Немцы потянулись в США, устав ждать финансовых предложений от правительства ЕС

Автомобильная промышленность ФРГ готовится к худшему сценарию из-за возможного введения эмбарго на российский газ. Об этом изданию Süddeutsche Zeitung рассказал управляющий директор ассоциации немецких автопроизводителей и поставщиков Андреас Раде.

По его словам, цепочки поставок немецкого автопрома уже находятся в состоянии серьезной нагрузки, но остановка поставок газа может привести к гораздо более тяжелым последствиям.

«Тогда произойдет значительное снижение производства автомобилей в Германии. Это может привести к увеличению сроков поставки для покупателей автомобилей. Но, конечно же, речь идет также о рабочих местах, которые мы должны обеспечить», — приводит газета слова Раде.

По данным SZ, некоторые компании будут компенсировать дефицит топлива за счет других источников энергии. Но газ не везде можно заменить, поскольку многое в производстве автомобилей зависит от химикатов на основе газа — например, пена на сиденьях, аккумуляторы или каталитические нейтрализаторы.

По словам Раде, промышленность теперь должна также опасаться, что вслед за газом возникнут проблемы и с другим сырьем — палладием, пятая часть которого идет из России, и никелем.

О том, что германской экономике будет нанесен огромный ущерб в случае резкого эмбарго на газ из России предупредила также консультант правительства ФРГ Моника Шницер. По ее мнению, государство не сможет решить эту проблему при помощи денег. Ранее предрек рецессию экономике Германии из-за отказа от газа и глава Deutsche Bank Кристиан Зевинг.

Volkswagen переезжает в США, где рассчитывает получить миллиарды долларов субсидий. / Getty Images

Власти Южной Каролины сообщили, что возьмут на себя большую часть расходов по строительству на территории штата нового завода Volkswagen, где будут выпускать электровнедорожники Scout. Размер субсидии составит 1,3 млрд долларов при общей стоимости проекта в два миллиарда. Кроме того, Volkswagen получит еще почти 200 млн долларов в виде налоговых льгот, а также очень хорошие перспективы сбыта готовой продукции — в соответствии с принятым в прошлом году в США законом о снижении инфляции государство предоставит покупателям электромобилей вычет в размере до 7500 долларов. Еще больше Volkswagen рассчитывает получить за строительство в США своего завода по производству аккумуляторов — от 9 до 10 млрд евро в виде субсидий и кредитов, как сообщает газета Financial Times. Изначально концерн планировал построить этот завод в Восточной Европе, но затем, если верить изданию, поменял планы, о чем и объявил в начале марта представителям Еврокомиссии.

Ни Германия, ни другие страны ЕС подобных условий предложить производителям не могут. Поэтому неудивительно, что немецкие автоконцерны один за другим потянулись за океан. BMW сейчас расширяет и модернизирует свое уже действующее производство в той же Южной Каролине, вложив в это дело 1,7 миллиарда евро. Об открытии своего первого завода в США задумывается и Audi. По словам главы компании Маркуса Дюсманна, окончательное решение еще не принято, но, скорее всего, оно будет положительным. В том же духе высказывается и Клаус Розенфельд, глава концерна Schaeffler, одного из крупнейших в Германии поставщика автозапчастей: «Следующие свои заводы мы, по всей видимости, будем сторить в Америке».

«Ситуация драматическая», — признает в интервью Augsburger Zeitung президент Союза немецкой автопромышленности Хильдегард Мюллер. По ее словам, девять из десяти немецких автомобильных компаний больше не считают Германию привлекательным местом для производства. Мигрировать в Америку собираются и представители других немецких промышленных отраслей, так или иначе связанных с технологиями возобновляемой энергетики, под которые сейчас в США выделяют большие субсидии. «Audi, BMW, Schaeffler, Siemens Energy, Aurubis — список немецких компаний, планирующих крупные инвестиции в США или расширение существующих производств, становится все длиннее и длиннее. Будь то строительство электромобилей, производство водорода или переработка металлов — щедрые субсидии привлекают в США тех, кто связан с экологически чистыми технологиями», — отмечает немецкий телеканал ARD. По данным Союза немецких торгово-промышленных палат, переносить свое производство за границу сейчас планирует каждая десятая немецкая компания, и Америка при этом является наиболее привлекательным пунктом назначения.

Смотрите также:   Новости автопроизводителей

«Американский закон о снижении инфляции ставит под угрозу конкурентоспособность Германии и ЕС», — констатируют в Союзе немецких ТПП. Но что можно противопоставить американскому протекционизму, никто, по сути, не знает. Договориться с американцами по-хорошему европейцам пока не удалось, и сейчас они разрабатывают собственный план субсидирования промышленности, надеясь принять его в самое ближайшее время. Но, как это обычно бывает в ЕС, процесс затягивается из-за внутренних споров и противоречий между странами. Бизнес же ждать долго не может. Если верить Financial Times — прежде чем отказаться от планов строительства завода аккумуляторов в Восточной Европе, концерн Volkswagen в течение нескольких месяцев ожидал от Евросоюза какой-то ответной реакции на американский закон в виде собственных финансовых предложений производителям. Но не дождался и решил, что надо все же переезжать в США.

