Если ваша основная машина – немолодая «нашемарка», и финансовое положение вкупе со взлетевшими ценами в автосалонах отодвинуло покупку нового автомобиля в «туманное далёко», возможно, сейчас самое время потратить умеренные деньги на рациональный тюнинг, способный придать старушке второе дыхание и поднять настроение ее хозяину. Речь пойдет не о бессмысленных затратах на внешний вид или установку крутой аудиосистемы, а о технических доработках, реально делающих автомобиль удобнее и комфортнее в повседневной эксплуатации. Ведь даже сейчас, в начале двадцатых годов 21 века, еще жив рынок технических доработок для «архивных» вазовских моделей, причем почти всех. Давайте выясним, что он способен предложить.
Если текущая экономическая ситуация застала вас за рулем немолодого отечественного автомобиля и перспектив его обновления уже не прослеживается, умеренный по затратам тюнинг может несколько подсластить горькую пилюлю безнадёги, взбодрив незатейливую старенькую машинку и подняв настроение её хозяину. Сразу подчеркнём: речь пойдет о тюнинге с использованием хоть и малосерийных, но все же серийных компонентов, изготавливаемых небольшими компаниями или гаражными кустарями. То есть, о работах, которые не требуют в каждом конкретном случае творческого подхода, креативного инжиниринга, применения болгарки, сварки, окрасочного оборудования и прочих атрибутов реально творческого, серьезного тюнинга. Нам нужно не играть в «Тачку на прокачку», а осязаемо и бюджетно улучшить дешевый и немолодой автомобиль, служащий повседневной рабочей лошадкой. Правда, с пониманием того, что при продаже на техосмотре вы рискуете быть обвиненными во внесении несанкционированных изменений в конструкцию. Впрочем, это неизбежно сопутствует практически любому тюнингу.
- Классическое семейство ВАЗ
- Что почем?
- Как делать?
- ВАЗ-2108-099 Самара
- Что почем?
- Как делать?
- ВАЗ-1111 Ока
- Что почем?
- Как делать?
- ВАЗ-2121 Нива
- Что почем?
- Как делать?
- А вот мы её плёночкой!
- Навесим лишнего?
- Заберёмся под капот
- А что с ходовой?
- Рычи, но с умом!
- О компании «Tuning Sport»
- Тюнинг ВАЗ
- ВАЗ 2101
- ВАЗ 2102
- ВАЗ 2103
- ВАЗ 2104
- ВАЗ 2105
- ВАЗ 2106
- ВАЗ 2107
- ВАЗ 2108
- ВАЗ 2109
- ВАЗ 21099
- ВАЗ 2110
- ВАЗ 2111
- ВАЗ 2112
- ВАЗ 21123
- ВАЗ 2113
- ВАЗ 2114
- ВАЗ 2115
- ВАЗ 1117
- ВАЗ 1118
- ВАЗ 1119
- От 8 к 16
- Много времени на много воздуха
- Показать ярость
- Скорость и дружба
- Список доработок:
Классическое семейство ВАЗ
Классическое семейство Волжского автозавода и поныне ежедневно возит десятки тысяч отечественных автолюбителей – в первую очередь в регионах. Если ваш седан или универсал сохранил достойное состояние кузова, то относительно малой кровью его можно заметно освежить функционально.
Самая полезная тюнинговая доработка для заднеприводного семейства ВАЗ – установка электроусилителя рулевого управления. Родная рулевая трапеция на «классике» делает маневры на малой скорости настоящим мучением, а легкий руль с ЭУР буквально преображает автомобиль! Для подобного тюнинга нужно заменить штатную рулевую колонку на рулевую колонку, включающую в себя электроусилитель. В качестве бонуса к легкому рулю вы получаете вполне современно выглядящие подрулевые переключатели света и указателей поворота от Lada Priora, а также «баранку» от нее же. А еще – возможность менять угол наклона руля!
Что почем?
Купить можно комплект деталей любой степени укомплектованности. Полный набор, включающий в себя абсолютно все, что потребуется, стоит недешево – около 40-45 тысяч рублей, поскольку содержит в том числе и новый электроусилитель от Приоры, самую дорогостоящую позицию. Но ЭУР можно купить отдельно подержанным и существенно дешевле – в этом случае набор обойдется в 10-11 тысяч рублей. В составе будет пластина-кронштейн для монтажа всего железа на моторный щит со стороны салона, особый рулевой вал с конфигурацией именно для ЭУРа на «классике», подрулевые переключатели, кожух рулевой колонки и замок зажигания от Приоры, вся необходимая электропроводка и ее элементы. В варианте за 10-11 тысяч отсутствует и руль – его опять же дешевле купить с рук на разборке или через доски объявлений в интернете. При заказе набора нужно лишь учесть тип питания двигателя, поскольку активность ЭУР зависит от скорости движения автомобиля. На карбюраторных машинах датчика скорости нет, поэтому в комплекте «карбовой» версии идет небольшая электронная коробочка, имитирующие скоростные импульсы.

Как делать?
Комплекты по установке ЭУР на Жигули, где его штатно не было, производятся вполне серийно (хотя и, разумеется, неофициально с точки зрения АВТОВАЗа) и рассчитаны на монтаж с помощью минимального набора инструментов – потребуются фактически лишь отвертки и гаечные ключи нескольких размеров. Никакого серьезного вмешательства – даже дрелью толком негде пожужжать. Все работы проводятся сверху, из салона, без использования ямы или подъемника.
ВАЗ-2108-099 Самара
Для ранних представителей переднеприводного семейства сегодня существует интересный вариант тюнинга – независимая задняя подвеска. Такая доработка позволяет заметно улучшить комфорт и плавность хода, а заодно и управляемость.

Что почем?
