«Наши расширенные оценки включают тщательную оценку транспортных средств на различных участках, включая заснеженные и обледенелые дороги, а также всесторонние тесты на асфальте, бездорожье и даже на обледенелых поверхностях»

россоверы – автомобили, обычно построенные на базе легковых платформ, с увеличенным дорожным просветом и более просторным кузовом – стремительно завоевывают популярность во всем мире. Этот сегмент – едва ли не самый быстрорастущий, в том числе и в России.

По итогам 2009 года в «топ-25» самых продаваемых моделей на российском рынке попали семь кроссоверов! Причем некоторые из них продавались лучше, чем бывшие лидеры легкового сегмента.

Поэтому, учитывая бурный рост парка кроссоверов в России и «настоящую» зиму, которую подарил нам 2010 год, — со снегом, льдом и морозами, мы решили выяснить – существуют ли особенности зимнего вождения автомобилей такого типа? Проще или сложнее управлять кроссовером на скользком покрытии, по сравнению с легковой машиной? Стоит ли владельцам кроссоверов записываться на специальные курсы вождения, или можно ограничиться общими навыками зимней езды?

Олег Кессельман, руководитель Mazda Sport Academy


Ответы остальных участников нашего опроса вы можете прочитать ниже.

Михаил Кривоспицкий, тренер-инструктор школы водительского мастерства Driving-Art


В: Чем отличается поведение на дороге кроссовера и легкового автомобиля, независимо от сезона?

О: У кроссовера центр тяжести выше, чем у обычного легкового автомобиля, и, следовательно, при одном и том же радиусе кривизны дороги он будет крениться чуть больше. К тому же, так как водитель в кроссовере сидит выше, то и ощущения у него будут немного другие, и в повороты он будет входить медленнее.

Основное преимущество кроссовера перед «легковушкой» заключается в том, что благодаря высокой посадке вы видите дальше водителей низких машин, и у вас больше времени на то, чтобы отреагировать на экстремальную ситуацию, если такая возникнет по ходу движения.

В: Чем отличается езда на кроссовере по зимними и по летним дорогам?

О: В принципе, советы те же, что и для водителей «легковушек». Скорость движения стоит снизить, так как из-за снега и льда сцепление с дорожным покрытием ухудшается. Например, одни и те же повороты зимой необходимо проходить медленнее, чем летом. По этой же причине увеличивается и тормозной путь, а, следовательно, необходимо держать бОльшую дистанцию до впередиидущего автомобиля.

Какой конкретно должна быть эта поправка, я сказать не могу – она зависит и от резины, и от скорости, и от массы автомобиля, и от погодных и дорожных условий, и даже от марки машины. Например, есть такие кроссоверы, которые тормозят лучше многих легковых автомобилей. Однако в целом можно сказать, что кроссоверы тормозят чуть хуже, чем «легковушки», и кренятся в поворотах сильнее. Про это не стоит забывать.

В: В чем заключается различие между тем, как себя ведет на зимней дороге кроссовер с электронным полным приводом, постоянным полным приводом и с жестко заблокированным центральным дифференциалом?

О: Кроссовер с жестко заблокированным дифференциалом в повороте на скорости будет демонстрировать недостаточную поворачиваемость – соскальзывать всеми четырьмя колесами наружу поворота. Преимущество этой системы проявляется в ситуации, когда машина оказывается в глубоком сугробе. Здесь достаточно включить блокировку центра, и мы выехали.

У кроссовера с «мягким» приводом задняя ось подключается, если произошла пробуксовка передних колес, а чаще всего бывает так, что когда машина начинает буксовать, она уже провалилась в снег.

Кстати, у электронного полного привода есть такой недостаток, что когда он работает в автоматическом режиме, и кроссовер едет по скользкому покрытию, задняя ось подключается слишком часто, и муфту, которая передает крутящий момент назад, можно перегреть.

Существует еще и механический постоянный привод, при котором тяга двигателя постоянно распределяется между задней и передней осью. В принципе, для опытного водителя такой автомобиль понятнее, потому что он ведет себя предсказуемо – никаких подключений по ходу движения не происходит. Но большинство водителей вряд ли заметят разницу между электронным полным приводом с подключаемой задней осью и постоянным механическим полным приводом.

В: Советы по экстренному торможению на скользкой дороге для водителя кроссовера?

О: При торможении, особенно на скользкой дороге, стоит учитывать, что у кроссоверов центр тяжести выше, чем у легковых автомобилей, и кроме того у вседорожников больше ходы подвески, так как эти машины рассчитаны на преодоление легкого бездорожья. Из-за этого при экстренном торможении «ногой в пол» у кроссовера будет сильнее загружаться передняя ось и разгружаться задняя, а, следовательно, будет чуть больше тормозной путь. На сухом покрытии со скорости 80 километров в час кроссовер проедет на два-три метра дальше легкового автомобиля.

В: Особенности езды по зимним дорогам на кроссоверах со включенной системой стабилизации и без нее.

О: Отключать систему стабилизации не стоит. Во-первых, большинство наших водителей ездить по скользким дорогам без нее не умеют. Во-вторых, даже мне, как профессионалу, ездить с включенной ESP проще, чем без нее – я меньше напрягаюсь и, следовательно, меньше устаю.

Другой вопрос, что когда машина застряла в снегу, система стабилизации может мешать выбраться с помощью пробуксовки. В таких случаях ее отключение оправданно, но, выехав на дорогу с твердым покрытием, ее следует включить обратно.

При этом не стоит забывать, что несмотря на наличие новых вспомогательных систем, физику никто не отменял, и при резких маневрах на скорости инерция тяжелого автомобиля победит любую электронику.

Вообще, я бы посоветовал перед началом зимнего сезона, если есть такая возможность, испытать автомобиль на площадке. Естественно, при этом надо следить за тем, чтобы эти испытания были безопасны и для окружающих, и для вас. На таком «полигоне» полезно посмотреть, как работает система АБС, как машина ведет себя в поворотах на скользкой дороге. Однако увлекаться проверкой системы стабилизации я бы не советовал, так как это может закончиться плачевно. Потому что грань, за которой электроника перестанет справляться с инерцией машины, непрофессионалу заметить тяжело. Постепенно повышая скорость маневров, можно незаметно дойти до такого предела, когда машина просто перевернется.

В: В чем разница между управлением кроссовером с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях?

О: Главный плюс «механики» заключается в том, что она позволяет нам лучше чувствовать автомобиль, а минус – в том, что водителю постоянно приходится работать педалью сцепления и переключать передачи. В результате, на скользком покрытии у неопытного водителя увеличиваются шансы отправить машину в скольжение, слишком резко бросив сцепление или выбрав более низкую, чем требует скорость движения, передачу.

С другой стороны, автоматическая трансмиссия позволяет более плавно передавать крутящий момент на колеса. В результате, уменьшается вероятность пробуксовки, когда машина трогается с места, да и в движении резко притормозить двигателем по ошибке не получится. Именно поэтому на скользком покрытии водителям без специальной подготовки проще и безопаснее ездить на машинах с «автоматом».

