Информация о навигационных системах в автомобилях

Проблемы навигации волновали человека испокон веков. Долгое время для точного позиционирования в пространстве служили лишь солнце да звезды, и ориентироваться по ним мог далеко не каждый. Все изменилось с началом космической эры, и теперь практически у каждого есть свой навигатор, как в смартфоне, так и в автомобиле. О штатных автомобильных навигационных системах и поговорим.

НЕМНОГО О КОСМОСЕ

Как вы думаете, сколько сегодня спутников находится на орбите, чтобы обеспечить работу навигационных систем? Ответ: на орбите Земли сегодня действует 90 навигационных спутников и планируется, что всего их будет 132. Пока преобладают американские спутники GPS – их 32. Оно и понятно, ведь именно американцы стали родоначальниками навигации по спутникам и развивают свою сеть аж с 1974 года, в связи с чем сегодня практически все навигационные системы в первую очередь взаимодействуют именно с ними. Точность позиционирования по ним довольно велика, что обеспечивает необходимую привязку к местности. Впрочем, есть у этой системы и один недостаток. Дело в том, что в первую очередь GPS создавалась как система для военных, поэтому при определенных условиях доступ к ним может быть прекращен одной лишь командой с военной базы Шривер. Именно это и сподвигло другие страны обзавестись своими спутниками.

На третьем месте сегодня система Beidou. Несмотря на то, что она была запущена в 2000 году, сейчас китайцы уже используют 20 спутников, а всего их будет 35, и тогда она, как и GPS и ГЛОНАСС, будет признана глобальной. Кстати, китайская Beidou активно сотрудничает с российской ГЛОНАСС.

Четвертой по количеству спутников можно считать европейскую систему Galileo. Пока на орбите находится 10 спутников, однако планируется, что к концу 2020 года их будет 30. Особенность системы в том, что она будет способна обеспечивать недоступную пока на сегодня точность позиционирования до 10 см, правда только над Европой.

Не хочет упускать свои выгоды от использования спутников и Индия. Сегодня на орбите висит 4 их спутника. В ближайшей перспективе они планируют подвесить еще 3, и тогда IRNSS обеспечит довольно качественное позиционирование над Индией, Пакистаном и Афганистаном.

А позади планеты всей плетутся японцы со своей QZSS. Пока на орбите висит 1 спутник, до конца 2017 года их должно стать 4. Основной их задачей будет обеспечение работоспособности мобильных приложений и мониторинг транспорта в азиатском регионе.

ВЕРНЕМСЯ НА ЗЕМЛЮ

Если говорить о навигационных системах для автомобилей, то они появились, как ни странно, еще задолго до того, как человек услышал сигнал от первого спутника земли. Первый автомобильный навигатор датируется 1930 годом.

В некое устройство, отдаленно напоминающее сегодняшние навигаторы, загружался рулон с картами соответствующей местности, и посредством механического привода от колес он прокручивался пропорционально скорости автомобиля, показывая тем самым на экране место пребывания. Доехав до нужного поворота, автолюбитель извлекал уже ненужный рулон и вместо него вставлял следующий, соответствующий направлению движения.

Мороки с ним, конечно, хватало, но именно это устройство от компании Iteravto стало прародителем всех нынешних навигаторов.

Несмотря на то, что в 1981 году на орбите земли уже работало несколько навигационных спутников, все же очередным автомобильным навигационным прибором был не спутниковый навигатор, а гироскопический.

Компания Honda стала первой, предложив свой Gyrocator как опцию. Созданный совместно с компанией Alpine, навигатор вычислял местоположение автомобиля на карте с помощью гироскопических датчиков, продвигая заранее выбранную и установленную карту вверх или вниз и показывая положение автомобиля на мониторе светящейся точкой.

Естественно, каждую карту нужно было предварительно привязать к местности и выставить место своего положения в центре монитора. Стоила эта опция по тем временам чуть ли не четверть цены автомобиля.

Бумом развития штатных навигационных систем можно считать начало нашего века. Именно с приходом новых технологий удалось существенно снизить стоимость комплектующих для производства приемников спутникового сигнала и тем самым перевести навигационные системы из ранга «не для всех» в ранг «для каждого».

Сегодня похвастать штатной навигационной системой может как автомобиль премиум-класса, так и бюджетная иномарка. Как правило, все системы интегрированы в так называемые мультимедийные комплексы, основной задачей которых изначально было лишь развлечь водителя в дальней дороге музыкой. Позже к ним «прикрутили» возможность проигрывать не только аудио-, но и видеофайлы. Были системы, которые могли похвастать и наличием TV-тюнера. Однако пределом мечтаний была именно навигация, и она пришла. Автопроизводители наперебой нахваливали каждый свою навигационную систему, свойственную именно их бренду.

Кто-то первым показал маршрут с высоты птичьего полета, а кто-то хвастался возможностью отслеживать пробки без интернет-трафика. Тем не менее сегодня тенденция такова, что разработанные под конкретный автомобильный бренд навигационные системы, как бы ни были они хороши или плохи, уходят в прошлое. Зачем выдумывать нечто, если уже есть готовое, решили автопроизводители и все чаще и чаще устанавливают на автомобили навигационные системы, завязанные на программное обеспечение компаний, занимающихся исключительно навигацией. Именно поэтому Navitel, СитиГИД или Garmin сегодня можно встретить как штатную навигационную систему во многих автомобилях. Со временем автолюбители все чаще стали отдавать предпочтение интерактивным навигационным системам, таким как «Яндекс навигатор» или «Гугл мэпс». Оно и понятно: актуальные карты и постоянный мониторинг трафика очень облегчают жизнь автолюбителям, особенно в мегаполисах. А зачем тогда предварительно ставить навигационные системы в автомобиль, если они есть почитай у каждого в кармане в виде предустановленного софта на смартфоне? Об этом же задумались и автопроизводители и придумали нечто, позволяющее без труда контролировать приложения со смартфонов непосредственно на мониторе штатной автомобильной мультимедиасистемы.