Собственно, комплект независимой подвески – это большая деталь в сборе, представляющая собой поперечную балку, крепящуюся к кузову, к которой через шарниры с сайлентблоками присоединены рычаги – один качающийся продольно и два растягивающих поперечных с каждой стороны. Стоит такой комплект около 35 тысяч рублей. Правда, к нему придется еще кое-что докупать. Во-первых, нужна специальная задняя банка глушителя, поскольку изгиб трубы штатной будет цеплять за рычаги подвески. Во-вторых, особый регулятор тормозных сил («колдун»), поскольку штатный опять же рассчитан на связь через тягу с традиционной торсионной балкой, и при независимой подвеске использовать старый «колдун» не удастся. Впрочем, все это мелочи на фоне стоимости основного узла.

Как делать?
Для работы по-хорошему требуется подъемник, но, в принципе, эту процедуру вполне можно выполнить в обычном гараже на яме с помощью двух домкратов с приличным ходом штоков и страховочных подставок. Модуль задней подвески ставится в штатные отверстия в днище, к которым крепилась родная полузависимая балка – по три болта на сторону. Ничего сверлить, пилить или тем более варить не нужно. Без изменений остаются задние амортизаторы и ступицы со всей тормозной требухой вокруг них. Тормозная система при замене подвески рассоединяется, поэтому неизбежна прокачка, которую имеет смысл совместить с заменой жидкости и с ревизией барабанов и их содержимого.
ВАЗ-1111 Ока
Снобы считают, что Ока вообще, а в наши годы в особенности – отчетливый признак того что, «жизнь не удалась». На самом деле это как минимум не совсем так. Эту машинку любили и до сих пор любят за юркость и компактность, вместимость (как ни странно!), за умение ловко кататься по относительному бездорожью (как ни странно!), а также необременительность содержания. Безопасность ее, кстати, вполне сравнима с ВАЗовской «классикой», хотя это вряд ли можно счесть большим успехом.

От чего Ока все время страдала, так это от слабости движка. Тридцати трех лошадиных сил 750-кубового моторчика откровенно не хватает даже для легкого кузова этой машины с одним водителем, не говоря уже о полной загрузке. Тем более, если автомобиль переставлен на нормальные 13-дюймовые колеса вместо родных 12-дюймовых, с мягкими, как пластилин, дисками, болезненно передающими на кузов все дорожные неровности, и с полным отсутствие выбора нормальных шин.
Альтернативные двигатели в виде китайского трехцилиндрового агрегата или четырехцилиндрового мотора от Таврии на Оке встречались вполне официально, но тиражи таких машин были мизерными. Поэтому радикальным решением, способным преобразить характер этого небольшого автомобильчика, является установка двигателя от ВАЗ-2108-99. Идея эта не слишком оригинальная и знакомая энтузиастам и владельцам Оки уже много-много лет. Но технического решения для варианта «болт-он» долго не было – обычно двигатель ставился по месту с помощью сварки, болгарки и какой-то матери. Тем не менее сегодня в продаже можно найти вполне цивильное и серийное изделие небольших мастерских для радикального упрощения такой инсталляции – подрамник для Оки, изначально сконструированный для установки «восьмерочного» мотора.
Что почем?
В комплекте с подрамником идут все дополнительные детали, которые потребуются для переоборудования – два специальных ШРУС к оковским ступицам от вазовской коробки передач, два оковских поворотных кулака, переделанных под ступицу ВАЗ-2108-09, а также особые кронштейны подушек двигателя и коробки. Ну и мотор с коробкой также придется приобрести – в комплект он, разумеется, не входит. Установить можно как карбюраторный, так и инжекторный движок. Второй сегодня будет предпочтительнее, но и заметно дороже.

Тюнинговый подрамник с сопутствующими деталями в комплекте обойдется примерно в 20 тысяч рублей. Подержанные двигатель и коробка передач – как повезет. Если считать по минимуму, то откапиталенный карбюраторный мотор без навесного оборудования будет стоить около 25 тысяч рублей, а «кот в мешке» – 7-10 тысяч рублей. С коробкой передач та же ситуация: агрегат после переборки – это 7-10 тысяч рублей, а просто что-то с разборки обойдется в 3-5 тысяч.
Как делать?
Несмотря на максимальную оптимизацию тюнингового комплекта, работа по установке – относительно трудоемкая, требующая как минимум гаража с ямой. «Болт-он», с одними гаечными ключами, без сварки, болгарки и дрели ставятся только двигатель с коробкой передач и подключаются ШРУСами к ступицам. Но помимо этого присутствует и «творческая часть» работы, где как раз придется посверлить, попилить и поварить. В этом смысле установка альтернативного мотора несколько выбивается из нашей концепции относительно простого по трудозатратам и вложениям тюнинга. Но нюанс Оки в том, что кроме свапа двигателя и смены колес на 13-дюймовые для улучшения ее характеристик сделать, по большому счету, и нечего.
В творческом разделе вам придется переварить выхлоп, переделать кулису рукоятки КП, а также поставить и подключить шлангами вазовский радиатор охлаждения – штатный радиатор Оки сильно меньше по теплоотдаче. Эти работы будет рационально делать своими силами или с помощью друзей, ибо при использовании услуг сервисов, даже гаражных, затея рискует окончательно потерять баланс затрат и результата. К тому же здесь особенно важно понимать, что в дальнейшем продать официально автомобиль с подобными нелегальными переделками уже не получится.
ВАЗ-2121 Нива
На самом деле говорить о тюнинге Нивы отдельно даже немного смешно, поскольку этот автомобиль большинство владельцев изначально никогда и не воспринимало без серьезного и часто бесконечного тюнинга. Огромные колеса в вырезанных арках, разные блокировки в редукторах мостов, лебедки и многое другое. Ведь рынок дополнительных аксессуаров для Нивы – широчайший, и большинство владельцев воспринимает ее как конструктор для больших мальчиков.

