Беспилотные авто, электромобили, дроны над суперскоростными трассами — это визуальный символ «умного» мегаполиса будущего. Что-то из этого вы наверняка представляете, когда слышите, что технологии изменят дороги. Сегодня инновации, которые реально меняют их, не столь кинематографичны. Зато они умеют решать кучу других проблем. Уже существуют алгоритмы, умеющие находить ворованные авто, предсказывать заторы и подсказывать, как их «разрулить». А еще загаджетованные светофоры и датчики (вы даже не представляете, как их много), которые следят за всем, что происходит на дороге. Рассказываем подробно, где и каким образом они применяются.
- Что такое «умный» светофор? Как он работает?
- Где стоят датчики? А видеокамеры?
- Как подсвеченные столбы влияют на безопасность
- Как «поумнеют» дороги до конца года
- Система помощи при движении в заторе (TJA)/система удержания автомобиля в центре полосы (ICA)
- Суть данной системы
- Откуда система получает информацию о заторах
- Что подразумевает система под понятием пробка
- Как система рассчитывает количество баллов затора на дороге
- Преимущества и недостатки данного ассистента
- Что такое помощь в поддержании полосы движения?
- Что такое помощь в пробках?
- Что такое помощь в слепых зонах?
- Что такое предупреждение о перекрестном движении сзади?
- Что такое помощь при старте в гору?
- Что такое активные фары?
- Что такое распознавание дорожных знаков?
- Что такое интеллектуальная помощь скорости?
- Что такое обнаружение внимания водителя?
Что такое «умный» светофор? Как он работает?
Это светофор, связанный с компьютером. Им управляет программа, которая позволяет ему как самому принимать решения, так и «советоваться» с другими светофорами и действовать синхронно с ними. В Москве более 40 тыс. светофоров. Из них 2,5 тыс. — такие «умные» объекты. Для них есть несколько режимов управления.
«По такой программе светофоры связаны между собой и работают синхронно, чтобы пропускать определенное количество автомобилей и поддерживать определенную интенсивность на участке. В Москве такая программа работает на сотне участков. Например, на Алтуфьевском, Варшавском шоссе, Ленинском проспекте», — говорит Дмитрий Горшков, заместитель руководителя ЦОДД
«В таком режиме светофоры работают на пересечении Чонгарского и Симферопольского бульваров, в Зеленограде, при проезде тоннелей между улицами Иловайская — Шоссейная и Батайская — Курская. В асфальт вмонтированы датчики, они распознают появление городского транспорта — автобусов, трамваев — и позволяют сразу включать зеленый свет для их приоритетного проезда. Для автомобилистов такая схема тоже удобна, потому что они останавливаются только тогда, когда нужно пропустить общественный транспорт», — рассказал Горшков.
«Круглосуточно у нас работает дежурная смена. Специалисты постоянно взаимодействуют с ГИБДД, МЧС и другими городскими службами. При необходимости они вмешиваются в работу светофоров и с помощью ручного управления увеличивают фазы для наиболее загруженных направлений», — добавил представитель ЦОДД.
Кстати, эти «умные» светофоры производят в России, на предприятиях Ростеха. Оборудование поставляется не только в Москву, но и в другие регионы — Санкт-Петербург, Ярославскую и Кемеровскую область.
Где стоят датчики? А видеокамеры?
Также в Москве примерно 2 тыс. комплексов фотовидеофиксации. Они работают в местах с высокой аварийностью. И позволяют следить за дорожной обстановкой в режиме реального времени.
«Комплексы фотовидеофиксации стоят не только только над дорогами, но и на бортах подвижного состава. Собранные данные используются для дорожной аналитики. Сейчас в день обрабатывается порядка 50 млн проездов», — продолжает Дмитрий Горшков. Еще, по его словам, само появление на каком-либо участке фиксаторов снижает аварийность. «Количество погибших в авариях на дорогах Москвы сократилось почти на 10% за полгода, а с 2010 года удалось сократить количество погибших на 39%», — приводят цифры в ЦОДД.
Как подсвеченные столбы влияют на безопасность
Вы обращали внимание на то, что сейчас во многих местах «светятся» не только сами светофоры, но и опоры, на которых они стоят? Казалось бы, такое простое решение, трудно назвать его инновационным. Но, по данным холдинга Швабе (входит в состав корпорации «Ростех» и обслуживает ИТС Москвы), эти подсвеченные столбы помогают повысить безопасность.