APPLE CARPLAY, ANDROID AUTO И MIRRORLINK

Именно благодаря системам Apple CarPlay и Android Auto это отчасти стало возможно. Но почему отчасти? Дело в том, что пока признать эти системы работающими на все сто процентов нельзя. Не все функции доступны, а те, что есть, работают не так, как хотелось бы в идеале.

Куда больших успехов на этом поприще достигла компания MirrorLink, но штатно она ставится далеко не в каждый автомобиль. Да и не каждый смартфон готов работать с этой системой – придется покупать именно ту модель, которая поддерживает это сопряжение.

И все же, так или иначе, но именно за такими системами будущее, и очень хорошо, что автопроизводители это понимают. Осталось придумать такую систему, которая не позволит вам забыть смартфон дома или на работе. В противном случае останетесь и без навигации, и без музыки, и без соцсетей. А последнее для кого-то может быть смерти подобно.

Редакция рекомендует

Выясняем, соответствует ли цена электронного путеводителя его качеству. Соперники – 10 автомобилей ценой от 400 тыc. до 8,3 млн руб. Все машины испытывали по единой методике, проверяющей не только умение систем находить объект и прокладывать маршрут.

Навигатор – вещь полезная. И, по идее, очень удобная, особенно когда это штатное оборудование автомобиля. Но так ли уж безупречны встроенные навигационные системы? Например, они заведомо дороже портативных навигаторов, хотя не факт, что лучше по характеристикам. И как правило, чем дороже машина и чем престижнее марка, тем больше кровных нужно выложить за родную навигацию. Неужели навигатор народного автомобиля в несколько раз хуже, чем у премиумного? Это я и решил выяснить, испытав все машины по единой методике, проверяющей не только умение систем находить объект и прокладывать до него маршрут.

КУДА ВЕДЕТ?

В мире два поставщика картографических данных: компания «Навтек», США, и голландская «Теле Атлас». Судя по официальным ответам от производителей, все участники теста опираются на данные американского разработчика. Однако это не означает, что покрытие у них одинаковое.

Для начала – тест на знание родной страны, состоящий из 16 произвольно выбранных населенных пунктов, от областных центров до дальних деревень. Все назначенные точки покорились лишь навигатору «Акуры-MDX». «Рено-Логан» и «Субару-XV» нашли в памяти на одну меньше. Хуже всех выступил «Рейндж- Ровер» (при цене 8 миллионов): его навигация знает лишь восемь пунктов из списка. На один больше у «Кадиллака-SRX» (тоже недешевого, кстати). Ну да, негоже шокировать владельцев таких машин информацией о том, что на задворках Рязанской области есть поселок Свинчус, а в Тамбовской люди живут в некоей Сарымовке.

Возможных настроек в меню навигации
бывает великое множество. К примеру,
«Акура» умеет искать объекты на разном
удалении от маршрута.

КАК ВЕДЕТ?

Вот и выходит, что в машинах 2014 года выпуска нет развязки, открытой в декабре 2012-го. А «Террано», «Логан» и SRX не ведают и об одной из перемычек в Москве, запущенной еще в декабре 2011 года. В час пик отсутствующий в программе 250-метровый отрезок экономит до получаса. Конечно, в Москве за темпами реорганизации движения успевают лишь собирающие штрафы структуры, а в городах поменьше проблема «протухшей» картографии столь остро не стоит. И все же сроки обновлений не радуют.

На запрос «Шилово» редакционный
«Логан» выдал больше полусотни вариантов.
Подавляющее большинство – без каких-либо
уточнений области или района. «Кадиллак»
в аналогичной ситуации дает подсказки
в виде расстояния до точки и направления.

И еще. Функция исключения платных дорог при построении маршрута, которая заложена во все навигаторы, у нас пока что бесполезна: участки, за проезд по которым нужно раскошелиться, плодятся на зависть кроликам, а скорость обновления карт за ними не поспевает.

О ЧЕМ ГОВОРИТ?

После плотного общения с десятком электронных проводников уверенно заявляю: не родился еще человек, способный составить и воспроизвести на русском языке грамотные подсказки для навигаторов. И пока все ждут его пришествия, я первым делом лишил бы голоса систему «Логана». Ее «въедьте» и «съедьте» – вне конкуренции в номинации «Это сказано не по-русски». На этом фоне оборот «используя второй съезд» уже не удивляет. «Киа-Соул» предложил «повернуть во вторую улицу». «Субару» с загадочным акцентом произносит «прибудéте». Из динамиков «икс-пятого» вместо «принять» четко слышится «перенять», а после слов «сразу еще слегка поверните налево» я и вовсе впал в ступор.

Строгий и функциональный «Фольксваген»
не выделился ничем – и по сумме оценок
оказался в середине рейтинга.

А вот другая крайность. В целом удачная система «Акуры» оказалась излишне немногословной. Она позволяла себе не озвучивать некоторые маневры, иногда забывала повторить подсказки непосредственно перед перекрестком. А один раз вовсе удивила странной фразой: «На третьей улице поверните направо», после чего надолго замолчала, посчитав дальнейшие инструкции излишними.

Очень многие машины общаются не слитными фразами, а нарезками из отдельных слов. Поначалу звучит жутковато, но к таким гибридным выражениям можно привыкнуть. Некоторые модели умеют проговаривать не только маневры, но и названия улиц. «Субару» и БМВ справляются с задачей неплохо, а вот у «Киа» выходит непонятный набор звуков.

Журнал прошлых пунктов назначения
у «Кадиллака» выглядит вот так. А вы
помните наизусть координаты своей дачи?

Смотрите также:   Седаны и седана (все классы марок )

ЧТО НАЖИМАТЬ?

Подавать системе команды можно двумя способами: нажимая на сенсорный дисплей или орудуя джойстиком и клавишами на панели. Продвинутый «баварец» вдобавок понимает «на слух» названия улиц и населенных пунктов и даже имеет тачпад для написания вручную вводимых символов. Всё это отлично работает, хотя с отдельными символами то и дело возникает путаница: букву В он воспринимает то как Е, то как З, а цифру 4 почему-то норовит заменить девяткой.

«Рейндж» напрягал обилием сокращенных
слов. С ходу понятны далеко не все
обозначения.

