Chrysler Corporation – американский автомобильный производитель со штаб-квартирой в Auburn Hills, штат Мичиган, принадлежащий итальянской Fiat. Крайслер является аутсайдером троих крупнейших американских автопроизводителей и на данный момент занимает седьмую ступеньку мировом производстве. Компания продает автомобили во многих странах под флагманским брендом Chrysler, а также брендами Dodge, Jeep и Ram. Весь модельный ряд Крайслер.
- Немного истории
- Современные перспективы
- История одного карьериста
- Изобретатель полусфер
- Война – дело прибыльное
- Новаторы, вперед!
- Космические технологии
- Деньги есть – ума не надо
- Символ Нью-Йорка
- Послесловие
- Гидравлический усилитель
- Эра muscle cars
- Инновационные технологии
- Покорение треков
- Всё ради победы
- Революционный минивэн
- Против течения
- Первый семейный
- Автомобиль для полиции
- Заключение
Немного истории
Уильям Крайслер основал Chrysler Corporation в 1925 году. У. Крайслер заключил удачную сделку в 1928 году, когда приобрел компании Fargo и Dodge Brothers Company. С момента этой покупки компания продолжила выпуск машин под этими брендами. Тогда же были выпущены марки Плимут и Де Сото.
С 1955 года Крайслер начинает выпускать свои модели премиум-класса Imperial как отдельный бренд. Изменения в оформление кузова Империала вносились каждые несколько лет, все машины комплектовались моторами V8 и АКПП. В автомобилях бренда применялись технологии, позднее реализованные и другими компаниями. В 1973 году Imperial был снова объединен с брендом Крайслер.
Крайслер сделал обязательным в конструкции автомобилей крепление двигателя на резиновые подушки для уменьшения вибраций, гидравлические тормоза на все колёса, масляный фильтр и многое другое. Уже позже все другие производители приняли эти стандарты. Одной из первых, компания предложила электронную систему впрыска топлива в качестве опции для некоторых своих авто ещё в 1957 году.
https://youtube.com/watch?v=dAmtGt605hE%3Frel%3D0%26wmode%3Dtransparent
В 1960 компания расширила своё присутствие в Европе, открыв подразделение Chrysler Europe. Для этого она приобрела ряд французских, английских и испанских компаний. Но нефтяной кризис 1973 года так повлиял на продажи Chrysler, что к концу 1970-х годов, Chrysler стала практически банкротом и оставила европейский рынок.
Первый электромобиль производства Крайслер увидел свет в 1992 году. Продажи первых гибридных модели, Chrysler Aspen и Dodge Durango, были прекращены через несколько месяцев после производства в 2008 году. Однако в 2012 году генеральный директор фирмы сообщил, что Chrysler и Fiat будут преимущественно ориентироваться на то, чтобы выпускать машины, работающие на таких видах топлива, как СПГ и дизельное топливо, а также гибридных и электромобилей.
После приобретения компании Chrysler, Fiat установил долгосрочные цели возрождения Chrysler в качестве полноправного люксовый бренд, чтобы конкурировать снова Cadillac и другими люксовыми брендами. Компания заявила в октябре 2009 года, что марка Chrysler будет более тесно сотрудничать и проводить совместную разработку с Lancia. В мае 2014 года Fiat-Chrysler сообщила о намерении сделать Крайслер основой бренда премиум-класса.
Современные перспективы
Крайслер 200 внешне представляет собой автомобиль среднего размера и является прототипом гибридного авто, представленного в 2009 году в Детройте, имеющий название 200С. Его концепция предусматривала, что на него можно будет устанавливать любой силовой агрегат на любом виде топлива. Это представитель первого поколения, модернизированный из модели третьего поколения Chrysler Sebring, где сохранена была только платформа, а основные изменения коснулись как дизайна, так и трансмиссии. Производимые машины комплектовались четырёх- и шестицилиндровыми двигателями.
https://youtube.com/watch?v=NpC-fwrTPoQ%3Frel%3D0%26wmode%3Dtransparent
Были и другие инженерные реконструкции – пересмотрена геометрия подвесок, улучшенные шины. 200 гораздо комфортабельнее, чем его предшественник – оснащен такими функциями, как LED освещение, улучшена конструкция сиденья, и приняты меры по уменьшению шумности, жёсткости подвески и снижению вибраций.
В начале 2013 года генеральный директор Крайслер Серджио Маркионне сообщил общественности, что выпуск модели первого поколения будет недолгим и модель следующего поколения появится на автошоу в начале 2014. Впоследствии он заверил, что выпуск второго поколения модели 200 запланирован на 2015 год.
В России автомобили марки Крайслер пользуются традиционным уважением. На начало 2015 года компания предлагает россиянам приобрести у нее модель Chrysler Grand Voyager.
Статья о самых интересных моментах истории автомобильного бренда Chrysler. В конце статьи — видео про Уолтера Крайслера.Статья о самых интересных моментах истории автомобильного бренда Chrysler. В конце статьи — видео про Уолтера Крайслера.
Один из Большой тройки американских автопроизводителей, разработчик необычных, культовых моделей – это всё Chrysler. О становлении, феерическом взлете и интересных фактах из истории одного из наиболее популярных брендов Америки – в следующем обзоре.