«Водитель отвлекается на рекламные щиты, вывески, и другую световую информацию, — говорит Иван Ожгихин — замгендиректора холдинга «Швабе». — Светофор не всегда выделяется на фоне, но освещение опоры решило эту проблему. Теперь даже при дожде или тумане водитель видит сигнал светофора и успевает остановиться перед пешеходным переходом. В первую очередь выбирают места, где по невнимательности водителей происходит много ДТП. Устройства на наиболее аварийных участках оснащены светодиодными лентами. Кроме того, мы доработали технологию, ранее использовались только светодиодная лента и знаки с внутренней подсветкой. А на новых переходах мы еще установили прожектор, который подсвечивает пешехода на переходе, а также зоны ожидания на тротуаре».
«Подсвечивать» столбы начали в 2016 году, сейчас 87 светофоров выглядят так. Помимо этого в Москве лампами освещают зебры на пешеходных переходах.
Как «поумнеют» дороги до конца года
До конца 2019 года в Москве сделают «умными» еще порядка сотни перекрестков. Алгоритмы-регулировщики с помощью датчиков будут выделять из общего потока автобусы и трамваи и включать для них зеленый сигнал светофора.
«Такая система внедрена на перекрестке Чонгарского и Симферопольского бульваров, — рассказали в пресс-службе ЦОДД. — Среднее время прохождения трамвая сократилось на 24%, а троллейбуса — на 45%. За две минуты через перекресток проходит минимум четыре единицы городского транспорта. До реализации этого проекта — была одна. Еще недавно на примере Зеленограда мы отработали прием, позволяющий автомобилистам не стоять на пустых перекрестках в ночное время. Водителям всегда горит «зеленый», если нет движения на примыканиях».
Система помощи при движении в заторе (TJA)/система удержания автомобиля в центре полосы (ICA)
(для некоторых вариантов исполнения автомобиля)
С помощью передней камеры система TJA/ICA определяет линию горизонта и положение автомобиля относительно нее. На основе этих данных система оказывает корректирующее воздействие на органы управления автомобилем, уменьшая нагрузку на водителя при монотонном вождении или при движении в транспортном заторе.
Включить систему TIA/ICA можно с помощью соответствующей кнопки на рулевом колесе.
Активировать/деактивировать функцию: когда TJA/ICA находится на рассмотрении или активирован, коротко нажмите переключатель TJA/ ICA, чтобы активировать/выйти из режима TJA/ICA.
Функция переключения режимов: когда АСС находится в предкрейсерском или крейсерском состоянии или когда TJA/ICA находится в состоянии ожидания или активации, нажмите и удерживайте переключатель TJA/ICA для переключения между режимами АСС и TJA/ICA.
Когда условия активации TJA/ICA не выполняются, на приборной панели загорится серый индикатор «
«. Когда все необходимые условия будут соблюдены, на приборной панели загорится зеленый индикатор «
Система TJA работает при скорости автомобиля, не превышающей 60 км/ч. Данная система предназначена для удержания автомобиля в центре полосы движения. Если система не может распознать линии дорожной разметки, она ориентируется по впередиидущему транспортному средству. Если линии дорожной разметки и впередиидущее транспортное средство отсутствуют, система TJA выключается.
Система ICA работает в диапазоне скоростей автомобиля от 60 до 130 км/ч. Данная система предназначена для удержания автомобиля в центре полосы движения. Если система ICA не может распознать линии дорожной разметки, она выключается независимо от наличия впередиидущего транспортного средства.
Когда система TJA/ICA переходит в режим ожидания, на приборной панели загорается серый индикатор «
При активации системы TJA/ICA, на приборной панели горит зеленый индикатор «
Во время работы системы TJA/ICA на приборной панели горит желтый индикатор «
Нормальная работа системы TJA/ICA может нарушаться в следующих случаях:
• Существуют условия для выключения системы АСС
• Полоса движения слишком широкая или слишком узкая.
• Слишком большая кривизна поворота.
• Отсутствуют выявленные линии дорожной разметки.
• Водитель интенсивно поворачивает рулевое колесо.
• Водитель убрал руки с рулевого колеса.
• Водитель включил указатели поворота.
• Водитель включил аварийную световую сигнализацию.
• Скорость автомобиля ниже 1 км/ч.
• Система TJA/ICA носит лишь вспомогательные функции. Она может не работать надлежащим образом в определенных дорожных, погодных условиях и режимах эксплуатации автомобиля.
• Водитель должен выполнять все необходимые для управления автомобилем действия на протяжении всей поездки.
• Эта система может быть недоступна в особых условиях (например, на пустынных дорогах).