Но у нас, если вы помните, иная концепция – сугубо утилитарная, а мероприятия по улучшению проходимости Нивы на бездорожье – это все же (не всегда, но в большинстве случаев) роскошь и трата денег на хобби. Если же вы не так давно стали владельцем классической Нивы, не сильно перегруженной тюнингом от прежних хозяев, и вас за ее рулем застал нынешний автокризис, то возможно имеет смысл вложиться не в зубастую резину или блокировки, нужные лишь изредка или никогда, а в тюнинг, делающий машину удобнее в повседневных поездках по дорогам общего пользования.

Смысл подобной доработки небесспорный. Противники считают, что снижается надежность системы полного привода, но сторонники уверены, что тюнинг вполне оправдан. На заднем приводе обеспечивается более динамичный разгон на дорогах с твердым покрытием, а также достигается пусть и несущественная, но экономия топлива при повседневной езде. Водителю чуть легче крутить руль, управляя колесами, на которые не передается крутящий момент, а кроме того, снижается уровень вибраций.
Что почем?
Собственно, для внедрения функции отключения переднего моста производится и продается соответствующий модуль. Это небольшой блок, монтируемый на раздаточную коробку вместо ее штатной передней крышки, содержащей в себе фланец переднего кардана и шток кулисы переключения понижайки. Стоимость блока – 10-12 тысяч рублей.
Как делать?
Монтаж блока отключения переднего моста несложный и выполняется самостоятельно на смотровой яме. Раздаточную коробку снимать не требуется – от нее просто отсоединяется передний кардан, затем снимается передняя крышка и вместо нее ставится новый блок. Собственно, блок отключения переднего моста выглядит практически так же, как и прежняя крышка. В нем находится дополнительная муфта, отключающая передний кардан, и управляется она штатной рукояткой включения понижайки. То есть, у рукоятки появляется дополнительное положение – «2WD», помимо прежних повышенной, пониженной и нейтрали. На рукоятку включения блокировки межосевого дифференциала эта доработка никак не влияет – у нее по-прежнему остается два положения: разблокированный и заблокированный дифференциал.

Как вы воспринимаете подобные доработки сегодня?
Тюнинг «тазиков», как «ласково» зовут в народе продукцию АвтоВАЗа, в понимании большинства — исключительно «гаражные» изыски. Причём весьма сомнительные, если иметь в виду все эти огромные выхлопные трубы, заниженные подвески и номера в «неоне». На самом деле, это совсем не так. Но сегодня мы поговорим именно о нём, о «гаражном» творчестве.
Ведь что бы ни говорили скептики, но даже своими силами любой «Жигуль» можно превратить не только в произведение искусства, но и в серьёзный гоночный болид. Если знать, как и правильно рассчитать бюджет работ.
А вот мы её плёночкой!
И если начинать со стайлинга автомобилей, то есть о способах и методах доработки их внешности, то наиболее простым, хотя и не всегда бюджетным, но сразу выделяющим вас в автотолпе, станет раскраска машины. О полноценной аэрографии речи, конечно не идёт. Её стоит делать только в специализированном сервисе.
Для самостоятельных же экспериментов подойдут аэрографические наклейки. Их минимальная стоимость (типа полосы на бок авто) — от 500 до 1 000 рублей. Более сложные рисунки в виде полноценных композиций обойдутся уже от 3 000 рублей за штуку. На них дается гарантия от трех до пяти лет, к тому же вы сэкономите массу времени по сравнению с традиционной аэрографией. Минус этого способа отличиться в потоке: такие «украшения» не уникальны и выбор их ограничен ассортиментом магазина. И если говорить о конкретном ареале обитания транспортного средства, то вы рискуете встретить в родном посёлке-городке пару-тройку «близнецов».
А вот выбрав виниловые плёнки 3D, можно реально отличиться. Если денег на обклейку всего кузова не хватает — остановитесь на капоте или водительской двери. Исполните их «под карбон», можно оклеить капот автомобиля или весь кузов под карбон или другие интересные текстурные и цветовые решения. Такая доработка внешности вполне доступна при условии чистого гаража без пыли и пары друзей-помощников. Цена одного квадратного метра такой пленки начинается от 200 рублей.
Рекомендация Kolesa.ru. Типичная ошибка при декорировании аэрографическими пленками – невыполнение инструкций по обработке кузова, ошибка в их нарезке по размерам, неравномерность и кривизна нанесения. При установке обвесов нужно соблюдать особую аккуратность. И, конечно же, не стоит забывать про чувство прекрасного.
Навесим лишнего?
Доработать-изменить-улучшить пропорции кузова можно как отдельными элементами, так и полноценными обвесами. Обычно они изготавливаются из пластика или стеклопластика. Разброс цен начинается от 1 000 рублей за спойлер для багажника «шестерки», до 30 000 «деревянных» за полноценный обвес для ВАЗ-2112. Цены на передние и задние бамперы варьируются в диапазоне от 3 000 и 5 000 руб. Воздухозаборник обойдется в 1000-2500 рэ. за штуку.
Также вы всегда можете заказать индивидуальный обвес по вашим эскизам в профильной мастерской, но тут цены совершенно индивидуальны. Кстати, процедура установка обвеса или отдельного элемента кузова не отличается необычайной сложностью и занимает, в среднем, два-три часа. Для этого не нужно никаких специальных инструментов и, чаще всего, не требуется пересверливать крепления и т.д. Те же «индивидуальные» бампера отличаются от штатных только внешне.
По поводу практичности и целесообразности такого тюнинга ходит много разных слухов, а споры ведутся до хрипоты. Определенно можно сказать следующее: если вы делаете автомобиль для драг-рейсинга или дрифта, то лучше обойтись необходимым минимум, акцентировав внимание на цвете авто и декоративных элементах его оформления. Потому что большинство массивных и невероятных по форме обвесов из арсенала «гаражного» умельца ни коим образом не улучшат аэродинамику автомобиля. А скорее всего — ухудшат. И для подобной категории автомобилей лучше акцентировать внимание на технической составляющей. Если же вы строите шоу-кар и плевать вам на воздушные потоки, то экспериментируйте на здоровье.