У всех навигаторов понятное и логично построенное меню, необходимый (а местами даже чрезмерный) перечень настроек, стандартная схема ввода адресов, русскоязычная клавиатура. Но без нескольких ложек дегтя не обойдется. У «Субару» почему-то нет русскоязычной клавиатуры, система «Фольксвагена» безбожно зависает при первом запуске и при задании пункта назначения (этот недостаток «немца» уже исправлен на свежих машинах).

Еще два камня летят в огороды премиум-марок. Ввод пункта назначения у «Кадиллака» не разбит на уровни (страна, город, улица), а реализован одной строкой. В результате не работает предикативный ввод, когда система по первым введенным буквам сразу предлагает возможные варианты. (Это отлично реализовано у всех остальных участников теста.) Неудобно? Не то слово! В комплекте с тормозящим сенсорным экраном, который еще и прекрасно снимает отпечатки пальцев, картина удручающая.

«Рейндж-Ровер» поразил посредственной графикой, воскресив в памяти школьные годы, когда я разрисовывал цветными карандашами контурные карты. Руки еще помнят – может, предложить разработчикам свои услуги? Физические размеры экрана играют не главную роль. Часть его площади все равно занимает различная дополнительная информация, ограничивающая размер карты. А низко расположенный монитор «Ниссана» можно было сделать хоть 10-дюймовым: удобства это не прибавит.

ЧТО ЕЩЕ?

В большинстве машин пробочный сервис
пока не работает.

Самый скромный по функционалу – навигатор «Террано» (такой же стоит и в «Алмере»). Единственная его «фишка» не описана в инструкции: в файле с координатами камер фото- и видеофиксации присутствуют радары, расположенные за пределами зоны покрытия, и потому он может быть полезен в Европе.

Типичная ошибка программ на одном
из маршрутов. Финишный флажок стоит
у дома № 10, а искомая точка (стрелка) –
у дома № 18, попасть к которому можно
только через хитрые дворовые проезды.

Навигатор «Логана» держит в памяти информацию об ограничении скорости и полосе движения. Отличный набор для бюджетной системы! В более дорогих моделях появляются подсказки на дисплее комбинации приборов, а верх совершенства – проекция навигационных подсказок на стекло (БМВ). Встречаются и оригинальные решения вроде предупреждения о малом запасе топлива («Фольксваген» и «Рейндж-Ровер»): основываясь на данных маршрутного компьютера, навигация автоматически предложит на выбор несколько ближайших АЗС. Трехмерные здания прорисованы на картах «Кадиллака», «Киа» и «Вольво». Правда, первый заметно тормозит в режиме максимального разрешения.

«Вольво» (на фото) и «Рейндж-Ровер»
показывают только «красные» участки
дорожных заторов. «Акура» нагляднее:
в ее палитре есть зеленый и желтый цвета.
Информация доступна не только на карте,
но и в виде текстовых сообщений.

Функция ТМС (прием по радиоканалу информации о пробках) зашита во все навигаторы, но работает она лишь на «Акуре», «Вольво» и «Рейндж-Ровере». Поездки по городу показали: цветные «пробочные» полоски на экране весьма точно отображают ситуацию, но проанализировать информацию и проработать маршрут объезда лучше самому. «Англичанин» норовит увильнуть даже от коротких очередей перед светофором. «Японец» почему-то некорректно показывает длину заторов: даже небольшой в реальности хвост тянется на карте до предыдущего перекрестка. С лета показывать ситуацию на дорогах будет и БМВ, но баварцы реализовали сервис через Интернет.

Вращающаяся шайба для ввода адреса –
стандартное решение для навигаторов
без сенсорного дисплея, причем не менее удобное, чем клавиатура.

Итоги не очень-то приятные для производителей и владельцев, зато показательные. Хорошее покрытие территории России – только у трех навигаторов: «Акуры», «Рено» и «Субару». Что касается Москвы, пробелы есть у всех; если системы не знают назубок старых районов, то когда они выучат дороги к новостройкам? По скорости обновлений мобильные навигаторы не оставляют шансов встроенным.

Навигаторы вспоминают деревни с трудом.

Учитывая функционал, привлекательной можно назвать цену только логановской системы. Сообщай она о пробках на дорогах, стала бы безоговорочным лидером. Но – только в данной конкретной компании. Ведь съемная коробочка «Гармин» с «Яндекс. Пробками» еще дешевле. А по совокупности параметров я предпочел бы навигатор «Акуры». Кстати, в родственных «хондах» стоит такая же система.

ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 872 700 руб.

ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран

ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Прибалтика

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 10

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: около 14 000 руб.

Самая скромная в тесте система
с запредельной для бюджетной модели
ценой обновлений

«Рено-Логан»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 422 000 руб.

RENAULT LOGAN II (L46) — PHASE 1

Бюджетный вариант, не проигрывающий
куда более дорогим штатным системам

Бюджетный вариант, не проигрывающий куда более дорогим штатным системам

«Киа-Соул»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 989 900 руб.

ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Европа

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 11

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: от 450 руб.*

*Обновления с сайта компании «Навител».

Лидер по графике среди бюджетных и средних по цене марок

«Субару-XV»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 1 274 000 руб.

ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Молдавия, Европа

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 15

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: от 10 000 руб.

Отличный для непремиумных машин
функционал

«Фольксваген-Гольф»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 915 570 руб.

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: бесплатно

Навигатор идеально соответствует
имиджу марки: строго и по делу

«Кадиллак-SRX»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 2 189 000 руб.

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 9

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: около 10 000 руб.

Купите лучше 13 навигаций от «Логана»

БМВ-X5

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 3 616 164 руб.

ТИП УПРАВЛЕНИЯ: джойстик и клавиши

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: около 12 000 руб.

Скромность знания России испортит
огромную бочку меда

Скромность знания России испортит огромную бочку меда

«Рейндж-Ровер»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 4 256 000 руб.

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 8

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: около 15 000 руб.

Навигация не соответствует уровню
машины

«Вольво-ХС60»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 1 678 700 руб.