Пользователям рекомендуется использовать систему TJA/ICA
Когда система TJA/ICA отслеживает, что скорость автомобиля выше 60 км/ч, текущая линия полосы движения четкая и постоянная, а АСС находится в крейсерском режиме, на приборной панели горит зеленый индикатор «
«, Через определенный промежуток времени всплывающее окно на комбинации приборов подсказывает: «Дорожные условия хорошие, рекомендуется включить систему интеллектуального пилотирования».
Напоминание о выходе из системы
Когда TJA/ICA выходит из активного состояния, система издает звуковой сигнал, а всплывающее окно на комбинированном приборе подсказывает: «Интеллектуальная система пилотирования вышла, обратите внимание», чтобы проинформировать водителя о выходе из функции.
Чтобы включить эту систему, выключатель пуска двигателя в положение ON и последовательно выберите следующие пункты в меню аудиосистемы: Vehicle Settings — Driver Assistance Settings — Intelligent cruise control exit reminder.
Если вы чувствуете, что напоминание о выезде будет мешать вождению, вы можете отключить это напоминание по своему усмотрению.
Меры предосторожности при пользовании системой помощи при движении в заторе (TJA/системой удержания автомобиля в центре полосы (ICA)
Перед использованием системы TJA/ICA ознакомьтесь со следующей информацией:
• Система TJA/ICA представляет собой систему помощи водителю. Она имеет ограничения и не способна отменить физические законы, действующие на ваш автомобиль. Водитель должен всегда сохранять контроль над автомобилем и несет полную ответственность за это.
• Для контроля в продольном направлении TJA/ICA использует систему АСС, а для контроля в поперечном направлении — систему LKA. При пользовании системой TJA/ICA соблюдайте те же меры предосторожности, что и при пользовании системами АСС и LKA.
• Система TJA/ICA не обеспечивает автоматическое торможение и не позволяет водителю управлять автомобилем, не держа руки на рулевом колесе. Водитель должен всегда сохранять контроль над автомобилем, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения при выполнении поворотов, проезде перекрестков, слияния полос движения и при или перестроении другого транспортного средства на полосу движения перед его автомобилем.
• На работоспособность системы TJA/ICA влияют погодные условия, уровень освещенности и качество линий дорожной разметки. Работоспособность системы может существенно ухудшиться или быть полностью утрачена в результате фоновой подсветки, на закате, в темное время суток, при отражении света от мокрой или обледеневшей дороги или из-за утративших четкость в результате износа линий дорожной разметки.
• В случае неисправности системы TJA/ICA на приборной панели загорается желтый индикатор «
«. В таком случае при первой же возможности необходимо обратиться на сервисную станцию официального дилера для проверки и ремонта автомобиля.
Выше перечислены далеко не все факторы, которые могут оказать влияние на работу системы. Отказ системы может наступить и по другим причинам. Водитель должен всегда сохранять контроль над автомобилем и несет полную ответственность за это.
Автомобилисты в крупных городах быстро привыкают к многочасовым пробкам, но такое движение изнуряет даже самого опытного водителя. Поэтому автопроизводители начали предлагать новую систему — ассистента движения в пробках.
Ассистент движения в пробках или TJA представляет собой расширенный адаптивный круиз-контроль.
В первую очередь, данная функция необходима для ускорения и торможения в условиях, когда транспортное средство передвигается с небольшой скоростью.
Кроме того, с активированной опцией машина может передвигаться в строго заданной полосе и соблюдать дистанцию до других участников движения.
Автомобилист в таком режиме может убрать ноги с педалей и позволить транспорту решать, когда развивать скорость, а когда замедлять.
Чтобы ассистент движения в пробках работал бесперебойно, используются различные датчики, установленные на кузове.
Они приступают к работе на низкой скорости и отслеживают обстановку на проезжей части вокруг автомобиля. Только после полного анализа машина может взять на себя управление и поддерживать безопасное расстояние до другого транспорта.
В современных автомобилях такая опция предлагается очень часто. Вопрос о том, стоит ли переплачивать за такую систему, не имеет прямого ответа.
Все зависит от особенностей эксплуатации транспортного средства. Если приходится часто передвигаться по городу с плотным трафиком, TJA станет полезным дополнением.
В современных условиях плотность движения автомобилей на дорогах, особенно в густонаселенных городах, является чрезвычайно высокой. Поэтому очень многие водители не понаслышке знакомы с таким понятием как пробка. Естественно, что любой человек, который находится за рулем автомобиля, старается найти различные способы и варианты, чтобы получить информацию о возможных заторах на пути своего следования и скорректировать маршрут поездки. Современные электронные средства при взаимодействии с сетью интернет и gps-спутниками способны определять где именно на том или ином участке дороги появилась проблема, а также уведомлять водителя об этом. Подобные сервисы получили наименования – система предупреждения о пробках.