Рекомендация Kolesa.ru. Не переусердствуйте в поисках, чтобы не стать посмешищем на дороге. В этом смысле характерной ошибкой внешнего «гаражного» тюнинга назовём, прежде всего, один большой глушитель, своим звуком пугающий не только коллег по трафику и прохожих, но даже инспекторов ГИБДД, что чревато. Ревущий, аки лев, «девятос», больше не способный ни на что другое, жалок, смешон и беззуб, как, впрочем, и его хозяин.
Заберёмся под капот
Итак, с внешней «отделкой» покончено. Рискуем «модернизировать» движок. При этом учитываем, что разнообразием силовых агрегатов продукция АвтоВАЗа не избалована. До модели серии 2110 двигатели были карбюраторного типа, следующие генерации обзавелись инжекторным «сердцем». И хотя это не легко, но их также можно доработать в личном гараже, не изобретая велосипед, а воспользовавшись готовыми решениями.
Так, блок цилиндров так называемой турбо-серии для ВАЗ-11193 обойдется примерно в 30 000 рублей; облегченный коленчатый вал для большинства моделей тольяттинского семейства потянет на 8000-15 000 рублей; облегченный маховик опустошит карман на 2000-3000 рублей. На «турбокит» для мотора готовьте от 30 000 до 60 000 рублей. Но помните, что каждый интегрированный элемент повысит мощность двигателя, увеличит крутящий момент и расширит зону обитания стрелок тахометра и спидометра.
Поэтому при доработке двигателя до нужных характеристик, вам однозначно потребуются консультатци грамотных специалистов, силы друзей, дополнительное оборудование и десятки человеко/часов в гараже. Но, тем не менее, сотни, если не тысячи владельцев «тазиков» своими руками строят весьма боеспособные агрегаты.
Рекомендация Kolesa.ru. Типичная ошибка тюнинга движка — в не знании или игнорировании допустимых нагрузок на узлы автомобиля. Вполне «нормальной» выглядит ситуация, когда двигатель разрушает своей мощью, например, коробку или сцепление на драг-карах.
А что с ходовой?
Доработка ходовой части имеет сильный ценовой разброс. Простая смена четырех амортизаторов на более упругий газонаполненный комплект подвески обойдется минимум в 10 000 рублей. При этом автомобиль станет не только лучше рулиться, но и «присядет», то есть его клиренс значительно понизиться. Этот момент всегда нужно учитывать.
Стальные колесные диски меняют на кованные или литые алюминиевые изделия. Или на специальные диски, с применением магниевого сплава. Они добавят машине устойчивости на трассе, чуть снизят расход топлива и момент инерции колеса (ну, и опять же облагородят экстерьер). При этом обработанный кусок металлического сплава алюминия и магния обойдется минимум в 8000 рублей. И это будет продукт отечественного производителя. Иностранный аналог — $1000 за один диск.
Установка блокировки дифференциала позволяит снизить нагрузки на шины и детали трансмиссии. Стоимость такого технического решения — от 6000 до15 000 рублей.
Рекомендация Kolesa.ru. Главная ошибка в тюнинге подвески – слишком сильное занижение клиренса. Если вы на своей «ласточке» планируете и на работу, и в магазин, и на озеро ездить, то не нужно уменьшать доржный просвет до характеристик спорткаров. На последних не гоняют по грибы и копать картошку. Также помните о грамотном подборе амортизаторов. Из-за слишком жестких амортизаторов вас проклянут пассажиры, а недостаточно жесткие амортизаторы плохо повлияют на устойчивость авто в повороте.
Рычи, но с умом!
Изначально практически любой ВАЗ проектировался, как городской автомобиль. Поэтому его выпускная система предназначена не только для отвода выхлопных газов, но и для снижения уровня шума и токсичности выбросов. В связи с этим стандартные глушители «Жигулей» имеют не прямоточную конструкцию и, следовательно, сдерживают потенциальную прыть двигателя. Поэтому выпускной тракт при глубоком тюнинге также подлежит полному перебору и замене (не путать с той самой «рычащей «девяткой»). Стоимость прямоточных глушителей для автомобилей ВАЗ — от 3000 до5000 рублей. Для того, чтобы лучше очистить цилиндры двигателя от отработанных газов, желательно заменить штатный выпускной коллектор спортивным пауком 4-2-1. Он стоит не дороже 4000 рублей. Работы с катализатором лучше доверить сервисменам. Остальные операции будут под силу и в гараже.
Рекомендация Kolesa.ru. Прямоточный глушитель может познакомить вас с большим количеством сотрудников ГИБДД. Допустимый уровень шума выпускной системы двигателей автомобилей не должны превышать 96 дБА в условиях городской эксплуатации.
О компании «Tuning Sport»
Компания «TUNING SPORT» образовалась в 1998 году в г. Москва. Мы стояли у истоков зарождения автотюнинга в России. Будучи командой увлечённых энтузиастов, мы приняли активное участие в продвижении тюнинга автомобилей марки ВАЗ, сыграв не последнюю роль в развитии тюнинга в нашей стране в целом. В сеть интернет мы вышли в 2004 году, запустив небольшой сайт, который уже через три года превратился в легендарный интернет портал, широко известный в кругах интересовавшихся темой тюнинга автомобилей. По сей день наш онлайн-магазин tuningsport.ru занимает лидирующие позиции и является уникальным в своём роде. Ассортимент магазина включает в себя более 10 000 наименований товаров и при этом продолжает расширяться. Мы являемся дилерами большинства основных производителей тюнинг комплектующих для а/м ЛАДА, среди которых такие компании и бренды как SS20, АСОМИ, DEMFI, СЭВИ, CS-20, НУЖДИН, СТИ, ТДМК, AUTOPRODUCT, GTS, AVT, STINGER-SPORT, TORNADO, MAREL и другие. За нашими плечами огромный опыт оптовых и розничных поставок спортивных и тюнинг комплектующих для автомобилей ВАЗ LADA НИВА по всей России и за её пределы. Клиенты нашей компании есть буквально во всех странах Европы, Прибалтики и СНГ. В истории интернет-магазина отмечены выполненные заказы даже из таких отдалённых уголков мира, как Австралия, Эквадор и США.
