Информация о системах активного управления слепыми зонами

Безопасность водителя и пассажиров автомобиля – один из главных факторов, которые во главу угла ставят разработчики при выпуске новых моделей. Каждый автопроизводитель старается оснастить машину массой сервисов и ассистентов, которые способны обезопасить водителя и пассажиров авто. Одним из важнейших помощников, который позволяют избежать опасных ситуаций и ДТП на дороге, является система контроля «слепых» зон. Наверняка, многие водители сталкивались с ситуацией, когда при попытке выполнить перестроение в нужной полосе движения оказывается авто, хотя в момент начала выполнения маневра его там не было и в боковых зеркалах также было чисто. Подобное случается из-за того, что любой автомобиль и каждое зеркало имеет определенный, ограниченный угол обзора. Поэтому абсолютно в каждой машине присутствуют так называемые «слепые» зоны. Если водитель в такой ситуации начнет выполнять перестроение, то вероятность аварии будет очень высокой. Именно для предупреждения возможности подобных ДТП и была разработана система, которая позволяет проконтролировать обстановку в «слепых» зонах.

Суть данного сервиса

Система, позволяющая отследить, что происходит в «слепой» зоне, является дополнительным сервисом безопасности, который в современных условиях устанавливается на многие транспортные средства уже на заводе. В то же время, опция может быть куплена дополнительно, благодаря чему владелец практически любого авто может ею воспользоваться.  Данный ассистент представляет собой совокупность различных датчиков, позволяющих обнаружить любые объекты, которые находятся в «слепой» зоне. Принцип работы системы схож с функционалом парктроников. Устанавливают такие датчики, как правило, в боковых зеркалах и бамперах автомобиля. При обнаружении объекта, который попал в «слепую» зону и может стать причиной аварии, водитель будет оповещен звуковым либо визуальным сигналом.

Каков принцип работы данного сервиса

В первое время, после появления на рынке подобных сервисов, их работа была достаточно ненадежной. Датчики сигнализировали об опасности, хотя таковой в действительности не было. Однако с течением времени система совершенствовалась и, как итог, сегодня практически не возникает ситуаций, когда мониторинг «слепых» зон подает неверный сигнал об опасности. Суть работы сервиса, как уже было сказано, аналогичен принципу парктроников. В бамперах и зеркалах автомобиля устанавливаются специальные устройства, способные отправлять импульсы и «ловить» их обратную связь. После этого, полученный «ответ» попадает в блок управления, где происходит его обработка и анализ, в результате чего, «мозг» принимает решение о необходимости отправки уведомления для водителя.

В то же время, система научилась отсеивать ложные импульсы, исходящие от неподвижных объектов (бордюров, ограждений и т.д.). Кроме того, водитель не будет получать уведомления, если объект был зафиксировать сначала задним, затем передним датчиком. Такая ситуация характерна для обгона. Если же объект присутствует в «слепой» зоне в течение шести и более секунд, водитель обязательно получит соответствующий сигнал. Современные производители подобных систем контроля позволяют выполнять индивидуальную настройку оповещений «под себя», индивидуальную звуковую либо визуальную регулировку, а также условия выдачи оповещений.

Какие бывают типы системы контроля

Главным признаком, по которым отличаются между собой ассистенты, отслеживающие ситуацию в «слепых зонах» — это количество задействуемых датчиков. Минимум их может быть установлено 4, а максимум – 14. Основная масса современных производителей данной системы размещает более четырех датчиков, чтобы обеспечить правильность и надежность контроля за ситуацией.

Смотрите также:   Autonews о полностью беспилотных автомобилях

Кроме того, контролеры могут отличаться еще и по типу индикатора. Большинство производителей предполагают установку индикаторов уведомлений в стойках слева и справа от водителя. Именно они и посылают уведомления об опасности. Однако некоторые разработчики предлагают устанавливать дополнительные индикаторы в боковых зеркалах, где и будет отображаться сигнал о нахождении объекта в «слепой» зоне. Чувствительность каждого датчика в той или иной системе может быть настроена в диапазоне от двух до 30 метров. Если учесть, что основной проблемой «слепых» зон является как раз городское движение, то лучше уровень чувствительности установить на минимуме.

Также ассистенты для мониторинга «слепых» зон могут отличаться по месту установки:

В комплект отдельной системы обязательно должны входить: датчики определения объектов, кабель, индикаторы уведомления об опасности, центральный блок управления.

Плюсы и минусы системы

Несмотря на то, что ассистент, отвечающий за определение объектов в «слепых» зонах, является весьма удобной и полезной системой, как и любой другой электронный сервис он, помимо положительных сторон, имеет и ряд негативных моментов. К числу плюсов можно отнести:

В списке недостатков данного сервиса значатся:

Несмотря на то, что система контроля за ситуацией в «слепых» зонах является важным и действенным ассистентом водителя, полностью полагаться на электронику все же нельзя. Необходимо сохранять бдительность на дороге и, учитывая уведомления, направляемые ассистентом, с внимательностью следить за каждым объектом.