В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с механической коробкой передач?

О: Ну, во-первых, если вы еще не застряли, то участок целины или снежное поле надо постараться проехать без остановок. Для этого следует заранее включить первую или вторую передачу. В противном случае, если машина остановится в глубоком снегу, любые попытки тронуться будут приводить к пробуксовке колес пока они не выроют себе достаточно глубокую яму, чтобы кроссовер сел на «брюхо».

Если машина уже застряла в глубоком снегу, то не стоит пытаться выехать вперед. Лучше попробовать вернуться на несколько метров назад по уже пробитой колее, и затем предпринять еще одну попытку преодолеть целину.

Что касается «раскачки» машины, то здесь самое главное быстро действовать педалью тормоза, чтобы останавливать машину в верхней точке колебательной амплитуды, как при движении вперед, так и при движении назад.

В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с автоматической коробкой передач?

О: При пересечении глубокого снега на автомобиле с автоматической коробкой передач, в принципе, действует тоже правило, что и на «механике» – по возможности проехать сложный участок без остановок. Кроме того, перед тем, как заезжать на целину, стоит принудительно включить вторую передачу, чтобы электроника в снегу под сброс газа не включала третью.

Если кроссовер с автоматической трансмиссией все-таки застрял, то его можно попытаться вытащить «раскачкой». Принцип действий такой же, как и на машине с механикой – при раскачке автомобиль надо «ловить» тормозом в верхней точке. Единственное отличие – при торможении нет необходимости выжимать педаль сцепления.

В: На что нужно обращать внимание водителям, чтобы не допустить потери сцепления колес с дорогой?

О: В общем, в этом случае действуют все те же правила, что и для водителей легковых автомобилей. Самое главное — это правильно и точно определять максимальную скорость, на которой можно пройти данный поворот. Ну и, конечно, необходимо следить за дистанцией, чтобы не приходилось тормозить c блокировкой колес.

В: Какие опасности, кроме скользкой дороги и плохой видимости, могут встретиться водителю кроссовера на зимней дороге? Как их избежать?

О: Стоит опасаться колеи, особенно на деревенских дорогах, где колейность может быть очень глубокой. Большинство владельцев кроссоверов в определенный момент забывают, что их автомобили это не внедорожники, начинают преодолевать сложные препятствия. Но не надо забывать, что дорожный просвет, а также защита картера, подвески, рычагов у кроссовера не такая хорошая, как на «взрослом джипе», и в глубокую колею или на заснеженное бездорожье на таком автомобиле лучше не соваться.

Если автомобиль все-таки оказался в глубокой колее, то ни в коем случае нельзя выезжать из нее на высокой скорости. Вы включаете полный привод, блокировку межосевого дифференциала (если есть) и поворачиваете руль в ту сторону, куда вам нужно выехать и плавно нажимаете на газ. Не стоит пытаться выехать из колеи под большим углом. В этом случае, когда передние колеса окажутся на ровной поверхности, машину может развернуть, так как задняя часть любого автомобиля, как правило, легче, чем передняя.

Кроме колейности зимой водитель кроссовера может столкнуться с тем, что его автомобиль в силу крупных размеров обладает большой парусностью, и надо быть готовым, что на скользком покрытии сильный ветер может довольно сильно мешать управлению вседорожником.

В: Какие шины, шипованные или нешипованные, лучше выбрать для кроссовера. Зависит ли выбор от того, на каких дорогах большую часть времени будет эксплуатироваться машина – на городских или загородных?

О: В этом случае рекомендации тоже такие же, как и для владельцев легковых автомобилей. Какие покрышки выбрать – шипованные или нешипованные – зависит от того, по каким дорогам вы ездите чаще: по городским или по загородным. Если вы редко выезжаете из города, то, конечно, стоит купить «липучку». Тем более что сейчас многие зарубежные производители предлагают нешипованную резину, которая мало чем уступает шипованной.

Вообще, стоит помнить, что шипы демонстрируют свои преимущества только на таких типах покрытия, как укатанный снег и лед, а на сухом асфальте они, наоборот существенно увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость автомобиля.

В: Какие меры предосторожности надо соблюдать при движении на кроссовере в гору или под гору зимой?

О: Во-первых, если речь идет о скользкой, обледеневшей горе, необходимо включить привод на все четыре колеса и заблокировать межосевой дифференциал — если есть такая возможность. После этого можно двигаться наверх, стараясь не останавливаться. Если в ходе подъема машина все-таки забуксует, и начнет скатываться назад, необходимо держать колеса прямо и, потихоньку притормаживая, скатиться назад.

Кстати, если машина никак не может заехать на скользкий подъем, и с вами в салоне есть пассажир, можно попросить его подняться на гору и предупредить подъезжающих транспорт, что вы сейчас будете въезжать в гору «ходом» – сильно разогнавшись.

При спуске, опять же, необходимо включить полный привод и заблокировать дифференциал, а также принудительно выбрать первую передачу. Съезжая вниз можно несильно притормаживать, но бить по педали тормоза нельзя – колеса заблокируются, и водитель потеряет управление над автомобилем. Все манипуляции и газом, и тормозом на скользкой дороге должны быть плавными.

В: Стоит ли готовить себя к критическим ситуациям на скользкой дороге – посещать курсы, читать специализированную литературу, или чтобы их избежать достаточно аккуратно ездить и соблюдать правила дорожного движения?

О: Соблюдать правила дорожного движения надо обязательно, но все равно никто не застрахован от критических ситуаций на дороге, виновниками которых могут быть и другие участники дорожного движения. На трассе может случиться все что угодно, начиная с животного, вышедшего на проезжую часть, и заканчивая неадекватным поведением наших нерадивых водителей, которые вылетают на «встречку» или пытаются нас подрезать. Поэтому специальная подготовка, конечно, нужна. Другой вопрос, что чтение литературы в аварийной ситуации вам вряд ли поможет – практические навыки вам не заменит ничто. Так что пройти специальный курс зимнего вождения под присмотром специалиста все-таки стоит.

Смотрите также:   Автоновости о рестайлинге моделей Skoda

В: Достаточно ли водителю кроссовера «легковой» контраварийной подготовки, или необходимо пройти обучение на курсах, разработанных специально для водителей вседорожников?

О: Водителю кроссовера достаточно курсов обычной контраварийной подготовки. По поведению на скользкой дороге вседорожник почти ни чем не отличается от «легковушки». Правда надо делать поправку на немного более высокий центр тяжести, чуть большие хода подвески и большую парусность, но для этого специальные курсы не нужны.

В: Ваш «главный» совет водителям кроссоверов на зимней дороге?

О: Надо помнить про главное преимущество кроссоверов – это бОльший, чем у «легковушки» клиренс, который позволяет безболезненно преодолевать препятствия, требующие хорошей геометрической проходимости вроде колеи, сугробов и высоких бордюров. Ну и, конечно, полный привод.