ТИП УПРАВЛЕНИЯ: вращающаяся рукоятка и клавиши

ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Прибалтика, Финляндия

Продукт без явных провалов, достоин
внимания

«Акура-MDX»

ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 2 549 000 руб.

ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 16

СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: не установлена, поскольку обновлений еще не было

Лучший навигатор по одному из главных
параметров – знанию страны

+ Показывает пробки; отличное покрытие России, много настроек

Все
нарастающая интенсивность и скорость
движения заставила выработать необходимое
информационное обеспечение автомобильного
транспорта. Дорога, транспорт, человек,
— это три основных составляющих дорожного
движения. Были выработаны правила
дорожного движения (ПДД) и сигнализация,
необходимые для обеспечения безопасности
водителей, пассажиров и пешеходов.

Эти
правила регламентируют обязанности
водителей транспортных средств и
пешеходов, а также технические требования,
предъявляемые к транспортным средствам
для обеспечения безопасности дорожного
движения.

Изобретение
компьютера и развитие цифровых
информационных технологий позволило
коренным образом усовершенствовать
информационное обеспечение автомобилей.

В
современных автомобилях все системы и
агрегаты — двигатель и трансмиссия,
тормоза, система рулевого управления,
подвески, система безопасности, система
поддержания определенной температуры
и влажности в салоне, — контролируются
и управляются бортовыми компьютерами.
Во многих современных автомобилях
имеются проигрыватель компакт-дисков,
автомат их смены, кассетная стереодека,
один или несколько встроенных сотовых
телефонов и навигационный компьютер,
содержащий приемник спутниковой системы
навигации (GPS). В нем применяются
электронные карты местности для
определения точного местоположения
автомобиля на местности и прокладывания
маршрута следования. Такой радионавигатор
снижает утомляемость за рулем и позволяет
экономить время и деньги на объездах и
поисках.

Изменился
вид приборной доски. Вместо набора
стрелочных приборов используется единый
жидкокристаллический монитор, на котором
информация о скорости, расходе топлива
и пробеге либо дается водителю в цифровой
форме, либо имитируется в виде стрелочных
приборов. Применяются сенсорные дисплеи,
чувствительные к прикосновению, и
электронное табло спидометра с проектором
скорости на лобовое стекло.

Для
автомобилей разработаны видео/аудиоцентры
и системы навигации. В него входит
5-дюймовый монитор на жидких кристаллах,
радио (ЧМ и СВ), проигрыватель CD- и
DVD-дисков, видео, телевизионный тюнер,
система навигации и акустическая
система.

В
Москве уже работает опытное цифровое
телерадиовещание. Прием мобильного
пакета будет вестись на мобильные
телевизионные приемники, оборудованные
жидкокристаллическим дисплеем.

Когда-то
путешественники ориентировались по
звездам. Сегодня навигация осуществляется
по сигналам искусственных спутников.
При подключении системы навигации
трехмерные карты на мониторе и аудиогид
помогают водителю благополучно доехать
до пункта назначения. Как только водитель
вводит в систему навигации пункт, до
которого ему нужно добраться, система
сразу же ищет наилучший маршрут (например,
кратчайший путь). По желанию можно задать
до 4 пунктов, через которые вы хотите
проехать до конечного пункта. Затем
система указывает маршрут при помощи
стрелки на карте и голоса. Трехмерная
карта позволяет видеть объекты впереди
и трехмерные увеличенные изображения
перекрестков. Голосовой гид системы
навигации предупреждает о приближении
к перекрестку, например, так: «Через
600метров сделайте левый поворот»
(рис.
8.3)

Рисунок
8.4 
Приспособление hands free («свободные
руки»)

К
электронному оснащению современного
автомобиля относятся и приспособления
hands free («свободные руки»). Особенно
актуальным становится их использование
после того, как в России с апреля 2001 года
было введено правило, запрещающее
водителям разговаривать во время езды
по мобильному телефону. Ведь при этом
приходится держать его одной рукой, а
другой управлять автомобилем, что
нарушает безопасность движения (рис.
8.4).
«Cвободные руки» (наушник с микрофоном)
позволяют держать руки на рулевом
колесе.

В
салоне автомобиля можно легко разместить
самые разные мобильные устройства —
ноутбук или палмтоп, принтер, сканер,
факс. Ведущие мировые производители
(BMW, DaimlerCrysler, Ford, Fiat, General Motors, Honda, Renaut,
Volkswagen) стремятся объединить все
электронные приборы и устройства
автомобиля в единую сеть — своеобразный
передвижной офис.

Наиболее
простыми приспособлениями hands free могут
служить «пешеходные» гарнитуры. В
их состав входят наушник, микрофон и
специальная клипса, с помощью которой
микрофон закрепляется поближе ко рту.

Рисунок
8.3  Система
спутниковой навигации в автомобиле
Volkswagen Passat

В более дорогие
устройства «свободные руки» для
автомобиля входит чувствительный
микрофон, позволяющий говорить в машине,
не напрягая голоса, и выносная антенна,
улучшающая прием.

Однако
после внедрения приспособлений «свободные
руки» аварийность на дорогах не
уменьшилась: водители, болтая по телефону
во время движения, теряют контроль над
автомобилем и поздно реагируют на
внезапно возникающую опасность. Реакция
водителя, разговаривающего по телефону,
замедляется в два раза. Поэтому
пользоваться приспособлениями «свободные
руки» категорически не рекомендуется
водителям во время движения автомобиля.

Технология
Blue Eyes регистрирует движения глаза
водителя и частоту моргания. Инфракрасная
камера следит за положением глаз, и если
система не находит глазного яблока,
считается, что водитель во время движения
автомобиля заснул. Тогда раздается
сигнал тревоги, который разбудит водителя
и тем самым предотвратит одну из самых
опасных аварийных ситуаций.

Другие
применения технологии Blue Eyes — регистрация
водителя по индивидуальному рисунку
радужной оболочки глаза, анализ мимики
его лица. Когда он садится за руль,
система автоматически настраивает
положение зеркал и сиденья. Если водитель
нахмурится, система автоматически
включит веселую музыку.