Подробнее о компании
Тюнинг ВАЗ
ВАЗ 2101
Родословная автомобиля ВАЗ 2101 ведется от итальянского спортивного седана Fiat 124. Первые его серийные экземпляры сошли с конвейера Волжского автомобильного завода 19-го апреля 1970 года. Но полномасштабное производство началось только в августе этого же года.
Многие считают, что «копейка», как еще называют этот автомобиль благодарные водители, представляет собой чуть ли не точную копию своего предка. Однако это не так. Советские инженеры постарались не на шутку. И, может быть, какое-то внешнее сходство осталось, но вот внутренняя комплектация была изменена согласно отечественным условиям.
ВАЗ 2102
Автомобиль ВАЗ 2102, или LADA 1200 Kombi (экспортный вариант), представляет собой, с одной стороны, модификацию ВАЗ 2101 в исполнении «универсал», а с другой – измененную версию итальянского автомобиля Fiat 124 Familiare. В принципе, как и легендарная «копейка». Но вот только второй модели достались лавры любимой машины дачников и попросту семейного транспортного средства.
ВАЗ 2102 начал выпускаться Волжским автомобильным заводом незадолго после появления на советских дорогах легендарных «Жигулей» — ВАЗ 2101. Самые первые «двойки» были выпущены в 1972 году. Основные характеристики и узлы остались примерно такие же, как и у «копейки». Изменения в первую очередь коснулись корпуса и некоторых конструкционных характеристик автомобиля.
ВАЗ 2103
Седан ВАЗ 2103, или же попросту — «тройка», стал вторым автомобилем, разработанным для Волжского автомобильного завода. Как и в случае с копейкой, ВАЗ 2103 имеет в предках все тот же Fiat. Но здесь все немного интереснее.
Изначально предполагалось, что прототипом для ВАЗ 2103 послужит Fiat 125 — люкс-версия хорошо знакомого нам Fiat 124. И если присмотреться, то можно отметить однозначное внешнее сходство между ним и «Жигулями» третьей модели. Но использовать чистый Fiat 125 при проектировании «тройки» так и не удалось.
ВАЗ 2104
По логике вещей, универсал на базе заднеприводного ВАЗ 2105 должен был стать шестой моделью по счету. А на месте «четверки» расположиться пятидверная модификация ВАЗ 2103. Но получилось так, что универсал из, казалось бы, такой успешной третьей модели «Жигулей» не оправдал себя, поэтому в серию такой автомобиль не поступил. Четвертое место в списке осталось вакантно, чем и не преминул воспользоваться представляемый нами автомобиль, опередив в списке все автомобили ВАЗ нового поколения.
ВАЗ 2104 представляет собой модификацию ВАЗ 2105 с типом кузова «универсал». О том, как создавалась «пятерка», мы расскажем в другой статье, но истории этих двух машин очень сильно переплетены.
ВАЗ 2105
Представьте себе – на дворе 1980 год. Расцвет застоя. Промышленность уже основательно стала забывать, что такое модернизация. Примерно такая же ситуация наблюдается и в отечественном автопроме. Среди малолитражек «правит бал» ВАЗ 2101. Но он уже начинает серьезно отставать от времени. Автолюбители остро нуждались в глотке свежего воздуха.
И он пришел. Волжские конструкторы провели серьезные работы по модернизации уже имеющегося производства. И результатом этих работ стал новый автомобиль 1980-го года рождения, получивший порядковый номер ВАЗ 2105. Как обычно, прототип этого авто снова из Италии, Fiat 128. Но в этой модели советским инженерам удалось создать новую машину практически полностью своими силами.
ВАЗ 2106
Человек, не разбирающийся в марках автомобилей, с первого взгляда может легко спутать ВАЗ 2103 и 2106. Действительно, сдвоенные передние фары могут сбить с толку. Более того – изначально прототип автомобиля ВАЗ 2106 нес название «проект 21031». Это предполагало, что конструкторами планировалась лишь небольшая модернизация «тройки» без выделения получившегося авто в отдельный модельный ряд. Но в итоге преобразования приобрели серьезные масштабы, что послужило причиной рождения любимого многими ВАЗ 2106.
Первый автомобиль марки ВАЗ 2106 сошел с конвейера Волжского автомобильного завода в декабре 1975 года. Массовый выпуск начался уже в феврале 1976 года. В декабре 1976 года завод выпустил трехмиллионный автомобиль. И им стал именно ВАЗ 2106. Можно сказать, именно с этого момента наступила эпохи «шестерки», которая продлилась вплоть до 1980 года. И после этого модель производилась еще очень долго.
ВАЗ 2107
История ВАЗ 2107, последнего представителя «классического» семейства «Жигулей», ведущего свою непосредственную историю от все того же Fiat 124, началась в 1982 году. Как нередко отмечается, эта модель представляет собой модифицированную, «люксовую» версию другой тольяттинской модели – ВАЗ 2105.
И правда – внешне ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107 достаточно похожи между собой. Седьмая модель «Жигулей» получила лишь небольшие дополнения к своему облику. Они коснулись решетки радиатора, капота и блока задних фонарей. Тут все просто – решетка стала хромированной, капот получил специальную выштамповку.
ВАЗ 2108
Так получилось, что советский трехдверный хэтчбек ВАЗ 2108 («Лада Самара», «Лада Спутник» или же попросту «зубило», как его прозвали из-за характерного дизайна) своим появлением открыл абсолютно новую эпоху в советском автомобилестроении. Ведь именно он был первым переднеприводным автомобилем, по многим параметрам выгодно отличающимся от «царствовавшей» до этого момента «классики».