Компания Volkswagen рассматривает варианты реорганизации производства в случае усугубления энергетического кризиса в Европе. Сборку машин планируют наладить на заводах концерна в странах, менее зависимых от поставок российских нефтепродуктов.

Перераспределение производства состоится, по словам компании, если дефицит газа продлится дольше грядущей зимы. У Volkswagen Group есть заводы в Германии, Словакии и Чехии — странах, которые наиболее зависимы от поставок российского газа. В случае обострения дефицита сборку перенесут в Южную Европу, где вопрос зависимости от российских энергоресурсов стоит менее остро из-за наличия портов.

Однако такое решение проблемы вызовет социальную напряжённость: в Германии в компаниях, подконтрольных Volkswagen, работает 295 тысяч человек. Эту численность так или иначе придётся оптимизировать в соответствии с повесткой дня: часть будет уволена, часть — отправлена на переобучение, часть — распущена по домам в связи с сокращением объёмов выпуска и объявлением простоев.

В настоящее время Volkswagen обеспечен газом, но уже к следующему лету Германия не сможет заполнить хранилища до требуемого уровня без участия российских поставщиков. В связи с этим на предприятиях Volkswagen реализуется стратегия по сокращению потребления газа «на средний двузначный процент», цитирует Bloomberg Майкла Хайнеманна, управляющего директора подразделения силовых установок VW.

Газ — не единственная проблема. Европа сталкивается с ростом цен на бензин и электроэнергию, что непременно отразится на работе поставщиков Volkswagen, которые будут вынуждены либо сократить производство, либо завершить его полностью.