Для
обеспечения дополнительной безопасности
при выполнении заднего хода выпускается
комплект из видеокамеры и ЖК-дисплея.
Камера закрепляется рядом с задним
номерным знаком автомобиля и передает
изображение по беспроводному соединению
на экран с диагональю 2,5дюйма, который
монтируется на приборной доске.

Смотрите также:   Продажи китайских автомобилей установили новый рекорд в России

Для
обеспечения безопасности при движении
задним ходом применяется парковочный
радар. Принцип его действия основан на
современной технологии измерения
расстояния до препятствия с помощью
ультразвукового сигнала. Датчики,
установленные около заднего бампера,
и система индикации расстояния до
препятствия облегчат парковку и
маневрирование в ограниченном
пространстве, а также в темное время
суток. Помимо датчиков, система
комплектуется звуковым и/или световым
индикатором расстояния. Они устанавливаются
на приборной панели и дают водителю
мгновенную информацию о расстоянии до
приближающегося препятствия.

Когда
автомобиль движется задним ходом,
водитель видит не все. Паркуя автомобиль
во дворе или окрестности детской
площадки, можно не заметить рядом с
задним бампером автомобиля ребенка 2-4
лет. Это особенно опасно.

Столбики,
высокие бордюры, крупные предметы,
лежащие на земле, — все это находится
вне поля зрения водителя. Как результат
— повреждения бампера, случайные царапины,
вмятины и расходы на ремонт. Парковочный
радар способен своевременно предупредить
водителя о приближении не только к
крупным препятствиям, но и к малогабаритным
объектам и объектам небольшой высоты,
что особенно полезно в темное время
суток.

Адаптивный
круиз-контроль (АСС) умеет не только
поддерживать заданную скорость движения,
но и может автоматически поддерживать
заданное расстояние до впереди идущего
автомобиля. Радар, установленный на
решетке радиатора, способен распознавать
движущиеся впереди (тем же курсом)
автомобили. Если полоса свободна, система
поддерживает заданную вами скорость.
Если же радар распознает автомобиль,
движущийся перед вами на более низкой
скорости, система автоматически уменьшает
подачу топлива в цилиндры двигателя, а
при необходимости даже притормаживает
машину, используя рабочую тормозную
систему.

Нужен ли интернет навигатору в машине и как он без него работает?

Автомобиль становится все более совершенным и уже не только доставляет вас на заданное место, но и помогает рассчитать оптимальный маршрут, учитывая заторы на дорогах, плотность движения и прочие важные параметры. Чтобы эта функция стала возможной, в машине должен быть установлен GPS навигатор. Несмотря на массовое пользование прибором, не так много человек правильно понимает принцип его работы.

Автомобильный навигатор — часть глобальной системы определения местоположения

Чтобы разобраться, как работает автомобильный GPS навигатор, необходимо понять, что это система, состоящая из трех основных элементов, жестко завязанных на постоянном взаимодействии друг с другом.

После «общения» приборов между собой и нахождения вашего местоположения оно накладывается на загруженную в память прибора карту местности и выводится на экран. Чтобы облегчить работу навигатора, обмен данными проходит через заданные промежутки времени или пройденного расстояния. Второй вариант более предпочтителен — он уменьшает количество запоминаемых точек маршрута и снижает загруженность памяти навигатора.

Изначально система GPS — американская разработка и полностью подконтрольна правительству. Однако никто не хочет позволить одной стране иметь монополию в области и возможность выборочно ограничить доступ пользователям за рубежом. Поэтому наряду с американскими спутниками на орбиту выводятся российские — ГЛОНАСС и европейские — Галилео. Пока они представлены в качестве альтернативы и не могут соперничать с оригиналом, но развитие технологий и увеличение вложений в эти системы позволяет увеличить их популярность и количество единиц на орбите, расширить покрытие и возможности.

Сейчас большая часть навигационных приборов выпускается с возможностью автоматического — при наличии более устойчивого сигнала, или ручного переключения между спутниками.

Выход в интернет — обязательная функция или можно отказаться?

Слабо понимая, как работает GPS навигатор в машине, пользователи придумали миф, что для правильного функционирования ему необходим доступ в интернет. Масла в огонь в свое время подлили поисковые системы Google и Яндекс, выпустив приложение для смартфонов, которое определяло местоположение не по спутникам, а по вышкам сотовой связи, и строило маршрут, накладывая его на карту местности в реальном времени, используя для этого интернет. Способ имел сильную погрешность, низкую функциональность за чертой города, сильно «жрал» входящий/исходящий трафик и от него отказались. Но в сознании людей прочно укрепилась мысль, что навигационный прибор без интернета не работает.

Нужен ли знак «Шипы», узнайте из другой статьи.

В данный момент существует два основных типа навигаторов. Одни могут выходить в сеть, другие – нет. Каждый их них обладает собственными плюсами и минусами и однозначно сказать, что определенная модификация лучше, нельзя.

Приборы с интернетом обладают следующими полезными качествами:

Среди недостатков отмечаются такие:

Несмотря на минусы, полезный функционал таких навигаторов существенно поднимает их популярность среди пользователей. Плюсы и минусы приборов без доступа к сети соответственно работают с точностью до наоборот.

Возможность подключения к интернету может помочь в определенных ситуациях, но она не обязательна и в ряде случаев будет пустой тратой собственных средств. Если вам просто необходимо построить маршрут до определенной точки, то «оффлайнового» навигационного прибора будет достаточно. Если же необходима актуальная информация о происходящих изменениях на дороге, то сетевой навигатор — ваш выбор.

Как подключить камеру заднего вида к навигатору, читайте тут.

Самой популярной навигационной программой на сегодняшний день является «Яндекс навигатор». Она загружается во все виды смартфонов и работает бесплатно по всей территории постсоветского пространства. Частота ее использования объясняется удобным интерфейсом и возможностью выполнением команд с помощью голосового набора. Кроме того, программа предупреждает о платных участках дорог, предлагая альтернативные варианты объездов. Недостаток – невозможность работы без доступа в Интернет.актёрские курсыпроверить презентацию на антиплагиат онлайн бесплатноmy captionраскрутка и продвижение сайтов

Используем смартфон как навигатор, какое приложение выбрать?