ВАЗ 2108 являлся довольно серьезным долгостроем. Идея создания переднеприводного автомобиля и его первый проект появился еще вначале 70-х годов. Однако на тот момент разработки несколько застопорились из-за недостатка технических средств, позволяющих создать машину, которая при таком расположении привода весьма бы комфортно чувствовала себя на отечественных дорогах. Однако проект уже конкретно ВАЗ 2108 был начат только 1977 году. Через год же был изготовлен и первый прототип. Но до выхода полноценного авто оставалось еще долго – первые «зубила» стали поступать в автомагазины необъятной страны только лишь в 1985 году, став таким образом ровесниками перестройки. И ее одним из главных символов.
ВАЗ 2109
ВАЗ 2109 стал вторым по счету хэтчбеком производства Волжского автомобильного завода, в котором использовался передний привод. Внешне новая модель имела много общего с «восьмеркой». Однако самим производителем она позиционировалась в качестве автомобиля для более солидных людей. Соответственно, и цена «девятки» была выше, чем у ВАЗ 2108.
Как и «восьмерка», ВАЗ 2109 разрабатывался в тесном сотрудничестве волжских специалистов с компанией Porsche, а также целым рядом других европейских компаний. И благодаря ему вся серия Lada Samara и обязана своим дизайном, сделавшими эти автомобили одними из самых узнаваемых на дороге.
ВАЗ 21099
ВАЗ 21099 увидел свет в 1990 году. По большому счету, это последняя модель автомобиля, разработанная на Волжском автомобильном заводе еще в советских условиях. И последняя вариация семейства «Лада Самара» (или «Лада Спутник», как оно называлось изначально).
В его разработке также принимали активное участие специалисты из Porsche. Но получилось так, что ВАЗ 21099 получил наибольшее число внешних отличий от восьмой и девятой модели, во многих элементах похожих друг на друга, как две капли воды. В результате девяносто девятая «Лада» стала обладать очень узнаваемым дизайном.
ВАЗ 2110
Очередной переднеприводный седан Волжского автомобильного завода, ВАЗ 2110, появился только через девять лет после выхода последней разработки – ВАЗ 21099, в 1996 году. На самом же деле его история началась на 13 лет раньше – в 1983 году. В качестве ВАЗ 2110 должен был выступать седан на базе «восьмерки». И это должен был быть очередной автомобиль семейства «Самара».
В период с 1983 по 1987 год конструкторами была проделана солидная работа. Настолько солидная, что в проекте десятой модели не осталось практически ничего общего с «самарами». Это был уже не седан на базе ВАЗ 2108. Это был полноценный автомобиль, достойный основать собственное «семейство». А роль седана серии «Лада Самара» была отдана ВАЗ 21099.
ВАЗ 2111
С момента выхода ВАЗ 2104 Волжский автомобильный завод на некоторое время прекратил выпускать автомобили типа «универсал». По крайней мере, такое ощущение возникает, когда оцениваешь достаточно длительный промежуток времени прошедшее с момента выхода «четверки» до появления первых ВАЗ 2111 в 1998 году.
Но первые работы по проектированию нового «универсала» начались еще в 1985 году. Работы велись параллельно разработкам ВАЗ 2110, ведь именно на его базе и нужно было сконструировать новое авто. Не исключено, что ВАЗ 2111 должен был, как и «десятка», пополнить семейство «Лада Самара» (в котором так и не появилось ни одного «универсала») и появиться на свет еще в начале 90-х. Но сами понимаете, что в тот момент помешало.
ВАЗ 2112
Несомненно, хэтчбек имеет свои преимущества перед такими типами кузовов, как седан и «универсал». И было бы несколько глупо, чтобы автомобиль ВАЗ 2110, явившийся родоначальником нового поколения российских автомобилей конца 90-х, не стал основой для создания такого авто.
Хэтчбек появился. Им стал ВАЗ 2112 – последний в линейке автомобилей «Лада», созданных на базе «десятки». Откровенно говоря, различные источники называют различные даты появления этой модели. Книга «ВАЗ: страницы истории» отмечает, что сборка первых «двенадцаток» началась 3-го февраля 1998 года. Сайт дирекции АвтВАЗ называет 1999 год. Но, в любом случае, официальные продажи ВАЗ 2112 начались в марте 2000 года. Именно тогда в российские автосалоны поступила первая товарная партия этих автомобилей.
ВАЗ 21123
Автомобиль ВАЗ 21123, с одной стороны, кажется лишь модификацией популярного хэтчбека ВАЗ 2112, о котором мы уже писали. Обычно подобные модификации упоминаются вскользь в основной статье, но модель ВАЗ 21123 получилась настолько самодостаточной, что достойна отдельного описания.
«Лада Купе», как часто называют эту машину согласно имени, полученному еще на заводе, не стала массовым автомобилем. И выпускалась она не слишком долго – с 2002 по 2006 год. Причина такого явления – несколько завышенная стоимость (310 тыс. рублей). За такие деньги можно подобрать вариант и поинтереснее. Да и, к тому же, возникает такое ощущение, что ВАЗ 21123 создавалась в качестве отдельной спортивной модификации двенадцатой «Лады», прекрасно продемонстрировавшей себя на скоростных дорогах. Но почему тогда не ВАЗ 2112?
ВАЗ 2113
Такое название для статьи было выбрано недаром – именно с ВАЗ 2113 начинается нумерация нового семейства автомобилей Волжского автомобильного завода, явившихся своеобразной реинкарнацией «Лада Самара» во всех ее проявлениях. И 13-я модель явилась воплощением старой доброй «восьмерки» — переднеприводного трехдверного хэтчбека, появившегося еще в середине 80-х годов.
По нумерации эта модель является первой, то по хронологии ее появления на дорогах – последней из всего упомянутого семейства. Трехдверный хэтчбек ВАЗ 2113 стал продаваться в 2004 году, полностью заменив собой впоследствии оригинальную «восьмерку».
ВАЗ 2114
Семейство автомобилей «Лада Самара 2» было бы не полным, если бы в него не была бы включена рестайлинговая версия автомобиля ВАЗ 2109 – легендарной «девятки». В новом модельном ряду это место занял ВАЗ 2114 – пятидверный хэтчбек, впервые сошедший с конвейера Волжского автомобильного завода в 2001 году, поступивший в серию в 2003-м, занявший место девятой модели и производимый по сей день.