Суть данной системы
В современных условиях существует сразу несколько вариантов работы подобного сервиса. Однако функционал каждого из них сводится к одному – возможности уведомить водителя о том, что на его маршруте есть пробка и нужно изменить путь следования, чтобы ее объехать. Смысл работы любой системы заключается в следующем: специальное устройство на основании информации, заложенной в его памяти, а также текущей дорожной ситуации распознает проблемный участок дороги и предупреждает водителя об этом. Само уведомление может происходить различными способами – с помощью встроенной аудиосистемы автомобиля, посредством интернет-сообщений либо передачи данных через навигатор. Наиболее современные системы способны еще и спрогнозировать вероятность пробки по стилю поведения водителя и рекомендовать сменить его на менее рискованный, который не приведет, в перспективе, к резкому торможению и формированию затора на дороге.
Откуда система получает информацию о заторах
Как правило, для любой из систем уведомления алгоритм понимания ситуации с пробками строится на базе двух блоков информации:
Первые представляют собой встроенную базу с информацией о дороге в памяти навигатора, gps-трекера, системы мультимедиа. К таким данным можно отнести знаки, установленные на дорогах, наличие светофоров, предельный скоростной режим, пересечение дорог между собой и т.д.
Динамические показатели – это актуальная информация на дороге, которая поступает в систему из различных источников. Поскольку в последнее время выпуск автомобилей со встроенной мультимедиа стал обыденностью, то в ней производитель и размещает навигационную установку, которая дополнительно может быть оснащена еще и пакетом дополнений от Яндекс.Авто, в который будет входить приложение, раскрывающее ситуацию с пробками. Кроме того, выполнив дополнительную настройку, водитель сможет напрямую уведомлять систему о заторах, возникших во время маршрута его следования.
Что подразумевает система под понятием пробка
В целом, любая навигационная система автомобиля воспринимает в качестве пробки определенный поток машин, как правило, их скопление, которое движется с минимальной скоростью либо стоит. Кроме того, для правильной оценки такого понятия навигатор учитывает регион, сезон года, время суток и прочие внешние факторы.
Как система рассчитывает количество баллов затора на дороге
Одной из любопытных возможностей системы, уведомляющей водителя о пробках, является отображение загруженности дороги различными цветовыми оттенками. Наиболее сложные участки навигатор отображает красным цветом, менее загруженные – желтым. Подобный функционал доступен, если встроенный ассистент имеет опцию «Дорожная ситуация». Кроме того, пробки в крупных городах также могут выражаться в количестве баллов, где 0 означает, что дорога является абсолютно свободной и никаких проблем нет, а 10 – максимальный затор.
В целом же, баллы, которые указывает система, означают следующее: 1 – свободная дорога, 2 – ситуация близка к идеальной, 3-4 балла – на некоторых участках возможны затруднения, 5 – наблюдается плотное движение, 6 – ситуация с проездом затруднена, 7 – ситуация сложная, серьезный затор, 8 – размер пробки достигает несколько километров, 9 – целый город находится в пробке, 10 – в любой конец города гораздо быстрее добраться пешком. Причем, интересным является тот факт, что в зависимости от масштабов того или иного населенного пункта система уведомления для подсчета баллов применяет различные коэффициенты.
Преимущества и недостатки данного ассистента
Наличие системы предупреждения о пробках – достаточно важный и нужный сервис, который способен помочь водителю автомобиля во многих сложных ситуациях. К числу основных преимуществ наличия сервиса можно отнести:
В то же время, наличие данной системы имеет и некоторые недостатки, например:
В любом случае, развитие современных электронных систем и технологий приводит к постоянному совершенствованию многих ассистентов водителя, в том числе и помощника, уведомляющего водителя о пробках. Благодаря наличию подобного сервиса в автомобиле, автомобилисту будет гораздо легче управлять машиной в незнакомых городах, особенно там, где высочайшая плотность движения.
Запись перемещена в архив
Что такое помощь в поддержании полосы движения?
Существует несколько типов систем, предназначенных для предотвращения схода автомобиля с полосы движения. Они в целом разделены на две части: предупреждение о выходе из полосы движения, которое предупреждает вас, если вы пересекаете белые линии по обеим сторонам полосы, и помощь в удержании полосы движения, которая активно направляет автомобиль обратно в центр полосы.
Камеры в передней части автомобиля фиксируют белые линии и могут без предупреждения определить, пересекаете ли вы их. Помощь в поддержании полосы движения предупредит вас, как правило, звуковым сигналом, мигающим светом или вибрацией сиденья или рулевого колеса. Некоторые автомобили используют комбинацию этих предупреждений.