У каждого водителя была ситуация, когда машина внезапно выскакивала из следующего ряда, хотя в зеркала все было ясно. Часто это связано с наличием слепых зон в любой машине. Это пространство, недоступное для управления водителем через окна или зеркала. Если в такой момент водитель задыхается или дергает руль, то велика вероятность возникновения аварийной ситуации. В современных автомобилях эту проблему решает система контроля слепых зон.

Что такое система контроля слепых зон

Система мониторинга слепых зон

Система позиционируется как дополнительный активный атрибут безопасности. На некоторые автомобили такие комплексы уже серийно поставляются с завода. Но не так давно на рынке появились отдельные системы, которые можно установить на автомобиль самостоятельно или в мастерской. Это нововведение оценили многие водители.

Система мониторинга слепых зон — это набор датчиков и приемников, которые обнаруживают объекты, которые находятся вне поля зрения водителя. По функционалу и принципу действия они похожи на всем известные парктроники. Датчики обычно находятся в зеркалах или на бампере. При обнаружении автомобиля в слепой зоне водитель получает звуковой или визуальный сигнал в салоне автомобиля.

Ранние варианты таких систем не отличались точностью обнаружения. Сигнал бедствия подавался часто, даже если его не было. Современные комплексы более совершенны. Вероятность ложной тревоги очень мала.

Например, если задний и передний датчики обнаруживают присутствие объекта, функция работать не будет. Удаляются различные неподвижные препятствия (тротуары, заборы, бамперы, здания, другие припаркованные автомобили). Система также не будет работать, если объект фиксируется сначала задними датчиками, а затем передними. Это происходит, когда другой транспорт обгоняет машину. Но если задние датчики регистрируют сигнал от объекта в течение 6 секунд и более, это означает, что автомобиль отстает в невидимой зоне. В этом случае водитель будет проинформирован о потенциальной опасности.

Слепые зоны авто

Большинство систем можно настроить по запросу водителя. Вы можете выбрать визуальное или звуковое предупреждение. Вы также можете установить функцию, которая будет активна только при включенном указателе поворота. Такой режим удобен в городских условиях.

Смотрите также:   Информация о системах контроля мертвых зон

Элементы и типы систем контроля слепых зон

Системы обнаружения слепых зон (BSD) от разных производителей могут отличаться количеством используемых датчиков. Максимальное количество — 14, минимальное — 4. Но в большинстве случаев датчиков больше четырех. Это позволяет обеспечить функцию «помощи при парковке слежения за слепыми зонами”.

Системы также различаются по типу индикатора. В большинстве покупаемых моделей индикаторы устанавливаются на боковых стойках слева и справа от водителя. Могут подавать звуковые или световые сигналы. Также есть внешние индикаторы, которые расположены на зеркалах.

Чувствительность датчиков регулируется в диапазоне от 2 до 30 метров и более. В городском потоке лучше снизить чувствительность датчиков и установить сигнальную лампу.

https://youtube.com/watch?v=XxzGt4pRLS8%3Ffeature%3Doembed

Системы контроля слепых зон у разных производителей

Volvo (BLIS) была одной из первых, кто внедрил мониторинг слепых зон в 2005 году. Он контролировал слепые зоны с левой и правой стороны автомобиля. В первичной версии камеры устанавливались на боковые зеркала заднего вида. Тогда стали использоваться только радиолокационные датчики, которые рассчитывали расстояние до объекта. Светодиодные индикаторы, установленные в стойке, предупреждают об опасности.

Автомобили Audi оснащены системой Audi Side Assist. Также используются радарные датчики, расположенные в боковых зеркалах и бампере. Система отличается шириной обзора. Датчики видят объекты на расстоянии 45,7 метра.

В автомобилях Infiniti есть две системы, которые называются «Предупреждение о слепых зонах» (BSW) и «Вмешательство в слепые зоны» (BSI). Первый использует радар и датчики предупреждения. Принцип аналогичен другим аналогичным системам. Если водитель, несмотря на сигнал, хочет совершить опасный маневр, включается система BSI. Он воздействует на органы управления автомобилем, предупреждая опасные действия. Аналогичная система есть и на автомобилях BMW.

Комплекс системы мониторинга слепых зон

Помимо заводских комплексов существуют различные варианты индивидуальных систем управления. Цена будет зависеть от качества и комплектации. В стандартную комплектацию входят:

Чем больше датчиков, тем сложнее будет установить комплекс.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество таких систем очевидно — безопасность движения. Даже опытный водитель будет чувствовать себя безопаснее за рулем.

К недостаткам можно отнести стоимость отдельных систем, влияющих на цену автомобиля. Это касается заводских моделей. Экономические системы имеют ограниченный кругозор и могут реагировать на посторонние предметы.