Кстати, говоря, что ВАЗ 2114 является аналогом «девятки», мы допускаем небольшую неточность, так как на самом деле базой для этой модели послужил ВАЗ 21093 – наиболее удачная модификация оригинального автомобиля. По аналогии со всей серией «Самара 2», новая модель получила ряд изменений, коснувшихся, в первую очередь, дизайна автомобиля и некоторых его основных узлов.
ВАЗ 2115
Семейство автомобилей ВАЗ под общим названием «Самара 2» по какой-то причине получали порядковые номера вопреки принятой традиции. Из всей линейки ВАЗ 2113, 2114, 2115 первым появилась именно модель ВАЗ 2115.
Произошло это в 1997 году, именно его можно назвать годом рождения семейства «Самара 2». Как уже отмечалось в статье об автомобиле ВАЗ 2113, эта линейка машин представляла собой результат рестайлинга моделей серии «Лада Самара», появившихся еще в 80-х годах. И если проводить аналогии, то ВАЗ 2115 является логическим продолжением переднеприводного седана ВАЗ 21099.
ВАЗ 1117
Lada Kalina ВАЗ 1117 – это пятидверный «универсал производства Волжского автомобильного завода. Данная модель стала последней из серии «Калина», ведь производство первых ВАЗ 1117 началось только в 2007-м году, когда аналогичный седан уже в течение трех лет колесил по дорогам России и СНГ. А первый раз LADA 1117 была представлена публике на автосалоне в Лейпциге (Германия) в 2006-м году.
В принципе, что-либо сказать больше об этом авто довольно трудно. Само название типа кузова говорит само за себя. То есть, автомобиль получил несколько большую габаритную длину, чем ВАЗ 1119 и ВАЗ 1118. По идее, это должно привести в некоторому ухудшению маневренности – все-таки большая масса дает о себе знать. Но особо сильных нареканий по этому поводу от водителей не слышно, и это значит, что волжским конструкторам удалось выдержать своеобразный баланс в этом вопросе.
ВАЗ 1118
У семейства автомобилей «Лада Калина» выдалась не совсем легкая судьба. Машины данной марки, с одной стороны, завоевали высокую популярность среди населения нашей страны и ближнего зарубежья, с другой же – породили массу не очень приятных анекдотов. В чем же причина такой полярной оценки? Видимо, в некоторых внутренних противоречиях, которые преследовали «Калину» на всем протяжении ее создания.
Началось все с переднеприводного седана ВАЗ 1118. Именно эта модель первой заслужила право называться «Лада Калина». История ее уходит корнями в 1993-й год.
ВАЗ 1119
ВАЗ 1119 – переднеприводный пятидверный хэтчбек из семейства «Лада Калина». Прототип этого авто появился самым первым из представленной серии – еще в 1999 году, раньше, чем родоначальник семейства – ВАЗ 1118. Да – хоть прототип и вышел первым, отцом семейства стал все же седан, который заработал право быть первым серийным авто. А ВАЗ 1119 начал собираться почти на два года позже – 21-го июля 2006-го года. Первая партия автомобилей достигла автосалонов России уже 4-го августа этого же года.
Автомобиль ВАЗ 1119 (или LADA 1119) получил большую маневренность в городских условиях за счет более компактных габаритных размеров, чем, скажем, у представителей семейств «Самара», «Самара 2» и «ЛАДА 110». Дополнительно, хэтчбек несколько увереннее ведет себя на дороге, чем тот же самый вышедший ранее седан. Автомобиль обладает и более высокими спортивными характеристиками, что привело к тому, что ВАЗ 1119 сегодня постепенно вытесняет с гоночных трасс достаточно устаревшую «восьмерку».
Тюнинг вазовской «классики» – пожалуй, самая благодатная почва для энтузиастов самого разного уровня и обеспеченности. Задний привод, простая конструкция и безграничное поле для доработок – вот залог неизменной популярности Жигулей у тюнеров. Некоторые проекты выходят весьма «злыми». Вот, например, ВАЗ-2106 Николая: эта «шестерка» – его первое авто. Но то, что было куплено в студенческие годы, и то, что сейчас исподлобья смотрит на окружающих, – абсолютно разные вещи.
От 8 к 16
А вот история покупки и дальнейшей жизни этой «шестерки» и правда шла классической, проторенной тропой. В 2006 году первокурсник Коля начал свою автомобильную жизнь, купив ВАЗ-2106 – ярко-красный, на 15-х колесах, со спортивным глушителем и сабвуфером в багажнике. Машина, конечно, была далеко не новой – но новоиспеченный владелец с друзьями подправил ее техническое состояние: капитальный ремонт двигателя и устранение проблем тормозной системы и подвески «поставили машину на ноги». Ну а дальше, разумеется, пришла жажда тюнинга.

Много времени на много воздуха
4-дроссельный впуск от двигателя 4A-GE Toyota Levin
В итоге первый самостоятельный выезд автомобиль совершил лишь три года спустя. Основу мощностного заряда сейчас обеспечивает турбокомпрессор Garrett GTX 3071. Эта турбина обеспечивает достаточно ранний спул, то есть раскрутку, а для небольшого объема в 1 500 «кубов» это очень важно. Одновременно с этим она обеспечивает большую мощность на верхах. Турбина, вестгейт и блоу-офф приобретались новыми в США. Клапаны поставили от Volkswagen, а клапанные пружины известной компании Schrick заказали из Европы.

После сборки в ЭБУ Январь залили обкаточную программу на давлении наддува в 0,6 бара. Затем прошла полная отстройка на стенде на максимальное давление. Так как ВАЗик используется на дорогах общего пользования, мощность было решено поднимать постепенно: сначала 1 бар – обкатка и привыкание, затем 1,5 бара – новая настройка и новая обкатка. На данный момент в машине имеются две программы: 1 бар для города и для первой передачи, чтобы исключить лишнюю пробуксовку на старте, и 2 бара в гоночном режиме. Переключение осуществляется тумблером на руле.