Кирилл Папков, инструктор школы водительского мастерства BMW


В: Чем отличается поведение на дороге кроссовера и легкового автомобиля, независимо от сезона?

О: По сравнению с легковым автомобилем у кроссовера есть и плюсы, и минусы. К плюсам можно отнести большой дорожный просвет, за счет которого увеличивается проходимость. Но в то же время высокий клиренс является и минусом, так из-за него у вседорожников выше центр тяжести. К тому же из-за бОльших ходов подвески нежели, чем у легковушек, они сильнее кренятся, и, соответственно, у них выше коэффициент переворачиваемости. Грубо говоря, чтобы перевернуть легковой автомобиль, надо постараться, а чтобы опрокинуть кроссовер сильно стараться не приходится.

Кроме того, к преимуществам кроссоверов можно отнести полный привод. В наших климатических условиях его наличие, безусловно, важно. А также бОльший угол обзора дороги за счет более высокой посадки, по сравнению с легковым автомобилем.

В: Чем отличается езда на кроссовере по зимними и по летним дорогам?

О: Если сравнивать с легковым автомобилем, то на кроссовере зимой комфортнее — за счет большего клиренса, благодаря которому машина легче справляется со снежной колеей и сугробами. Однако летом вседорожники существенно уступают легковым автомобилям из-за более высокого центра тяжести и бОльших кренов. Автомобиль начинает раньше «поскальзываться», и поэтому за рулем кроссовера нельзя позволить себе откровенно лихой езды.

Не стоит забывать, что зимой коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием ниже, чем летом, и поэтому ездить так, чтобы машина слишком сильно кренилась, практически невозможно – скольжение начинается раньше. А вот летом, на предельных скоростях и в предельных режимах, перевернуть вседорожник гораздо легче, чем легковушку.

Кроме того, полноприводные автомобили, по сравнению с моноприводными автомобилями, чуть хуже поворачивают. Также, на кроссоверы как правило устанавливаются колеса с большим диаметром и высокопрофильная резина, которая в поворотах «подламывается» раньше и сильнее, чем обычная легковая, и это тоже негативно влияет на управляемость автомобиля и ухудшает информативность рулевого управления.

В: В чем заключается различие между тем, как себя ведет на зимней дороге кроссовер с электронным полным приводом, постоянным полным приводом и с жестко заблокированным центральным дифференциалом?

О: Начать можно с жестко заблокированного центрального дифференциала. При движении по прямой на плохой, скользкой дороге такая конструкция имеет громадное преимущество – это по сути настоящий внедорожный полный привод. Однако на твердом покрытии ездить с заблокированным дифференциалом со скоростью больше 40 километров в час опасно. К тому же, из-за того, что постоянно подключена передняя ось, у автомобиля усиливается склонность к недостаточной поворачиваемости.

Полный привод с подключаемой задней осью имеет такую особенность, что электроника включает задние колеса в тот момент, когда начинают буксовать или скользить передние, и, в результате, в граничных условиях водитель достаточно внезапно оказывается не в переднеприводном, а в полноприводном автомобиле. Я не хочу преувеличивать эффект от такого подключения, но, в любом случае, это может стать неожиданностью.

Кстати, с этой точки зрения всевозможные системы так называемого «постоянного механического полного привода» ведут себя на скользкой дороге более предсказуемо. Но их особенность, благодаря которой они и улучшают управляемость автомобиля, заключается в том, что они перераспределяют крутящий момент на то колесо, которое быстрее вращается. В повороте это полезно, но, например, в грязи или рыхлом снегу, такой алгоритм только ухудшит ситуацию, потому что крутящий момент будет переноситься как раз на забуксовавшие колеса.

В: Советы по экстренному торможению на скользкой дороге для водителя кроссовера.

О: Вообще, разговаривая о любых экстренных действиях, бесполезно разделять автомобили по типу привода, по высоте или, например, по расположению руля. Главное правило – независимо от того, на чем вы едете, любые экстренные действия нужно выполнять в экстренной форме. Если говорить об экстренном торможении, то неважно, находитесь вы за рулем кроссовера, внедрожника или легковушки, — вы должны ударить по тормозам и давить на них с максимальным усилием до полной остановки.

В: Особенности езды по зимним дорогам на кроссоверах со включенной системой стабилизации и без нее.

О: Начнем с того, что систему стабилизации при движении в обычном режиме, в городском потоке выключать нельзя. Во-вторых, стоит помнить, что нескользких дорог не бывает – асфальт тоже скользкий. Поэтому летом «кнопка удовольствия», как ее некоторые называют, важна не меньше, чем зимой. Тем более, что при езде по сухому чистому покрытию водитель, как правило, гораздо меньше готов к экстренными ситуациям, чем зимой, когда на дорогах скользко.

Если вы все-таки нашли какую-то закрытую территорию, и решили там попробовать ездить с отключенной системой стабилизации, то стоит помнить, что без нее автомобиль будет скользить, и как он это будет делать, зависит не только от вас. При этом электроника больше не компенсирует заносы с помощью вращающих импульсов, создаваемых за счет подтормаживания определенных колес, а тяга двигателя ничем не ограничена, и он может свободно прокручивать все четыре колеса.

В принципе, в определенных условиях пробуксовка – это не так уж и плохо. Например, чтобы докопаться до твердого покрытия, если машина застряла. Кроме того, на снегу или на сыпучих покрытиях вроде гравия максимальная тяга достигается при 20–25-процентной пробуксовке ведущих колес. Однако это теория, а практика требует филигранной техники работы с газом, которой нужно учиться.

В общем, управляя автомобилем с выключенной системой стабилизации или без нее, на зимней дороге водитель должен быть всегда готов к таким неожиданностям, как заносы, сносы и прочее. При этом не стоит забывать, что на скорости 160 километров в час в случае какого-то заноса система стабилизации уже не поможет – потребуется вмешательство водителя. Да и оно вряд ли исправит ситуацию, так как человек на такой скорости просто не успеет предпринять никаких корректирующих действий. А вот на скорости до 140 километров в час система стабилизации помогает очень хорошо.

В: В чем разница между управлением кроссовером с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях?

О: В принципе, никакой особой разницы между управлением кроссовером с ручной и автоматической коробкой передач нет. Никаких особых преимуществ у «ручки» перед «автоматом» и наоборот, тоже нет. Заставить машину скользить, пустить ее в занос, работая «ручкой», это спортивные действия. Поэтому ошибиться при переключении на «механике», так чтобы машину занесло, тяжело. К тому же, при наличии системы стабилизации, электроника легко компенсирует такую ошибку.

Правда, если автомобиль с «автоматом» и не оборудован системой стабилизации или она отключена, то я бы не советовал сильно буксовать или скользить на рыхлых поверхностях. «Автоматы» боятся пробуксовок. Представьте, вы сильно забуксовали на льду, двигатель перекручивается, коробка переключает передачи, доходит до пятой, и тут вы сбрасываете газ, и она начинает так же жестко переключаться обратно. Пару-тройку таких переключений и коробка, как минимум, встает в некий защитный режим. В худшем случае трансмиссия ломается.