Главная цель навигационных приложений — помогать водителю ориентироваться на местности. Однако выполняют они эту задачу по-разному: программы заметно разнятся по функционалу, удобству пользования и целому ряду иных параметров.

По умолчанию, все навигаторы в телефоне работают онлайн и могут вести себя нестабильно (или вообще не отображать карты) без прямого подключения к Интернету. Для решения проблемы есть обходные пути, и вы можете использовать карты оффлайн — в автономном режиме, путешествуя по России, странам ближнего зарубежья и Европы.

Автономные карты незаменимы при навигации, если у вас дорогой мобильный трафик или вы открываете карту в месте, где нет доступа в Интернет через мобильные данные или Wi-Fi.

Отметим, что софт бывает как платным, так и бесплатным. Главный недостаток платной системы — необходимость вносить деньги за покупку приложения, а также пакета карт. Безусловно, большинство рядовых граждан без труда могут позволить себе подобные программы для навигации — их цена вполне адекватна, зато достоинства такого ПО весьма существенны — расширенный функционал и масса дополнительных возможностей как в офлайн-, так и в онлайн-режиме.

Бесплатные навигационные продукты, как правило, работают исключительно в онлайн-режиме. Наиболее известны продукты от «Яндекса» и «Google». Такой софт отлично приспособлен к стремительно меняющимся реалиям: все обновления карт происходят максимально оперативно, а широкая гамма разнообразных сервисов, например голосовой поиск или онлайн-трансляция дорожной ситуации, порадует даже самого скептически настроенного водителя. Единственный, но весомый минус у такого рода программ для GPS-навигации — в отсутствии Интернета их возможности сужаются до минимума.

Рассмотрим несколько приложений для навигации подробнее.

Раньше Google Maps для мобильных ОС нельзя было назвать слишком уж проработанным: некоторые функции сильно тормозили из-за плохой оптимизации. Однако сейчас ситуация совершенно иная и работа приложения значительно улучшилась. Программу можно установить с помощью плей маркета, в большинстве устройств она есть по умолчанию. Возможность загружать свои карты для прокладывания коротких маршрутов и навигации без подключения к интернету появилась довольно недавно. Из-за этого с ними пока далеко не все так гладко, если сравнивать с реализацией подобной функции в аналогичных приложениях.

Подробные, обновляющиеся карты 220 стран мира.

Голосовой GPS для велосипедистов, автомобилистов и пешеходов: можно одновременно получать сообщение о маршруте и вести автомобиль или рассматривать местные достопримечательности.

Готовые оптимальные маршруты в 15 000 городах мира.

Информация о состоянии трасс (пробки) и возможность проложить новый маршрут.

Описание стран, городов: 100 млн. мест.

Возможность увидеть интерьер ресторанов, кафе, музеев в реальном времени (снимки со спутника).

Дополнительно для определения местоположения гаджет может использовать вышку сотовой связи или службы Apple геолокации в айфонах.

Хотя этот навигатор нельзя с полной уверенностью называть лучшим выбором, не нужно забывать, что он абсолютно бесплатен и может работать без подключения к сети. Есть еще один плюс — это интеграция с одноименным сервисом. Пользователю не нужно возиться с установкой дополнительных карт и их последующей активацией. К тому же это приложение уже присутствует во многих телефонах на Android.

Яндекс.Навигатор — это удобная программа, которая бесплатно работает через интернет. Она не требует много ресурсов смартфона и легка в управлении. Кроме того, она не нуждается в большом количестве места и умеет прокладывать маршруты с учетом различных неприятных ситуаций на дорогах и перекрытий.

Особое внимание разработчики уделили интерфейсу. Он очень хорошо структурирован и одновременно прост. Когда автомобиль начинает движение по заданному маршруту, навигатор отображает самую важную информацию на экране. Это данные о времени и расстоянии до нужной точки. Если в ходе поездки необходимо заехать на СТО, автомойку или же любой другой сервис, то в приложении можно добавить дополнительный пункт. В этом случае маршрут будет автоматически перестроен с учетом всех пожеланий.

Среди полезных функций есть ночной режим навигатора. Во время его работы карта будет отображаться полностью в темных тонах. Это позволяет не привлекать лишнее внимание водителя при езде и не так пагубно влияет на зрение.

Вы можете управлять выбранным маршрутом с помощью голосовых команд. При этом нужный маршрут сохранится под названием, выбранным вами. Для построения маршрута можно сказать программе улицу и номер дома. Если в процессе пути вы решили посетить еще одно место, то просто заранее установите точку на карте посредством голоса. Можно также зафиксировать событие, произошедшее на дороге, свидетелем которого вы стали.

Программа работает и без интернета, но для этого требуется установить карты для больших городов России, Украины, Беларуси. Их можно просто просматривать, однако для прокладывания сложных маршрутов или поиска каких-либо объектов требуется подключение к интернету.

Навител Навигатор — это программа, разработанная ведущими производителями в области создания цифровой навигации. К сожалению, она не бесплатная. На приобретение карт придется потратить небольшое количество денег либо найти их на каких-нибудь файлообменниках. Среди функций, имеющихся на боковой панели, стоит отметить возможность отображения карты в трехмерном режиме. В некоторых ситуациях эта настройка будет очень полезной.

Здесь можно выбрать ночной или дневной скин, голосовое управление, необходимое для прокладки маршрутов с помощью указания команд приложению, а также переключиться между спутниками. Это нужно для того, чтобы даже при неподходящих метеоусловиях POI-карта всегда была доступна пользователю.

Если говорить о картинке в целом, то к ней могут возникнуть обоснованные претензии из-за нагромождения всякого рода знаков и не совсем понятных обозначений. Но при этом стоит отметить, что «Навител» способна стать верным проводником практически в любой точке мира.

Информация о пробках на дороге в режиме реального времени: сразу же можно посмотреть по картам путь, где нет пробок и доехать до пункта назначения быстрее.

Обмен сообщениями с друзьями/сотрудниками через сервис «Друзья.Облако»: информация о местоположении сотрудников (если это такси) или друзей, а также возможность быстрее отыскать друг друга и встретиться. Для регистрации в сервисе удобно использовать социальную сеть.