Чуть позже Bosch вывел на рынок аналогичную технологию, построенную на ультразвуковых сонарах в углах заднего бампера – собственно, выполненную по принципу всем известных парктроников. Ее использовал Citroen и, кажется, кто-то еще, но достаточно быстро стало понятно, что максимальную эффективность и надежность могут дать лишь радарные радиоволновые датчики, работающие, как и все радары, на эффекте Допплера. Сложность заключалась лишь в сертификации этих систем в разных странах по причине занятости тех или иных высокочастотных участков – порой производителям приходилось изымать эту опцию из комплектации в отдельных регионах или переводить на иные частоты.

К концу 2000-х годов оптические и ультразвуковые системы практически ушли в тень, а радарные системы мониторинга слепых зон появились у всех автопроизводителей. Впрочем, опция эта продолжала оставаться признаком весьма дорогого сегмента и в среднем и доступном классе отсутствовала. Некоторые мелкие производители автогаджетов начали, правда, выпускать продвинутые комплекты универсальных парктроников, в которых имелись особые дополнительные датчики, устанавливаемые в углы бамперов и работающие в движении, а также отдельные индикаторы для них, оповещающие об обнаружении помехи в районе задних крыльев, невидимой в зеркала. Впрочем, особой стабильностью работы они похвастаться не могли и популярности не снискали.

Смотрите также:   Motor Racing Electric Sports Sedan Новости

В комплекте любого набора ДМЗ идут два радарных датчика (обычно работающих в диапазоне 24 гГц). Датчики имеют П-образные кронштейны для крепления, квадратики двустороннего скотча и горстку саморезов для их фиксации к кузову под задним бампером. К П-образной пластине корпус датчика крепится парой винтов шарнирно, что позволяет их выставить на необходимый угол (об этом ниже).

Собственно, датчики тут не вполне корректно называть «датчиками» – это полностью законченные блоки двух независимых каналов (правого и левого бортов), внутри которых содержится как непосредственно датчик (приемно-передающая радарная часть), так и схема обработки его сигнала. Иными словами, какого-то центрального блока (как у парктроника), который получает сигналы с датчиков и визуализирует их для водителя во что-то понятное, тут нет. Все находится внутри каждого из этих двух блоков, к которым подключаются лишь светодиоды наличия помехи в слепой зоне с соответствующей стороны, и динамик-«пищалка» для звукового оповещения.

И надо сказать, что собраны эти блоки на крайне высоком уровне! Работа с сигналами на столь высоких частотах (24 гГц) требует высочайшей культуры электронного производства, и, в отличие от тех же парктроников, которые китайские дети с легкостью собирают на экспорт на уроках труда, тут сборка на коленке не проканает! Допускаю, что изготавливаются ноунейм-ДМЗ на тех же заводах, которые делают штатные системы ДМЗ по заказу ведущих автопроизводителей для их конвейеров.

К радарным блокам подключаются «таблетки»-индикаторы с характерными пиктограммками приближающихся автомобилей. На каждый блок – своя «таблетка».

Динамик-пищалка – общий на оба канала. Такой же, как у любых парктроников, от самых дешевых до навороченных.:

Для изучения мы смонтировали систему на минивэне Mazda 5:

Какие можно сделать выводы из монтажа гаджета и его работы?

Алгоритм работы точно такой же, как и у большинства автомобилей с системой ДМЗ, установленной на конвейере. Никакой отдельной активации ДМЗ не требуется – она включается одновременно с зажиганием. При наличии помехи в мертвой зоне при обычном прямолинейном движении с соответствующей стороны загорается постоянным свечением световой индикатор. Если же помеха обнаружилась, когда вы включили поворотник (то есть начинаете маневр перестроения), то индикаторы включаются в мигающем режиме для привлечения вашего внимания, а также раздается звуковой сигнал «би-бип».

Особенность работы на принципе эффекта Допплера (радарном эффекте) делает ДМЗ весьма стабильной системой, не боящейся грязи на кузове автомобиля или каких-то иных внешних факторов. Оповещения раздаются при наличии реальной помехи, движущейся с вами в попутном направлении и приближающейся сзади, дистанция обнаружения – около 10 метров. Гарантированная скорость, при которой система работоспособна, – 120 км/ч, но и на более высоких скоростях сбоев мы не заметили.

Важно, что у электроники китайских ДМЗ имеется, как и у оригинальных, задержка в индикации – то есть, если приближающаяся сзади машина притормозит, и на какое-то короткое время ваши скорости сравняются (из-за чего подача сигнала от датчика прервется), индикация не прекратится. Ложных срабатываний практически нет – пару раз только были отмечены при проезде вдоль близко расположенного к дороге металлического решетчатого забора.

Так что, в отличие от моря разнообразной китайской «тюнинговой» дряни, суть которой – лишь вульгарный «колхоз» и выброшенные деньги, нештатные универсальные системы ДМЗ следует признать реально полезным элементом активной безопасности автомобиля, да еще и по достаточно умеренной цене.

А у вас есть датчик слепых зон?

Оцените статью
AutoPerfection