В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с механической коробкой передач?

О: Если машина застряла, то точно также как и на легковом автомобиле – сначала стоит попробовать вернуться назад по своим следам, а если это не получается, то враскачку. В случае, когда снежный покров не очень глубокий, можно попытаться отключить систему стабилизации и пробкусовкой докопаться до твердого покрытия.

В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с автоматической коробкой передач?

О: У кроссовера на «автомате», по сравнению с такой же машиной на «ручке», внедрожные способности несколько ограничены. Во-первых, автоматические коробки категорически не «любят» пробуксовку. И, во-вторых, застряв, на «автомате» гораздо тяжелее выехать враскачку. По-крайней мере, я бы крайне не советовал такой варварский метод, при котором машина в режиме «Drive» откатывается назад из верхней точки амплитуды просто за счет отпущенной педали газа. Это, как и пробуксовка, чревато включением защитного режима, а то и поломкой коробки.

В: На что нужно обращать внимание водителям, чтобы не допустить потери сцепления колес с дорогой?

О: Все машины скользят примерно одинаково, но кроссоверы из-за высокого центра тяжести и больших ходов подвески кренятся сильнее. А чем более валкий автомобиль, тем он больше подвержен «подскальзыванию». Более того, из-за высокого центра тяжести заносы для кроссовера чреваты «перевертышем», тогда как легковой автомобиль перевернуть достаточно тяжело. Например, в случае если вседрожник в заносе разворачивает задом, шансов, что он останется на дороге, практически нет. Разница в высоте легковушки и кроссовера на глаз не очень велика, но на самом деле на устойчивость автомобиля влияют буквально миллиметры, на которые центр тяжести поднят над дорогой.

В: Какие опасности, кроме скользкой дороги и плохой видимости, могут встретиться водителю кроссовера на зимней дороге? Как их избежать?

О: Никаких особых опасностей на зимней дороге, которых не было бы, например, летом или весной, для кроссовера я не знаю. Наоборот, зимой из-за скользкого дорожного покрытия высокие машины меньше кренятся, и, следовательно, меньше вероятность, что они могут перевернуться.

В: Какие шины, шипованные или нешипованные, лучше выбрать для кроссовера. Зависит ли выбор от того, на каких дорогах будет эксплуатироваться машина большую часть времени – на городских или загородных?

О: Я бы посоветовал выбирать резину с учетом того, где больше вероятность возникновения аварийной ситуации, а не в зависимости от того, где больше эксплуатируется автомобиль.

При этом стоит помнить, что шипованная резина хорошо работает только на льду. Здесь она и уменьшает тормозной путь, и увеличивает предельную скорость прохождения поворотов, и позволяет лучше трогаться. А при движении по снегу, что шип, что не шип – разницы нет. Но при этом на асфальте шипованная резина проигрывает за счет шипа около 10 процентов максимальной скорости прохождения поворота.

В: Какие меры предосторожности надо соблюдать при движении на кроссовере в гору или под гору зимой?

О: Во-первых, в систему стабилизации многих кроссоверов уже входит система помощи при спуске. Достаточно ее нажать, отпустить педали и электроника сама спускает автомобиль вниз. Если же такой функции нет, то надо переключиться на нижнюю передачу (а если есть, на пониженную) и аккуратно спускаться вниз, старясь не тормозить, особенно резко.

В идеале, в горку лучше всего заезжать с 20-процентной пробуксовкой, но это чревато потерей управления над автомобилем. Поэтому необходимо стараться удерживать колеса на грани проскальзывания.

Если при подъеме на скользкую горку машина «зависла», то необходимо спуститься задним ходом назад. Для этого нужно обязательно включить заднюю передачу и держать руль прямо — любые подруливания в такой ситуации могут привести к скольжению и последующему перевороту автомобиля.

В: Стоит ли готовить себя к критическим ситуациям на скользкой дороге – посещать курсы, читать специализированную литературу, или чтобы их избежать достаточно аккуратно ездить и соблюдать правила дорожного движения?

О: Если бы все ездили аккуратно и соблюдали Правила дорожного движения, тогда и обычных курсов вождения было бы достаточно. Однако у нас на дорогах, к сожалению, ситуация обстоит по-другому, и контраварийная подготовка желательна. Хотя бы для того, чтобы банально понять физику движения автомобиля, чтобы понять, что машина может, а чего – нет.

В: Достаточно ли водителю кроссовера «легковой» контраварийной подготовки, или необходимо пройти обучение на курсах, разработанных специально для водителей вседорожников?

О: В принципе, достаточно обычной школы. При этом на любых курсах водителю кроссовера объяснят, в чем заключается специфика езды именно на его автомобиле.

Смотрите также:   Состоялся рестайлинг модели Cadillac Escalade V 2023

В: Ваш «главный» совет водителям кроссоверов на зимней дороге?

О: Не надо переоценивать возможности полного привода, а также возможности клиренса кроссовера. Поэтому не стоит пытаться штурмовать на нем откровенное бездорожье.

Евгений Васин, шеф-инструктор школы водительского мастерства Audi Quattro


В: Чем отличается поведение на дороге кроссовера и легкового автомобиля, независимо от сезона?

О: У кроссовера больше просвет, а если больше просвет, то значит у него выше центр тяжести, и он чуть-чуть сильнее кренится в поворотах, а также при торможении и ускорении. Плюс кроссовер – это тяжелая машина, а значит у нее больше и инерция. От этого, естественно, страдает управляемость.

В: Чем отличается езда на кроссовере по зимними и по летним дорогам?

О: Здесь отличия те же, что и для легкового автомобиля. Зимой покрытие более скользкое. Поэтому увеличивается вероятность сносов, заносов и неуправляемых вращений. Правда, из-за большой массы кроссовер лучше держит дорогу.

В: В чем заключается различие между тем, как себя ведет на зимней дороге кроссовер с электронным полным приводом, постоянным полным приводом и с жестко заблокированным центральным дифференциалом?

О: Механический полный привод — это шестеренки, это фрикционы, и поэтому при нажатии на педаль газ он моментально подключается и начинает работать. Электронная муфта подключает заднюю ось в ответ на команду электроники, которая распознает скользкое покрытие по сигналам датчиков ABS. Но такая система не всегда способна адекватно оценить состояние дорожного покрытия и другие факторы, влияющие на необходимость включения полного привода, и поэтому ведет себя не так стабильно.

В: Советы по экстренному торможению на скользкой дороге для водителя кроссовера.

О: Надо помнить о большой массе кроссовера. Естественно, из-за этого у него увеличивается тормозной путь по сравнению с более легкими автомобилями. То есть надо начинать раньше тормозить.

В: Особенности езды по зимним дорогам на кроссоверах со включенной системой стабилизации и без нее.