История одного карьериста
Автоэксперты и просто фанаты этих моделей считают, что успех компании связан не с уникальностью дизайна, не с технической начинкой, не с прогрессивными разработками, а исключительно с личностью отца-основателя – Уолтера Крайслера.
В 17 лет он уже служил помощником у машиниста поезда, к 22 годам получил диплом механика опять же в железнодорожной отрасли, в 33 года стал управляющим на чикагском направлении железной дороги, в 37 лет — менеджером по производству в Buick, наконец, в 50 лет – владельцем собственного автомобильного завода.
При том, что он не был гениальным инженером или изобретателем, Крайслер умел видеть профессионалов и подбирать по-настоящему талантливых людей для своей команды. Работая в Buick, всего за 4 года Крайслер поднял объем производства компании с 20 штук в сутки до более полусотни.
Достигнуто это было путем подбора грамотных специалистов и небольшой реорганизации деятельности, что заставило Уильяма Дюранта – владельца GM – увидеть в талантливом руководителе прямого конкурента.
Изобретатель полусфер
Одно из распространенных заблуждений касается линейки двигателей Hemi, чьё создание приписывается компании Chrysler. На самом деле первые моторы в виде полусфер применялись еще за столетие до их массового распространения в Америке.
Однако именно Уолтеру Крайслеру агрегаты обязаны своей нежданной популярностью, начавшейся с боевых истребителей Thunderbolt, а затем перешедшей к использованию на автомобилях.
Парадоксально, но первые двигатели появились не на собственных моделях, а были приобретены Ford, на своих же машинах инженеры Chrysler опробовали их лишь к 50-м годам.
Если на обычных серийных автомобилях особой разницы не было заметно, то оснащение Hemi гоночных автомобиль, в том числе участников Nascar, произвело настоящий фурор.
Модель Chrysler 300, не единожды одерживала победы на всевозможных кольцевых гонках, попутно установив рекорд скорость в 230 км/ч. Еще более фантастические успехи ожидали гоночную команду в гонках Nascar, Ле-Ман, Индианаполис и Нюрбургринг, так что руководство соревнований вынуждено было запретить эти двигатели из-за феноменальных возможностей.
Война – дело прибыльное
Многие автопроизводители лишались своих производств или банкротились во время военных действий, Chrysler же сумел не только пережить трудные годы, но и заработать едва ли не больше, чем в мирные — больше 3 миллиардов долларов.
Переоборудовав свои цеха и конвейеры на военные рельсы, компания начала производить необходимый для армии транспорт, оружие и оборудование:
- Рамзес II – египетский танк, представляющий собой американское «прочтение» советских танков Т-54 и Т-55;
- средние танки М 3 Ли и М 4 Шерман, названные в честь американских военачальников;
- тактическая управляемая ракета типа «воздух—поверхность» под названием «гадюка» — Viper;
- тяжелый противотанковый ракетный комплекс BGM-71 TOW, эксплуатируемый по настоящее время в американской армии.
Производила компания также двигатели для самолетов, грузовики и внедорожники военного типа, оружие для танков и самолетов, пушки.
Новаторы, вперед!
Не только модернизацией и продвижением двигателей Hemi может гордиться команда Chrysler, в их «копилке» немало интересных разработок.
Среди важных инноваций следует отметить заменяемые масляные фильтры, возможность крепления двигателя на резиновых опорах для снижения вибраций, а также новое аэродинамическое лобовое стекло.
Трансмиссия с муфтой на гидравлическом приводе, примененная на модели New Yorker, перевернула сферу автомобилестроения. Полуавтоматическая трансмиссия почти не требовала ручного переключения передач, а самосмазывающиеся подшипники и наличие специального покрытия Superfinish в совокупности в разы снижали износ металлических деталей, даже постоянно контактирующих друг с другом.
Революционной стала и аэродинамическая труба, которая была создана благодаря дружбе с пионерами авиации – братьями Райт. Модель Airflow с помощью этой конструкции приобрела настолько высокие аэродинамические качества и несущий кузов, что превзошла все прочие типы кузовов. Кроме того, автомобиль получил необычно низкие дверные порожки, автоматическую коробку с понижающей передачей, расположившиеся в крыльях фары, мизерный расход топлива.
Хотя американские потребители оказались не готовы к такому автомобилю «будущего», что наглядно показывали низкие продажи, прочие мировые автопроизводители с удовольствием подхватили идею и начали копировать как внешний вид, так и техническую начинку модели.
А 1960 год ознаменовался конструированием первой в мире передней панели с подушкой безопасности, а заодно и созданием подвески с торсионными балками и руля с гидроусилителем.
Космические технологии
Первое сотрудничество с NASA у автопроизводителя состоялось в 1952 году, когда по итогам конкурса именно ракеты Chrysler получили право отправить на орбиту подопытных обезьян.
Продолжилась совместная деятельность в 1961 году в процессе конструирования автогигантом серии ракет «Редстоун» и «Аполлон», а также при планировании легендарной стыковки «Союз-Аполлон».