«Шестерка» получилась мощная. Очень мощная. На данный момент парни остановились на показателе в 450 л.с., и это примерно 80% от максимально возможной мощности при этой конфигурации двигателя.

Разумеется, стандартная подвеска и трансмиссия к такой мощности, скорости, да и в целом нагрузкам были не готовы. Глупо полагать, что, например, КПП, рассчитанная на мощность «немного за 60», безболезненно переварит семикратное ее увеличение. Испытывать судьбу Коля не стал и сразу установил более надежные агрегаты от BMW. В частности, КПП и задний подрамник вместе со всей подвеской переехали в машину с «трешки» поколения E30.

Показать ярость
У «злой» начинки и внешность должна быть соответствующая. Изначально был соблазн оставить полностью сток-лук, сделав слипер, но Коля счел это слишком простым и неинтересным. Да и, стоя на старте, все-таки хочется внушать оппоненту страх – он должен сразу понимать, что легкого боя не получится, и рядом не самые простые Жигули. Для такого эффекта нужно было что-то уникальное, но при этом гармоничное. Поэтому все сделали собственноручно.
Для начала с кузова удалили весь хром. Потом начались эксперименты со стекловолокном – ребята изготовили новые передний бампер, капот и крышку багажника. Все бы хорошо, но низко сидящий бампер постоянно контактировал с дорогой, отчего требовал регулярного ремонта. В какой-то момент Николаю этот процесс надоел, и он решил попробовать использовать современные алюминиевые композитные панели.
Шины Toyo Proxes 888
Кованые 15-дюймовые диски TOM`S
Это легкий, прочный и хорошо поддающийся резке и сгибанию материал. Из композита изготовили пороги, сплиттер, задний диффузор, а также грозный передний фартук – картина получилась именно такой, какую хотелось увидеть. Дополнили облик ВАЗ-2106 диски TOM`S, привезенные с японского аукциона. Внешность получилась весьма неординарной – броской, но при этом стильной.
В жизни, разумеется, не все и не всегда шло так гладко, как на бумаге. Это неудивительно – знания приходят с опытом. Так, однажды прямо накануне гонки умер мотор: масляная система не справилась с нагрузками, и случилось масляное голодание. Пришлось в срочном порядке за ночь перебрать двигатель – к счастью, нужные запчасти имелись в запасе.
Скорость и дружба
Сейчас «шестерка» используется владельцем исключительно как авто выходного дня – выехать на выставки, шоу и гонки, отвести душу, как говорится. По результатам замеров этот ВАЗ преодолевает 402 метра ровно за 12 секунд, а разгон от 0 до 100 км/ч занимает всего 4 секунды, максимальная скорость составляет 250 км/ч. Так что если увидите его на светофоре в городе – не советуем даже пытаться соревноваться: велик шанс проиграть.

Как говорит Николай, самым трудным в проекте было решиться на все доработки и вложить в отечественный ВАЗ большие деньги, поверив в эту красную «шестерку» и ее потенциал. Теперь его машина обслуживается в известной автоспортивной команде HMG. Изначально выступавшие в роли консультантов, сейчас инженеры и механики коллектива занимаются полной технической поддержкой «шестерки». Именно там был изготовлен кастомный впускной ресивер и установлена КПП Getrag от BMW. К следующему сезону планируется сварить новый выпускной коллектор.
Краткие технические характеристики:
- Двигатель:
- Блок от ВАЗ-2112 1,5 литра
- Электроника:
- ЭБУ Январь 5.1-4
- Трансмиссия:
- КПП Getrag 260 от BMW
- Подвеска:
- Задняя подвеска от BMW Е30
- Тормоза:
- Суппорты от ГАЗ-3110
- Экстерьер:
- Пластиковый капот и багажник RMC-Garage
Помимо дружеской команды за время работы над проектом Коля обзавелся большим количеством единомышленников в виде клуба «Bunny Brothers Company». Так ничего не предвещавшая покупка первой машины для студента обернулась в проект, растянувшийся на несколько лет и вовлекший в жизнь владельца много интересных людей и мероприятий. Ведь тюнинг – это не только автомобили, но прежде всего общение и новые друзья.

Список доработок:
- ЭБУ Январь 5.1-4
- Прошивка HMG
- ДАД АЕМ 2,5 бар + ДТВ
- Тахометр Street Storm
- Датчик давления масла Defi
- Датчик наддува Defi
- Вольтметр Defi
- Датчик охлаждающей жидкости Defi
- Датчик температуры масла Defi
- КПП Getrag 260 от BMW
- Короткоходная кулиса RMC-Garage
- Металлокерамическое сцепление RMC-Garage
- Корзина RMC-Garage
- Усиленные трубчатые рычаги с измененным кастором
- Сайлент-блоки полиуретан
- Двойной передний стабилизатор
- Амортизаторы Plaza Sport
- Пружины с занижением -50 мм
- Подвеска от BMW Е30
- Амортизаторы Plaza Sport
- Пружины с занижением -50 мм
- Блокировка дифференциала
- Сайлент-блоки полиуретан
- Суппорта от ГАЗ-3110
- Диски вентилируемые Алнас 284 мм
- Регулятор усилий Wilwood
- Гидроручник
- Ковши
- Руль Momo
- Ремни безопасности Bride
- Каркас безопасности Вихур
- Пластиковый капот RMC-Garage
- Пластиковый багажник RMC-Garage
- Задние стекла поликарбонат
- Болтовой каркас безопасности Вихур
- Обвес RMC-Garage
- Цвет: перекрас в красный + черный акрил
ДИСКИ И ШИНЫ
- Кованые 15-дюймовые диски TOM`S
- Шины Toyo Proxes 888
Теперь вы убедились, что не надо шутить с «тазами»?