Сервис прогноза погоды на несколько дней вперёд: поможет спланировать работу (доставить ценный груз, одеть зимние шины и т. д.).

Смотрите также:   Автоновости о гоночных электрических спортивных хэтчбеках

Программа фиксирует и передаёт информацию о радарах, прячущихся полицейских и камерах регистрации скорости. При въёзде не трассу программа помогает перестроиться в зависимости от того, сколько полос движения на дороге: экономит время передвижения.

Программа Навител Навигатор — многоязычная, есть голосовое чтение карт и сообщений. Интерфейс можно настроить под себя.

Навител Навигатор — приложение для водителей с возможностью прокладывать маршруты как зарубежом так и в России. Есть корпоративные варианты для бизнеса, информационная поддержка на официальном сайте, постоянное обновление карт.

Maps.me поддерживает бесплатные оффлайн карты, и это одна из главных особенностей мобильного приложения. Работа в автономном режиме очень удобна: фактически, вы можете прокладывать маршруты без наличия интернет-подключения на телефоне.

Однако предварительно нужно открыть карту при активном подключении. Интересующий вас фрагмент карты будет подгружен на телефон. Карты занимают не так уж и много места, несколько десятков мегабайт от силы.

Помимо автоматического режима скачивания, загрузить карты несложно через меню навигатора Maps.me.

Еще одна сильная сторона gps-навигатора — хорошая детализация карт. Связано это с тем, что в заполнении данных на картах участвуют обычные пользователи. Удивительно, но при этом карты могут заметно отличаться от тех же Google Maps. Доходит до того, что на карте отмечена лавка или дорожка, которых нет в других навигаторах.

Maps.me — отличный навигатор в телефон без интернета или для пользователей, которые предпочитают не использовать онлайн-режим на своем мобильном девайсе.

Интерфейс навигационной программы Sygic GPS Navigation обошелся без нагромождения информации, основная часть экрана занята непосредственно картой в изометрической проекции. Вся сопроводительная информация располагается на нижней панели. Во время движения можно видеть скорость передвижения, предположительное время прибытия, оставшееся расстояние и качество уровня сигнала от спутников.

Sygic предлагает максимально точную информацию о движении в режиме реального времени с данными, собранными от 500 миллионов пользователей по всему миру, предоставляемыми глобальными автопроизводителями, операторами мобильной связи, поставщиками информации о картировании и трафик е.

Прокладывать маршрут навигация Sygic умеет в сквозном порядке между странами. Поэтому у программы не возникают проблемы, если нужно установить путь от Москвы до Парижа. Многовариантность способов достижения нужной точки давно стала признаком хорошего тона, Sygic никак не является исключением из правил. Предложения делятся на категории вроде самого короткого по расстоянию или по предполагаемому времени с учетом препятствий на дорогах.

В комплекте с навигационной программой Sygic предоставляется набор карт Tom-Tom, который включает покрытие почти полусотни стран. Это говорит о том, что, прежде всего, разработка будет полезна активным путешественникам. Качество карт России оставляет желать лучшего.

Более того – Sygic позволяет организовать маршрут для пешехода и велосипедиста. Маршруты строятся с указанием множества промежуточных точек, доступно их редактированием в случае необходимости объезда отдельных участков.

Sygic — самый дорогой продукт. Он ориентирован на европейского потребителя, потому ценник вполне соответствующий. Вдобавок за пробки и расширенную информацию о камерах придется платить отдельно, но это все относится только к Европе. В России сетевые сервисы не работают.

Разработчики большинства представленных приложений стараются привлечь пользователей различными дополнительными функциями, например, погодой, фотографиями на карте, статьями из энциклопедий, отметками в соцсетях, отображением местоположения друзей и даже дополненной реальностью.

При выборе приложений стоит изучить их функционал и обзоры. Важно учесть абсолютно все тонкости. Например, местоположение — некоторые навигаторы плохо работают в определенных местах или целых регионах. Еще следует учитывать подключение к интернету. Далеко не все водители имеют постоянный доступ к сети на своем смартфоне.

Если в вашем регионе надежная и качественная сотовая связь, вы не боитесь камер контроля скорости и предпочитаете не тратить лишние деньги, то вполне можно воспользоваться Яндекс.Навигатором. Он бесплатный. А кроме того, шустро работает и обладает практичным интерфейсом.

Sygic может быть полезен при заграничных поездках. Однако обойдется он совсем недешево. В этом плане Навител в разы более привлекателен, но информации о трафике в нем не будет. Равно как и у Sygic в России.

Навигация Google Maps работает без интернет-подключения, однако до сих пор для Android и iOS версий приложения вы можете сохранить для офлайн-пользования только отдельные участки карты (один или несколько городов), в то время как автомобилистам нужны более развернутые участки карт.

Мы советуем самостоятельно опробовать приглянувшиеся приложения и сделать свои собственные выводы, а также ознакомиться на форумах с опытом использования навигаторов другими пользователями, чтобы не столкнуться с неприятностями во время поездки или путешествия в чужую страну.

Как работает навигатор в машине, и нужен ли ему интернет?

Автор статьи: Богдан Денисов

Журналист, администратор сети онлайн-сайтов «Медицинские факты», автор множества статей об экономии для сайта «Экономим24».

Закончил журналистский факультет Киевского национального университета им. Т. Шевченко (КНУ) в 2013 году.

26.03.2017 2 комментария 19,122 Просмотры

Многие автолюбители, имея при себе или в своих средствах передвижения навигаторы, периодически задаются вопросами: как работает навигатор в машине и нужен ли для этого интернет? Кто-то говорит, что нужен сигнал от спутника, кто-то утверждает, что для этого нужен интернет.

Что должен делать навигатор

Навигационная система выполняет следующие функции:

Имея навигационное устройство на приборной панели авто или в смартфоне, можно легко воспользоваться картой и увидеть, где находится тот или иной объект, а также задать нужное направление.