О: Система стабилизации прекращает занос задней оси автомобиля, предотвращает скольжение автомобиля, обеспечивает курсовую устойчивость при разгоне и при торможении. Поэтому она очень помогает водителю не только на скользких зимних дорогах, но и летом. Когда начинающие автомобилисты, говорят, что в критических ситуациях система стабилизации мешает им управлять автомобилем газом – это иллюзия. Для неискушенных водителей она необходима. Тем более, что современные системы стабилизации очень лояльны и, если водитель едет безопасно, то они практически не вмешиваются в процесс управления автомобилем. Это своего рода лакмусовая бумажка правильной езды.

В: В чем разница между управлением кроссовером с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях?

О: Автомат не позволяет водителю вмешиваться в процесс торможения и ускорения, переключая передачи вверх и вниз. С другой стороны с механикой тоже надо уметь грамотно обращаться. Например, для того, чтобы эффективно помогать машине тормозить коробкой, переключаться вниз нужно с перегазовкой.

В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с механической коробкой передач?

О: На бездорожье механика позволяет, например, добуксоваться до твердого грунта в случае необходимости. Или выехать из ямы «в раскачку». Но этим навыкам надо учиться. В противном случае за полдня езды по лесам можно просто напросто сжечь сцепление.

В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с автоматической коробкой передач?

О: Автоматическая коробка передач, как и механика, позволяет выехать из ямы «в раскачку». Для этого необходимо придерживать левой ногой тормоз в верхней точке амплитуды раскачки. Но, конечно, это потребует более филигранной работы ногами, чем на машинах с «ручкой».

В: На что нужно обращать внимание водителям, чтобы не допустить потери сцепления колес с дорогой?

О: Не надо резко газовать, не надо резко тормозить. Нажимать на педали надо плавно, дозированно. Потому что даже резкий сброс газа может привести к потере сцепления с дорогой. Кроме того, при торможении не стоит доводить до срабатывания ABS. Физиология человека такова, что почувствовав обратную реакцию на педали при срабатывании антиблокировочной системы он, хоть и на мгновение, но немного ослабляет давление на педаль тормоза.

В: Какие опасности, кроме скользкой дороги и плохой видимости, могут встретиться водителю кроссовера на зимней дороге? Как их избежать?

О: Все те же опасности, что и у легковых автомбилей. Только, например, с колей, благодаря большим колесам и массе, кроссоверы справляются легче.

В: Какие шины, шипованные или нешипованные, лучше выбрать для кроссовера. Зависит ли выбор от того, на каких дорогах будет эксплуатироватся машина большую часть времени – на городских или загородных?

О: Это извечный вопрос. По опыту этого года я бы посоветовал шипы. Во-первых, такая резина стабильнее ведет себя за городом на снежном и ледовом покрытии. А в городе сейчас из-за реагента на асфальте образуется пленка, по которой нешипованная резина скользит, как по салу. При этом шипованная резина, как это ни странно, в такой ситуации, наоборот, хоть немного, но держится за асфальт шипами.

В: Какие меры предосторожности надо соблюдать при движении на кроссовере в гору или под гору зимой?

О: На горке не надо делать резких движений газом. В гору надо ехать на постоянной тяге и помнить, что любая пробуксовка приводит к потере сцепления с дорогой, а, следовательно, к заносу задней оси и прочим непрятным последствиям. При движении под гору стоит включить пониженую передачу, если есть такая возможность.

В: Стоит ли готовить себя к критическим ситуациям на скользкой дороге – посещать курсы, читать специализированную литературу, или чтобы их избежать достаточно аккуратно ездить и соблюдать правила дорожного движения?

О: Надо ездить аккуратно, и однозначно стоит посещать курсы. Даже человек, который решил, что он будет ездить очень тихо, может оказаться в критической ситуации. Потому что под колесами бывает и лед, и снег, и жижа. К тому же он не один ездит по дорогам – аварийную ситуацию могут спровоцировать другие участники дорожного движения.

В: Достаточно ли водителю кроссовера «легковой» контраварийной подготовки, или необходимо пройти обучение на курсах, разработанных специально для водителей вседорожников?

О: Если водитель собирается штурмовать легкое бездорожье, то ему стоит изучить параметры геометрической проходимости своего автомобиля – клиренс, свесы, уголы кренов, на которых машина сохраняет устойчивость.

В: Ваш «главный» совет водителям кроссоверов на зимней дороге?

О: Надо осозновать свои водительские умения и возможности, смотреть чуть подальше своей приборной доски и капота, а также делать все заранее.

Казалось бы, ничего нового о Renault Arkana я уже не узнаю. И презентация новинки, и долговременный редакционный тест, и детальный разбор конструктивных особенностей с техническими специалистами российского представительства Renault… Всё это на страницах нашего журнала уже было! Тем не менее мероприятие Arkana Winter Experience добавило немало новых красок к образу этого автомобиля.

«Наши расширенные оценки включают тщательную оценку транспортных средств на различных участках, включая заснеженные и обледенелые дороги, а также всесторонние тесты на асфальте, бездорожье и даже на обледенелых поверхностях»

Как едет Renault Arkana: испытываем кроссовер на асфальте, бездорожье и льду

Если верить уже имеющейся статистике, то Arkana в большей степени можно позиционировать как городской автомобиль. Не в плане технических возможностей, а с точки зрения предполагаемой среды обитания. Судите сами: только 39% покупателей выбрали версию с полным приводом, а вот предпочтение трансмиссии CVT отдали 64 %. 43 % предпочли 150‑сильный турбомотор — даже не заглядывая в паспорта клиентов, можно предположить, что это в большинстве случаев молодые люди, «голосующие» за всё новое. И ещё — 32 % покупателей Arkana составляют представительницы прекрасной половины человечества. Кстати, не с этим ли внушительным «женским батальоном» связаны настройки электроусилителя руля, который при движении на невысоких скоростях мне сначала показался излишне лёгким? Зато при рулении в пробках и при парковках — в самый раз. Кстати, если этот момент уж так раздражает, можно перевести настройки в режим Sport, и усилие на руле возрастёт. Но это уже так, к разговору о вариациях. А заканчивая городскую тему, хочу в очередной раз похвалить подвеску: мелкие выбоины и неровности дорожного покрытия вы даже не заметите, а достаточно крупные повреждения асфальта она отрабатывает уверенно и очень деликатно.

Как едет Renault Arkana: испытываем кроссовер на асфальте, бездорожье и льду
Как едет Renault Arkana: испытываем кроссовер на асфальте, бездорожье и льду
Как едет Renault Arkana: испытываем кроссовер на асфальте, бездорожье и льду

После испытания дорожками и тропинками, проложенными между деревьями, был настоящий ледовый автодром с трассами различной конфигурации. Вот где можно было похулиганить и освежить забытые навыки езды по скользким покрытиям.

