фразы «Да, но нет» исчезло последнее «но нет». Seal построен на уже третьей по счету, новейшей платформе компании и на бумаге вобрал в себя все самые прогрессивные технологии.
Главная из них — это интеграция батареи в несущую структуру кузова. Одной из первых о такой идее заговорила как раз Tesla, но Cybertruck и ныне там: компания Илона Маска погрязла в строительстве новых заводов и просто не успевает переналадить старое производство. В теории те же проблемы должны были возникнуть и у BYD, но почему-то китайцы решили их как минимум быстрее.
Что это дает? Экономию в весе. Интересно, что китайцы распорядились полученным преимуществом весьма практично. Нет, Seal не легче той же Tesla Model 3. Но он использует более дешевые аккумуляторы с литий-железо-фосфатной «химией». Точнее, Tesla ставит подобные на свои начальные модели, а BYD — на топовые.
У таких аккумуляторов два преимущества и два недостатка. Начнем с хорошего. Они дешевле и служат дольше. Из минусов: они тяжелее и хуже переносят морозы. Холод их не портит, но на время сильных минусов запас хода снижается значительно. С наступлением тепла параметры восстанавливаются.
Еще одно преимущество Seal над Tesla Model 3 — это зарядные возможности. Китайский седан с завода поддерживает зарядку током с напряжением 800 В, в то время как Tesla — пока только 400 В. Это дает возможность быстрой зарядки батареи за полчаса, правда, для этого придется сгонять в Германию или Южную Корею. Ну и в Китай, разумеется. Потому что в России столь мощных зарядных терминалов нет и в ближайшие пару лет не планируется. Однако какой потенциал!
Но главное, BYD Seal дешевле Tesla Model 3. В Китае за седан от BYD просят от 212,8 тыс. до 289,8 тыс. в местной валюте. К слову, если вам до сих пор непривычно видеть 8 вместо 9 после запятой, то знайте, что восьмерка для любого ханьца — счастливое число. Топовая версия Seal обойдется почти в 290 тыс. юаней, что в переводе на рубли значит 3,445 млн. Tesla аж на 40 тыс. юаней (или 500 тыс. руб.) дороже.
Конечно, в России китайские цены не актуальны. Но серые дилеры действительно предлагают BYD Seal минимум на 100 тыс. руб. дешевле, чем Tesla Model 3 с шанхайского завода. По состоянию курса валют на момент написания этого текста за Seal просили минимум 4,4 млн руб., а за Tesla Model 3 — 4,6 млн руб. по предзаказу.
Что внутри у BYD Seal
Длина седана китайской марки составляет 4,8 м, его ширина — 1,88 м. Приличные габариты, особенно учитывая колесную базу более чем в 2,9 м. Это размеры BMW 3-Series и Tesla Model 3.
Пора признать: с каждой неделей шансы на то, что российский автомобильный рынок вернется к привычному состоянию, становятся все более призрачными. Пусть за последнее время никто из производителей не объявил о прекращении деятельности, ситуация в других отраслях красноречива — крупнейшие мировые игроки, от Ikea до Michelin, покидают страну. Вероятно, до конца года мы услышим немало аналогичных новостей и в автопроме.
Вместе с тем подтверждаются прогнозы относительно китайских компаний, которые могут воспользоваться ситуацией и нарастить присутствие в России. Только на прошлой неделе было объявлено о скором выходе на рынок сразу двух новых брендов — люксового Hongqi и молодежного Omoda, созданного специально для нашей страны. Наверняка за ними последуют и другие — а значит, есть смысл уже сейчас познакомиться с важными производителями из Поднебесной, которые в России (пока) официально не представлены.
Сравнительно молодая компания BYD (Build Your Dreams) сейчас может считаться главной сенсацией китайского рынка. Пока продажи большинства производителей в Поднебесной падают (с января по май было реализовано на 16,9% меньше машин, чем за аналогичный период прошлого года), BYD поражает динамикой: третий месяц подряд компания демонстрирует рост более чем на 150%, а в топ-10 самых популярных автомобилей Китая регулярно попадают три-четыре модели этой марки.
Сам концерн BYD был основан в 1995 году и поначалу занимался выпуском аккумуляторов — в частности, для мобильных телефонов. Вскоре он стал крупнейшим в Китае производителем этих компонентов и вошел в мировой топ-4. В 2002 году BYD приобретает автомобильную компанию Qinchuan, а в 2003-м налаживает сборку машин уже под собственным брендом.
Впрочем, здесь дела поначалу идут не так радужно: как и большинство китайской четырехколесной продукции начала тысячелетия, автомобили BYD оказались далеки от идеала. Компания дважды пыталась выйти на российский рынок, но безликие низкокачественные легковушки не выдерживали никакой критики.
Однако третья попытка может оказаться куда более успешной. Сегодня в арсенале BYD россыпь вполне современных легковушек и кроссоверов, некоторые из которых даже завозятся в Россию по неофициальным каналам. В первую очередь это седаны Han и паркетники Song, а вскоре подоспеют и модели новой волны. Если предыдущие десять лет BYD называл свои машины в честь различных китайских династий (Хань, Сун, Тан), то теперь нас ждет «океанская» серия.
Уже представлены компактный городской хетчбэк Dolphin и среднеразмерный седан Seal («морской котик»), причем параллельно в эту же линейку войдут и «корабельные» модели. Недавно в продажу поступил BYD Destroyer 05 («миноносец»), на подходе «фрегат» и «десантный корабль». Может быть, все это и кажется пока слишком мудреным, но нам в хитросплетениях философии BYD, скорее всего, тоже придется разобраться. Что еще необходимо знать? Традиционных автомобилей у BYD больше нет: с апреля 2022 года компания выпускает только подзаряжаемые гибриды и электрокары. А чего еще вы хотели от аккумуляторного гиганта?
XPeng
Популярный у российских серых импортеров бренд совсем молод — его основали в 2014 году. Тогда словосочетание «убийца Tesla» еще не набило оскомину, но именно с этой целью XPeng («Сяопэн») и создавался. Причем намерения с самого начала были серьезными.
Достаточно посмотреть на список отцов-основателей. В него вошли бывшие члены совета директоров автомобильной компании GAC Генри Ча и Хе Тао, создатель технологического гиганта Xiaomi Лэй Цзюнь, а также один из руководителей Alibaba Хэ Сяопэн, в честь которого компанию и назвали. Кроме того, среди инвесторов значатся такие компании, как тайваньский производитель электроники Foxconn и американский венчурный фонд IDG Capital.
Словом, стартап получился по-настоящему амбициозным, хотя появления первой модели — компактного электрического кроссовера XPeng G3 — пришлось ждать четыре года. Зато в 2018 году компания получает лицензию на испытания беспилотников в Калифорнии, годом позже представляет крупный седан P7 (именно он в основном и импортируется в Россию), а в 2020-м с оглушительным успехом выходит на Нью-Йоркскую фондовую биржу: в первый день акции подскакивают в цене на 40%.
2021 год ознаменовался для XPeng выходом на рынок Норвегии все с той же моделью P7 и дебютом младшего седана P5 — тот стал первым в мире серийным автомобилем, оснащенным лидарами, которые обеспечивают «третий с половиной» уровень автономного вождения из пяти возможных. Однако, несмотря на все эти амбиции, продажи долгое время буксовали: лишь осенью 2021 года спрос на XPeng начал превышать 10 тыс. автомобилей в месяц.