Навигатор представляет собой мини-компьютер и состоит из следующих частей:

Как не трудно догадаться, стоимость навигатора напрямую зависит от его характеристик, которые обеспечиваются следующими факторами:

В качестве дополнительных функций могут выступать такие модули:

Практически все навигаторы на данный момент выпускаются со встроенными динамиками, чтобы озвучивать ситуацию на дороге, а также с разъемами для внешнего питания, наушников и карт памяти.

Для справки! Также у определенных навигаторов могут отсутствовать некоторые части. Например, если навигатор встроен в сам автомобиль, то у него не будет собственного корпуса и аккумулятора.

Каждый навигатор имеет определенное программное обеспечение и встроенные карты. И то, и другое требует периодического обновления для корректной работы системы. Для корректной работы не рекомендуется «прошивать» навигатор программным обеспечением, которое для него не рассчитано.

Даже для далекого от электроники человека не будет новостью то, что для работы такой сложной системы, как навигационное устройство, недостаточно самого навигатора и должно быть что-то еще. И этим «что-то» являются GPS спутники, без которых функционирование навигатора не представляется возможным.

Начиная с 1994 года около двух десятков GPS спутников находятся на орбите Земли на высоте

21 000 м. Они не являются стационарными и двигаются с запада на восток со скоростью около 12000 км/ч, и проходят по земной орбите через одно и то же место два раза в день. Каждый спутник непрерывно передает различные сигналы о своем местоположении и техническом состоянии. Принцип работы устройства следующий:

Чтобы вычислить точное положение принимающего устройства, необходимо три или более сигнала GPS. Если приемник принимает больше спутников, качество определения местоположения улучшается.

Нюанс! В случае наличия помех сигналов со спутника применяются дополнительные поправочные коэффициенты при расчетах.

Отечественная система

На данный момент в России разработана собственная навигационная система, которая носит название «ГЛОНАСС». Количество спутников у нее меньше, чем у GPS, однако, это не мешает использовать современным навигаторам обе системы сразу и переключаться между ними в зависимости от силы сигнала спутников.

Согласно российскому законодательству автомобили должны соответствовать такому требованию, как наличие модуля «ГЛОНАСС» в целях безопасности.

На заре смартфонов такие поисковые системы как «Яндекс» и «Google» выпустили собственные навигаторы, которые действительно работали от сигналов мобильной сети. Точность такого сигнала напрямую зависела от расстояния до ближайшей сотовой вышки, что делало их абсолютно бесполезным за городом, где связь попросту «не ловит».

Еще довольно долгим являлся процесс «подргузки» карты в режиме онлайн. О погрешностях в несколько сотен метров даже и говорить не стоит. Однако впоследствии разработчики подобных навигаторов и смартфонов поняли свою ошибку и сейчас практически каждый подобный «девайс» может работать через следующие спутники:

Для большинства устройств достаточно загрузить карту местности и использовать навигационную систему через спутники, без интернета, что еще раз подтверждает ответ на вопрос: как работает автомобильный навигатор, и нужен ли интернет.

С развитием «интернет вещей» сейчас многие навигаторы, да и автомобили имеют возможность выхода в интернет, что, безусловно, увеличивает их функционал. Совместное использование интернета и сигналов от спутников позволяют значительно увеличить точность геопозиционирования и предоставляет более полный отчет о ситуации на дороге. Развитие техники не стоит на месте и, в скором времени будут доступны более продвинутые технические средства в области геопозиционирования и навигации.

Как работает навигатор в машине без интернета

26.03.2017 2 комментария 15,412 Просмотры

В настоящее время практически каждый человек изредка пользуется навигатором — это полезное приспособление позволяет не заблудиться в незнакомой местности и быстро найти нужный дом, направление или улицу. Но иногда воспользоваться навигатором бывает нужно без наличия на смартфоне или планшете интернета. Возможно ли это? Что именно понадобится для установки подобного приложения на смартфон и как оно будет работать? Зачем это нужно? Обо всём этом вы узнаете в данной статье.

Как работают приложения для навигации без интернета

Первым делом необходимо разобраться, как именно работают приложения для навигации без подключения к интернету. Дело в том, что принцип их работы абсолютно идентичен принципу работы обычного автомобильного навигатора — в них есть GPS. Это особая функция, суть которой заключается в том, что информация о вашем местоположении доставляется на спутниковые системы с помощью специальных встроенных датчиков. И делается это вне зависимости от наличия или отсутствия интернета на смартфоне.

Это значит, что обычный смартфон, может с лёгкостью заменить простой навигатор в автомобиле, если установить на него хорошее приложение для навигации. В специальном магазине приложений на операционной системе Андроид, которая называется Play Market и наверняка знакома каждому пользователю такого устройства, есть много программ, позволяющих определять ваше местоположение. Многие из них являются бесплатными.

Для того чтобы установить приложение, понадобится учётная запись и подключение к интернету.

Внимание! Программы, которые могут работать без подключения к сети, хранят информацию в памяти телефона. Поэтому важно, чтобы на нём имелось свободное место не только во время скачивания и установки, но и при дальнейшем использовании.

Зачем нужен навигатор без интернета

Причин установить такой навигатор может быть много, например, отсутствие интернета на смартфоне, когда нужно найти незнакомую улицу в городе или отправиться отдохнуть на природу.

В последнем случае использование утилиты более оправданно — в путешествиях так называемыми дикарями по незнакомым местам нельзя быть уверенным в постоянном наличии интернета и где именно он пропадёт никто заранее не знает. К сожалению, большое количество туристов не учитывает этот момент и начинает плутать по незнакомой местности. Чтобы этого не произошло, рекомендуется заранее позаботиться о своей безопасности на маршруте — в этом поможет импровизированный навигатор.

Смартфоны уже давно являются действительно универсальными устройствами, которые при желании можно превратить во что угодно — от навигатора до телевизионного пульта. Единственное, что для этого нужно — определённая программа, которая и увеличивает и без того огромные возможности гаджета.

Но как выбрать среди предоставленного разнообразия то приложение, которое идеально подойдёт? Для этого нужно внимательно изучить критерии, по которым определяется полезность программы. Рассмотрим их подробнее.

Оцените статью
AutoPerfection