Германия останется без своего знаменитого автопрома. «Зеленые» постарались

Немецкий автомобильный сектор в глубоком кризисе, его необходимо срочно спасать! Под такими заголовками вышли популярные немецкие издания – Handelsblatt, Focus, Merkur. Журналисты констатируют, что производство автомобилей в ФРГ сократилось за последние несколько лет на два миллиона единиц в год. Германия, бывшая некогда в лидерах автомобилестроения, теряет свои позиции на мировой арене. Причин много – нехватка микрочипов и сырья, растущая конкуренция, COVID-19 и энергетический кризис, но в первую очередь – это деградация промышленной базы в самой Германии. Производство переносится в другие страны, прежде всего в США и Китай. По оценке консалтингового агентства Berylls Strategy Advisers, к 2029 Германия потеряет 100 тысяч работников автопрома, а соответствующие вакансии появятся в Северной Америке и Китае. Так, концерн Volkswagen вложил около 800 миллионов долларов в расширение своего завода в американской Чаттануге. Здесь будут производиться электромобили для всей Северной Америки.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramНаблюдатели отмечают, что Германия и соседние европейские страны неудержимо теряют конкурентоспособность во всех промышленных отраслях. Свою роль сыграла эпидемия COVID-19, нарушившая мировые логистические цепочки, однако еще сильнее по немецкому автопрому ударили энергетический кризис, вызванный антироссийскими санкциями, а также неповоротливая бюрократическая машина, задавившая производство нормативными требованиями. Аналитик Berylls Strategy Advisers Александер Тиммер суммирует ситуацию следующим образом: «Многоуровневый кризис значительно ухудшает перспективы автомобильной отрасли, которая сворачивает производство в Европе и выводит его за рубеж. Немецких автопроизводителей встречают за океаном с распростертыми объятиями». Это становится трагедией для немецкого автопрома – системообразующей отрасли национальной экономики. В ближайшие три года закроет свой завод в Саарлуисе немецкое подразделение компании Ford, производившее Ford Focus. Производство новых электромобилей будет перенесено в испанскую Валенсию, где ниже энергозатраты и заработная плата, в то время как 6500 человек в Саарлуисе будут уволены. По подсчетам Berylls Strategy Advisers, к 2029 году в Германии производство автомобилей сократится на 5,5 миллиона единиц (минус 13,8%), а во всей Европе падение составит 18%. Одновременно растет выпуск немецких автомобилей в других регионах мира. В 2021 году немецкие концерны произвели 3,1 миллиона автомобилей в Германии и 9,4 миллиона – в других странах, из них только 4,3 миллиона единиц в Китае и около одного миллиона в США.В ХХ веке немецкие инженеры вложили колоссальные усилия в развитие автомобильной отрасли, на весь мир прославились такие центры автомобилестроения, как Mercedes в Штуттгарте, Volkswagen в Вольфсбурге и BMW в Мюнхене. Марка Made in Germany стала во всем мире символом качества, и вот теперь она становится маркой Made in USA. Переезд в США поддерживается многомиллиардными субсидиями американского правительства. Производство перебирается не только в США, BMW инвестирует в свои мексиканские заводы, появляются марки Made in Mexico, Made in China. В этих странах стоимость производства намного ниже, энергия и рабочая сила дешевле, чем в Германии. Высокие энергетические затраты в Германии объясняются двумя факторами – отказом от дешевых российских углеводородов и «самоубийственными» экологическими нормами, навязанными партией «Зеленых». Эксперты отмечают, что внедряемая правящей коалицией ФРГ солнечная и ветряная энергия не в состоянии стать надежной заменой традиционной углеводородной генерации. Для сравнения, в США и Китае не менее 60% энергетического баланса по-прежнему получается за счет ископаемых источников энергии, не считая действующих АЭС.Производить в Германии электромобили стало крайне невыгодно. Член правления концерна Volkswagen Арно Антлиц заявил, что со временем производство электромобилей VW будет целиком вынесено за рубеж, прежде всего в США. Германия будет еще некоторое время производить автомобили с двигателями внутреннего сгорания, однако «зеленый» план Еврокомиссии предусматривает их полный запрет начиная с 2035 года. Реализация этого плана означает, что европейский автопром сможет производить только электромобили и должен будет полностью отказаться от бензиновых, дизельных и гибридных двигателей. Подчиняясь этой установке, Volkswagen планирует в 2033-2035 годах полностью отказаться от производства двигателей внутреннего сгорания. Дочернее подразделение Audi также сообщило, что последний автомобиль с ДВС сойдет с конвейера в 2033 году. Согласно прогнозам рейтингового агентства PwC, уже в ближайшие годы импорт в Европу и Германию зарубежных машин превысит экспорт, что подорвет позиции Германии в качестве важнейшей индустриальной площадки. А ведь до сих пор автомобилестроение считалось важнейшим достижением немецкой инженерной мысли. Германия была одной из родоначальниц этого вида транспорта, немецкий инженер Карл Бенц запатентовал в 1886 году первый автомобиль, который был в 1887 году усовершенствован Готтлибом Даймлером. Переход на электромобили означает конец 137-летней традиции немецких технологий, основанных на двигателях внутреннего сгорания.В целом, по мнению аналитиков, переход на электромобили приведет к деиндустриализации немецкого автопрома. Упор будет делаться на изготовление аккумуляторных батарей, развитие софта, цифровых услуг и сервиса. Уход системообразующих немецких предприятий обрушит экономику многих регионов (в случае Volkswagen – это Нижняя Саксония). В то время как в США приняли так называемый Inflation Reduction Act (Закон о снижении инфляции – прим. ИноСМИ), переманивающий зарубежный бизнес в Америку, в самой Европе Еврокомиссия уничтожает производство, выпуская сотни «зеленых» ограничений и усложняя бюрократические процедуры. За границу уходят не только гиганты немецкого автопрома, но и производители комплектующих, то есть громадный сегмент среднего бизнеса. Председатель Объединения немецкой автомобильной промышленности VDA Хильдегард Мюллер призвала Берлин и Брюссель принять срочные меры по спасению автопрома, поскольку под угрозой находится благосостояние граждан ФРГ.Ведущие немецкие предприниматели все громче критикуют враждебную по отношению к бизнесу политику правящей коалиции ФРГ. Глава крупного промышленного концерна Schaeffler Клаус Розенфельд заявил: «У нас самые высокие цены на энергию, медленное планирование и внедрение в производство, а также отсутствие стратегии по обеспечению ресурсами. В Германии по-прежнему имеется квалифицированная рабочая сила и крепкий средний класс, но основные предпосылки для бизнеса исчезают, конкурентоспособность падает». Такого же мнения придерживается глава концерна Tesla Илон Маск, который пожаловался на немецкую бюрократию, тормозящую его проект по строительству завода Tesla Gigafactory под Берлином.Одним из инициаторов нынешних «перекосов» в индустриальной политике ЕС является вице-председатель Еврокомиссии по климату Франс Тиммерманс. Тиммерманс, филолог по образованию, настоял на запрете двигателей внутреннего сгорания к 2035 году – до чего не додумались ни в Китае, ни в США. По информации журнала Focus, он вел конфиденциальные переговоры с руководителями немецких автоконцернов, настаивая на отказе от двигателей внутреннего сгорания уже в 2026 году. При этом он угрожал новыми ограничениями на выбросы СО2, которые практически сделают невозможным использование автомобилей с бензиновым или дизельным мотором. Кстати, его единомышленник – нынешний министр экономики ФРГ от партии «Зеленых» Роберт Хабек – также по образованию филолог и переводчик детской литературы с английского языка.

Смотрите также:   Genesis рассматривает электроспортивные автомобили

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Дмитрий Добров

иносми, экономика, автомобили, германия

Немецкий автопром «уплывает» за океан

«Зеленые» инициативы уничтожат немецкий автопром

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Оцените статью
AutoPerfection