Как едет Renault Arkana: испытываем кроссовер на асфальте, бездорожье и льду

Система стабилизации Arkana всегда начеку — к примеру, если вы её отключили для того, чтобы выбраться из сугроба или из грязевой ловушки, при наборе скорости она вновь активируется. На ледовом полигоне часть автомобилей были с задействованной системой стабилизации, а часть — с отключенной «хирургическим» путём. Да, без электронной уздечки, которая при попытке заноса подтормаживала колёса и отсекала подачу топлива, ехать было веселее, а автомобиль, казалось, даже поощрял эффектные скольжения. Правда, до момента, когда это «веселье» не входило в противоречие с законами физики. Но и активированная система стабилизации порадовала алгоритмом работы. Напомню, что всё это происходило на голом льду! Тем не менее, если поймать ритм, то и небольшие скольжения допускались, и ехать можно было относительно активно (но точно) и при этом абсолютно безопасно. И последнее, бесспорно, самое главное.

Как едет Renault Arkana: испытываем кроссовер на асфальте, бездорожье и льду

Редакция рекомендует:






Хочу получать самые интересные статьи

Мы забрались за Полярный круг, чтобы в экстремальных зимних условиях проверить первый электрический спорткар от Porsche

«Наши расширенные оценки включают тщательную оценку транспортных средств на различных участках, включая заснеженные и обледенелые дороги, а также всесторонние тесты на асфальте, бездорожье и даже на обледенелых поверхностях»

Зимой в Лапландии дни короткие: восход солнца в 11:41, закат в 12:30. Между ними что-то вроде сумерек. Здесь, в северном финском городе Леви, проходит не только Кубок  мира по слалому, но и находится испытательный полигон Porsche Experience. Уже в декабре болотный пейзаж здесь замерзает и создаются идеальные условия, чтобы испытывать машины на льду.

Зимний тест Porsche Taycan 4S: как выжить на  электромобиле за Полярным кругом
Тест-драйв Porsche Taycan 4S в самых жестких условиях на полигоне Порше за полярным кругом.

В разгар снежной бури, при минус шести градусах, они выстроились в ряд: самое молодое потомство в семье «Тайканов». Такие суровые условия – настоящий стресс для электромобилей и их водителей, потому что аккумуляторы крайне не любят холод и быстро теряют заряд. Но это именно то, что Porsche и хочет всем доказать: Taycan 4S не боится ни льда, ни морозов.

Зимний тест Porsche Taycan 4S: как выжить на  электромобиле за Полярным кругом
Porsche Taycan 4S сзади напоминает 911 и Панамеру одновременно.

Разница с ранее представленными Porsche Taycan Turbo и Turbo S в модели начального уровня (цена от 7 793 000 р.) является незначительной, по крайней мере визуально. Внешне Taycan 4S отличают лишь новые 19-дюймовые колеса, да выкрашенный в черный цвет задний диффузор.

Суммарная мощности двух электродвигателей Porsche Taycan 4S составляет 435 или 490 л.с. (с более мощной батареей в пакете Performance Plus). При этом в режиме разгона кратковременно их мощность может достигать 530 или 571 л.с. В итоге до «сотни» Taycan 4S разгоняется за 4,0 секунды. Такой результат все еще захватывает дух, даже если братья Turbo (680 л.с.) и Turbo S (761 л.с.) делают это за 3,2 или 2,8 секунды соответственно.

Но в Лапландии такой тест на разгон, к сожалению, невозможен. Во-первых, ограничение скорости обычно составляет здесь 80 километров в час, во-вторых, дороги все время покрыты снегом, а в-третьих, всюду гуляют олени. И нам совершенно не  хочется проверять машину на прочность тушей весом до 300 кг.

Зимний тест Porsche Taycan 4S: как выжить на  электромобиле за Полярным кругом
Футуристический салон Porsche Taycan 4S с вторым экраном для пассажира.
Зимний тест Porsche Taycan 4S: как выжить на  электромобиле за Полярным кругом
Караван из Porsche Taycan 4S eдет на испытания по заснеженной трассе в Лапландии.

В условиях зимней Лапландии наш тест напоминает неторопливую поездку на четырехместном лимузине, который плавно и бесшумно скользит по заснеженному ландшафту. Но если захочется послушать гул мотора, то «Тайкан» и это может! Кнопка Sportplus активирует электрический спортивный саунд. Основа этого звука  — шум электродвигателей, который записывается во время движения и после цифровой обработки передаётся в динамики. Ощущения от такой озвучки весьма необычные – кажется, что ты управляешь не машиной, а космолётом из «Звездных войн».

Зимний тест Porsche Taycan 4S: как выжить на  электромобиле за Полярным кругом
Porsche Taycan 4S прекрасно управляем на ледяной трассе.

На полигоне Porsche условия теста становится ещё более экстремальными. Нам предстоит двигаться по ледяной поверхности, гладкой и скользкой, как хоккейный каток. Но, оказывается, с электрическим полным приводом, мгновенно перераспределяющим крутящий момент между осями, делать это совсем не сложно! Полный контроль и понимание машины приходит при игре с акселератором – здесь Taycan 4S показывает мастерство настоящего Porsche.

Наш вывод: предрассудки против электромобилей — это уже история. С запасом хода более 400 километров, Taycan 4S уже не пугает проблемами поиска зарядки. Да и «заправка» аккумуляторов до 80 процентов ёмкости на мощной зарядной станции проходит очень быстро, всего за 22,5 минуты – успеете сходить в туалет и попить горячего капуччино. Снег и лед для полноприводного электромобиля – тоже не помеха. Если же кого-то волнует экономичность, то раскроем карты: при динамичной езде у электрического Porsche уходит приблизительно 25 кВт*ч на 100 километров.

https://youtube.com/watch?v=-nxVK9X3f_s%3Ffeature%3Doembed

Благодарим GlobalPress за
помощь в подготовке материала.

Редакция рекомендует:






Хочу получать самые интересные статьи

Компания Nissan провела ставший уже традиционным большой весенний тест-драйв кроссоверов под названием «Городские легенды». Журнал «Движок» проехал больше двух сотен верст по дорогам Иркутской области на паркетниках японской марки, а еще испытал их на льду Байкала с целью выяснить, остались ли в этих машинах дух и корни легендарных ниссановских внедорожников или они окончательно превратились в «горожан»?

Смотрите также:   Новости по теме Land Rover Range Rover

«Между нами тает лед!» — доносится из динамиков одного из тестовых кроссоверов голос официального диджея Nissan Russia, в то время как инструктор посвящает нас с коллегой в тонкости выполнения маневра «переставка» на льду.

«Наши расширенные оценки включают тщательную оценку транспортных средств на различных участках, включая заснеженные и обледенелые дороги, а также всесторонние тесты на асфальте, бездорожье и даже на обледенелых поверхностях»

«К нам тут недавно приезжал француз — из тамошней школы повышения водительского мастерства, — рассказывает инструктор. — Поездил и говорит: у вас тут лед какой-то неправильный, даже шипы на нем не держат». 

Так вот — о «переставке». Чтобы выполнить ее на голом льду и как минимум не улететь при этом в сугроб, а как максимум не закончить заезд на крыше, главное — правильно работать рулем. Первое движение баранкой должно быть максимально быстрым. Когда же автомобиль окажется на дуге, нужно не прозевать момент и сделать обратное движение рулем, поставив его прямо, — за счет этого возможный занос гасится, как говорится, в зародыше. 