Если вы укажете перестроиться, система не сработает. В большинстве автомобилей есть возможность отключить систему.
Что такое помощь в пробках?
Ассистент движения в пробке сочетает в себе усовершенствованный активный круиз-контроль и помощь в удержании полосы движения для ускорения, торможения и управления автомобилем в условиях медленного движения, что может значительно облегчить ситуацию. Лучше всего он работает на автомагистралях, а самые сложные системы могут даже помочь вашему автомобилю перестроиться в другую полосу движения, если это необходимо. Тем не менее, водитель должен по-прежнему следить за дорогой и быть готовым вернуть управление автомобилем в случае необходимости.
Что такое помощь в слепых зонах?
Ассистент слепых зон (также известный как предупреждение о слепых зонах или мониторинг слепых зон) определяет, есть ли другой автомобиль в слепой зоне вашего автомобиля — это вид из-за вашего правого плеча, который ваши боковые зеркала не всегда могут показать. Если транспортное средство находится там более одной или двух секунд, в наружном зеркале заднего вида вашего автомобиля загорится желтая сигнальная лампа, сигнализирующая о том, что вы не должны выезжать на дорогу другого транспортного средства. Если вы укажете, когда рядом находится машина, вы обычно услышите звуковое предупреждение, увидите мигающую лампочку или и то, и другое.
Что такое предупреждение о перекрестном движении сзади?
Оповещение о перекрестном движении сзади использует датчики и/или камеры, чтобы определить, собирается ли транспортное средство, велосипедист или пешеход пересечь ваш путь, когда вы выезжаете задним ходом с парковочного места. Прозвучит предупреждение, и, если вы не отреагируете, затормозите так же, как при автоматическом экстренном торможении. Некоторые автомобили также имеют систему оповещения о перекрестном движении спереди, которая работает таким же образом на Т-образных перекрестках.
Что такое помощь при старте в гору?
Если вы водите автомобиль с механической коробкой передач, вы знаете, что они могут немного откатиться назад, когда вы начинаете движение в гору, когда вы перемещаете правую ногу с педали тормоза на педаль газа. В старых автомобилях вы бы противодействовали этому, включив ручной тормоз, но автомобили с системой помощи при трогании на подъеме будут удерживать тормоза на мгновение после того, как ваша нога отпускает тормоз, чтобы автомобиль не катился назад.
Что такое активные фары?
Активные или адаптивные фары автоматически переключаются между дальним и ближним светом при обнаружении встречного движения. Более продвинутые активные фары могут перенаправлять свет или блокировать часть дальнего света, чтобы вы могли видеть как можно дальше вперед, не ослепляя встречных водителей.
Что такое распознавание дорожных знаков?
Распознавание дорожных знаков использует крошечную систему камер, установленную в передней части автомобиля, для обнаружения и интерпретации дорожных знаков. Затем вы увидите изображение знака на цифровом дисплее водителя, чтобы вы знали, что он сказал, даже если вы пропустили его в первый раз. Система специально ищет скорость и предупреждающие знаки.
Что такое интеллектуальная помощь скорости?
Интеллектуальная система помощи при превышении скорости использует распознавание дорожных знаков и данные GPS для определения ограничения скорости на участке дороги, по которому вы едете, и подает продолжительное предупреждение, если вы превышаете эту скорость. Более продвинутые версии системы могут ограничивать скорость автомобиля до текущего предела. Вы можете переопределить систему — в экстренных ситуациях или если она неправильно считывает предел — сильнее нажимая на акселератор.
Что такое обнаружение внимания водителя?
Система обнаружения внимания водителя использует датчики внутри автомобиля, чтобы определить, уделяет ли водитель достаточно внимания дороге. Датчики смотрят на положение головы и глаз и замечают, смотрит ли водитель на телефон, ищет ли что-то в бардачке или даже засыпает. Подается звуковое, визуальное или вибрационное предупреждение, чтобы привлечь внимание водителя. На дисплее водителя также может быть изображение или текстовое сообщение, предлагающее сделать перерыв.
Автомобили имеют множество других функций безопасности, которые помогают защитить вас и ваших пассажиров в случае аварии. Вы можете прочитать о них здесь.
Мы постоянно обновляем и пополняем наш ассортимент. Если вы хотите купить подержанный автомобиль и не можете найти подходящий сегодня, легко настроить оповещение об акциях чтобы первыми узнать, когда у нас появятся автомобили, соответствующие вашим потребностям.