Дальше нужно лишь держать ровный газ и плавно работать рулем, возвращая машину на прямую. У меня получилось. Причем с первого раза. Помогли и советы инструктора, и отзывчивость «Кашкая», и, не в последнюю очередь, хорошие шипованные покрышки, в которые были «обуты» тестовые автомобили. 

Тест-драйв Nissan Terrano, Qashqai и X-Trail на Байкале: «горожане» на льду и на проселке

Nissan X-Trail, со своей стороны, оказался весьма проворен на ледовой «змейке»: «не упирался» на входе в повороты и легко позволял «отлавливать» рулем занос задней оси. Вот только противобуксовочная система излишне рьяно «душила» двигатель при разгоне. 

Впрочем, заезды по льду Байкала ниссановцы припасли нам на десерт. Основным же блюдом был 140-километровый пробег на кроссоверах от Иркутска до Бельска.

Тест-драйв Nissan Terrano, Qashqai и X-Trail на Байкале: «горожане» на льду и на проселке

На этом маршруте мне достался Qashqai 2.0 с вариатором и полным приводом. Без малого полтора года назад, напомним, мы испытали его в горах Абхазии.

Теперь же каменистые грунтовки Иркутской области позволили добавить пару новых штрихов к портрету самого популярного в России кроссовера марки Nissan. 

Первое и главное: Qashqai совершенно справедливо позиционируется как «горожанин».

Короткие вылазки на природу ему, конечно, отнюдь не противопоказаны, но на проселке он вынуждает ехать аккуратно.

Его предел на в меру разбитой каменистой грунтовке — 50-60 км/ч: дальше становится некомфортно, а «зевнув» оставшуюся после высохшей лужи яму (даром что такие не имеют острых краев), можно нарваться на весьма чувствительный глухой удар. 

«Гребенку» автомобиль тоже недолюбливает, передавая микровибрации на руль.

Да и на шумоизоляции колесных арок сэкономили: порой кажется, что песок и мелкие камешки вот-вот полетят в салон. 

Зато с геометрической проходимостью порядок: 200-миллиметровый клиренс и умеренные (на фоне большинства современных паркетников) свесы вкупе с тяговитым мотором и отлично настроенным вариатором позволяют весьма уверенно двигаться по заснеженной лесной дорожке. 

Тест-драйв Nissan Terrano, Qashqai и X-Trail на Байкале: «горожане» на льду и на проселке

На асфальте Qashqai 2.0 радует надежным и предсказуемым поведением в поворотах и огорчает нелинейной реакцией на подачу топлива: чтобы ускориться с 80-90 км/ч, нужно сначала как следует раскрутить движок, и лишь затем последует желаемый «подхват». Дизель 1.6 dCi (130 л. с.), помнится, следовал за педалью гораздо охотнее. Жаль, что такой мотор доступен в России только в сочетании с передним приводом. 

Типичные для российских провинциальных шоссе дефекты покрытия Qashqai «скругляет» вполне уверенно, но череда разнокалиберных неровностей вынуждает сбавить ход — отрабатывать их подвеска порой не успевает. 

Тест-драйв Nissan Terrano, Qashqai и X-Trail на Байкале: «горожане» на льду и на проселке

Пересаживаясь в Terrano, ждешь от него просто образцового поведения на неровных дорогах. В том, что касается энергоемкости подвески ожидания эти оправдываются на все сто: никаких намеков на пробой! А по каменистым грунтовкам и заснеженным лесным дорожкам можно «вваливать» в ралли-рейдовом стиле. Но вот плавность хода – традиционно не самая сильная сторона кроссоверов на платформе B0, как и шумоизоляция. В ближайшее время мы испытаем обновленную версию модели, – возможно, нас ждут открытия. 

Как совместить одно с другим и сделать подвеску комфортной и энергоемкой одновременно? Похоже, в Nissan знают как: в случае с X-Trail у них это весьма успешно получилось! Кроссовер с одинаковым безразличием «глотает» и разного рода дорожную мелочевку, и выбоины в полколеса. 

Тест-драйв Nissan Terrano, Qashqai и X-Trail на Байкале: «горожане» на льду и на проселке

При этом работа подвески не сопровождается излишними шумами: лишь шлепки шин доносятся со стороны передних колесных арок. Задние же арки наиболее активно пропускают в салон «цоканье» шипов по асфальту. 

С управляемостью у X-Trail тоже порядок: автомобиль отлично держит прямую, «не упирается» при входе в поворот, а руль хоть и кажется порой излишне легким (особенно при малых углах его поворота), нисколько не лишает водителя чувства уверенности в виражах. 

И все бы хорошо, если бы впечатление от машины не смазал двигатель. Не самый конструктивно «свежий» 2,0-литровый 144-сильный бензиновый мотор и полуторатонный Qashqai не превращает в спорткар. А уж без малого 1700-килограммовому X-Trail этого движка и вовсе хватает впритык. 

Приемлемой динамику можно назвать лишь при малой нагрузке да на равнинах. Если же в машине трое или четверо седоков, а дорога становится холмистой, X-Trail 2.0 становится «небесным тихоходом». 

Едем по Байкальскому тракту. Впереди — затяжной подъем после опасного поворота, так что загодя особо не разгонишься. Педаль — в полу, но автомобиль словно делает одолжение, а не набирает скорость. Дизель сюда, срочно!.. 

Тест-драйв Nissan Terrano, Qashqai и X-Trail на Байкале: «горожане» на льду и на проселке

Каков итог?

Каменистые грунтовки Иркутской области и расчищенные для нас ниссановцами на льду Байкала трассы управляемости как нельзя лучше помогли расставить акценты в характерах японских кроссоверов. 

Nissan Qashqai — ярко выраженный «горожанин». Нельзя сказать, что на природе ему совсем неуютно, но, выбираясь на нем, скажем, на дачу, ехать по проселку нужно аккуратно: номер под названием «больше скорость — меньше ям» с «Кашкаем» не пройдет. 

Nissan Terrano — напротив, заядлый «дачник». И чем хуже становится дорога, тем лучше он по ней едет. Там, где Qashqai вынуждает сбрасывать скорость, Terrano позволяет «валить на все деньги», не разбирая дороги. 

Тест-драйв Nissan Terrano, Qashqai и X-Trail на Байкале: «горожане» на льду и на проселке

Самым же сбалансированным по характеристикам оказался X-Trail. Автомобиль уверенно едет и по дорогам, и по «направлениям». При этом и в городе, и на шоссе, и на грунтовках он оказался самым комфортным из всей троицы. 

Тест-драйв Nissan Terrano, Qashqai и X-Trail на Байкале: «горожане» на льду и на проселке

Эксперты «За рулем» испытали 8 фрикционных зимних шин 195/65 R15 для легковушек размером с Ford Focus или Kia Ceed – и даже для Лады XRAY. Взяли дорогие и дешевые модели «липучек». Главная интрига: какие выгоднее?

Предуведомление

Этот тест мы делали в конце минувшей зимы, когда никто не предполагал, как изменятся наши реалии. Тем не менее все испытанные шины до сих пор есть в продаже – хотя, возможно, и не везде. Более половины испытанных моделей «сварены» в России, поэтому есть надежда, что они не пропадут, даже если склады опустошатся. Да и всегда интересно сравнить товар отечественных брендов с именитым импортом. Поэтому из протоколов мы не стали исключать шины тех марок, которые в той или иной степени заморозили свою активность в России.

Соперники

За Рулем

Теоретически самый интересный продукт – новинка Nokian Hakkapeliitta R5, пришедшая на смену «третьей» модели. Однако эти шины были сделаны не на российском, а на финском заводе марки. И вообще в момент появления на рынке флагманы Nokian частенько выделяются высоким ценником: за одну покрышку просят 8500 рублей.

Примерно на 500 рублей дешевле уже далеко не новый Bridgestone Blizzak Ice (Россия), хотя на сайте производителя он почему-то представлен как новинка. Неоднократный победитель наших тестов, Continental VikingContact 7 калужского производства, предлагают на тысячу с гаком дешевле извечного финского конкурента. Не менее именитые Goodyear UltraGrip Ice 2 (Польша) и Pirelli IceZero FR (Россия) можно приобрести примерно за шесть тысяч целковых.

Почти на тысячу дешевле – Nordman RS 2 (Россия), продукт «второй линии» Nokian. Китайские Nankang Ice Activa Ice‑1 продают еще дешевле, за 4300 руб. А самым привлекательным ценником (4100 рублей, в два раза ниже финской новинки) радует исконно отечественный продукт – Cordiant Winter Drive 2.

Дабы условия испытаний были максимально приближены к жизни, тестовые комплекты шин хранятся на холоде.

Дабы условия испытаний были максимально приближены к жизни, тестовые комплекты шин хранятся на холоде.

В бокс шины попадают непосредственно перед установкой на авто­мобиль.

В бокс шины попадают непосредственно перед установкой на авто­мобиль.

Арвидсъяур – Йиславед (Gislaved)

За Рулем

Автомобилем-носителем снова стал Volkswagen Golf: не нарадуемся на его прозрачную управляемость и выносливые тормоза.

Результаты замеров фиксировал профессиональный высокоточный комплекс Racelogic Vbox, работающий со спутниками ГЛОНАСС и GPS.

Во всех «белых» тестах (то есть на снегу и льду) мы традиционно отслеживали состояние покрытия, начиная упражнения с «базовых» шин и возвращаясь к ним не позже, чем через каждые 2–3 зачетных комплекта.

За Рулем

По льду

За Рулем

Лед – самое скользкое и опасное покрытие на зимней дороге. Цепляться за него фрикционкам особенно сложно. Потому «ледовые» способности шин проверим в первую очередь.

Для начала сравним продольное сцепление, определив время разгона с включенной противобуксовочной системой (0–20 км/ч) и тормозной путь с АБС (20–5 км/ч).

Единоличный лидер и в разгоне, и на торможении – Continental. Хуже всех в продольном направлении за лед держится Nankang – разгоняется и замедляется на 11% слабее.

А теперь оценим поперечное сцепление, опираясь на результаты замеров времени прохождения круга диаметром 27 м. На нем лучшее время у покрышек Hakkapeliitta R5, уверенно оторвавшихся от ближайших преследователей более чем на 10%. Отставание аутсайдера упражнения, шин Cordiant, приближается к 20% – если на Nokian ледовый круг проходится за 12 с небольшим секунд, то на отечественных шинах – за все 15.

За Рулем

Оценивая нюансы управляемости, ориентируемся на среднестатистического водителя, не обладающего навыками езды на скользких покрытиях.

Безупречное поведение Golf продемонстрировал на шинах Nokian и Pirelli. Реакции машины на поворот руля понятны и предсказуемы. В пределе эти шины допускают мягкое соскальзывание наружу поворота. Причем поведение автомобиля безопасно – снос или занос возникают лишь в случае значительного перебора в скорости или откровенно провокационных действий водителя.

Худшие повадки – у покрышек Nankang. На них автомобиль неохотно следует за рулем, не дает водителю достаточного понимания момента начала скольжения. Да и скользит дольше, чем хотелось бы.

В снегах

За Рулем

На снегу первым делом замерим эффективность разгона (0–40 км/ч) и торможения (40–5 км/ч). Самое бодрое ускорение обеспечивают Continental, Nokian и Pirelli. Слабее всех разгоняется Nankang, хотя отставание невелико – 5%. На торможении разрыв между лучшим (Continental) и худшим (Nordman) и того меньше – лишь 4%, или всего полметра.

А что по ощущениям? Оценивая курсовую устойчивость и поведение при плавном маневрировании на высокой скорости, выделяем Cordiant, Nokian и Pirelli – к ним никаких претензий.

Худшую оценку снова получает Nankang. Виной тому ленивые реакции на поворот баранки и недостаточная информативность, вселяющие неуверенность.

За Рулем

За Рулем

На сильно извилистой трассе к трио лидеров присоединился и Continental. А Nankang по-прежнему сольно фальшивил: к описанным недостаткам добавилось нестабильное поведение в пределе – то снос, то занос. Вести автомобиль по желаемой траектории не так-то просто.

Пройти испытание экстремальным маневром «переставка», имитирующим объезд внезапного препятствия, на снегу без нареканий не смог ни один из участников. Меньше всего претензий к шинам Continental и Nokian. Но и на них у Гольфа поведение недостаточно однозначное – рывок руля при начале объезда вызывает легкий снос передка, который при выходе на соседнюю полосу переходит в небольшой занос.

Самое сложное поведение Гольфа эксперты отметили на шинах Bridgestone, Goodyear, Nankang и Pirelli. Первые трое грешат откровенно большим дисбалансом между сносом на входе и заносом при перекладке. К тому же недостаточно хорошо чувствуется переход в скольжение. А покрышкам Pirelli снизили балл из-за излишне активного заноса, возникающего после перестроения.

За Рулем

Зимой даже в крупных городах дорожные службы не всегда успевают очищать дороги во время снегопада, а засыпанные снегом дворовые проезды и парковки порой становятся настоящим испытанием на проходимость. Увереннее остальных по снежной целине пробираются Continental, Nokian и Pirelli. Они позволяют спокойно стартовать, двигаться вперед и маневрировать, а также запросто выбраться назад, если машина упрется в снег передним бампером. Сложнее всего в сугробах двигаться на шинах Bridgestone: охотно срываются в пробуксовку, теряя тягу и закапываясь. Движение внатяг неэффективно, поймать момент начала проскальзывания непросто.

Как шины проявили себя на асфальте, выводы экспертов и итоговый рейтинг смотрите по этой ссылке.

Эксперты «За рулем» протестировали не только «скандинавки», но и восемь моделей шипованных шин для кроссоверов.

Оцените статью
AutoPerfection