Наконец, в 2010 году агентство, в свою очередь, решило поделиться с автолюбителями технологиями солнечных батарей, а также применяемыми в космонавтике сверхлегкими материалами и беспроводными системами.
Популяризация использования гибридных и электрических двигателей как нельзя лучше стимулировало к такому рода партнерству, позволяющему развить высокие технологии и экологичные композитные материалы.
Деньги есть – ума не надо
После Уолтера Крайслера автоконцерну патологически не везло на руководство, которое то совершало безрассудные поступки, едва не доводя до банкротства, то так же стремительно выводило компанию из пике.
Так, после вырученных на военных заказах средств руководство приобрело сразу 11 новых заводов с целью увеличить объемы производства. При этом остальные производители удивляли потребителей новыми моделями и разработками, Chrysler же пожертвовал качеством в ущерб количеству. Такое решение привело к тому, что компания с лидирующей позиции скатилась лишь на третье место.
Затем в 60-х годах Chrysler стал активно приобретать небольшие европейские автокомпании: 40% испанской Barreiros Diesel, 30% британской Rootes Group, 80% французской Simca, полностью британский Singer. Парадоксально, что некоторые эти заводы существовали десятилетиями, но после «аннексии» Chrysler стремительно пришли к упадку и перестали существовать.
В 70-х приобретается доля в Mitsubishi Motors, после чего по Америке стал распространяться японский автопром под брендами. Причем чем хуже шли собственные модели, тем лучше продавались перелицованные модели Mitsubishi.
Аналогично обстояла ситуация и с прочими направлениями деятельности. Двигатели Hemi отнявшие много времени, сил и средств, получились мощными, интересными, но настолько дорогими, что не пошли в массовое производство. Тогда руководство затеяло разработку газотурбинного двигателя и даже довело его до промышленной партии, но опять-таки потратило слишком много ресурсов на оказавшийся тупиковым эксперимент.
В 1980 году только авторитет гениального президента Ford Ли Якокки вытащил Chrysler из ямы, походатайствовав за корпорацию перед американским Конгрессом. Автогигант получил кредит, обновил инженерно-конструкторскую команду, наспех, но весьма качественно создал линейку компактных переднеприводных автомобилей и выкарабкался из долговых обязательств.
Символ Нью-Йорка
Имея 30 метров высоты, это здание целый год считалось самым высоким в мире. Оно является эталоном архитектурного периода арт-деко – одного из наикрасивейших в Америке. По общественному признанию – лучшее творение эпохи 1920-х годов. И, наконец, многолетняя визитная карточка города Нью-Йорк – это всё Крайслер-билдинг.
Когда один из самых значимых городов Америки только начал «щетиниться» высочайшими небоскребами, сенатор Рейнольдс задумал строительство этого необычного здания. За проект взялся Уолтер Крайслер, желая сделать его не только музейным экспонатом, но и собственной штаб-квартирой. Он даже внес в проект коррективы, украсив фасад теми самыми орлами, которые украшали производимые им машины.
Строительство шло фантастическими по тем временам темпами – по 4 этажа в неделю, а потому заняло всего 2 года. В процессе работ архитектору настолько хотелось выделиться, что он «от себя» добавил 2 лишних фута, чтобы превзойти соседнее Трамп-билдинг и стать пусть ненадолго величайшим зданием мира.
Послесловие
Что такое Chrysler? Это один из величайших американских автопроизводителей, с уникальным стилем, с интересными техническими решениями, с дерзкой внешностью и характером победителя.
Chrysler – это талантливая команда инженеров, конструкторов, дизайнеров и просто больших умов, которые в равной степени добивались достижений как в военной отрасли, так и в освоении космоса.
Chrysler – это символ Америки, который вместе со своим основателей, своими моделями, своим зданием вошел в историю автомобильную и мировую, в литературу и кинематограф, запечатлен в журналах и открытках.
Chrysler – это легендарный бренд, который несмотря на все свои соглашения и слияния с другими компаниями остается передовым и самобытным.
Видео про Уолтера Крайслера:
https://youtube.com/watch?v=nwMv6AFClWE%3Ffeature%3Doembed
Факты, история, описания некоторых легендарных моделей Chrysler: топ-10 фактов, фото. Видео тест-драйва Chrysler 300C.Факты, история, описания некоторых легендарных моделей Chrysler: топ-10 фактов, фото. Видео тест-драйва Chrysler 300C.
Компанию Chrysler создал человек, получивший прозвище «творец чудес». Уолтер Крайслер был гением в автомобилестроении, сделав успешными такие компании, как General Motors, Willys, Maxwell Motor Corporation.
Интересные факты об инновационных и при этом доступных моделях Chrysler — в нашем обзоре.
Гидравлический усилитель
Первая же собственная модель производителя, коей стала Chrysler Six образца 1924 года, получила гидротормоза на все свои колеса. Эта система представляла собой особое устройство, агрегатированное с тормозной системой и способствующее контролю над поведением машины при работе в экстремальном режиме. То есть, она была призвана обеспечивать эффективное торможение в тех случаях, когда требуется достаточно сильное воздействие на педаль. Например, Audi 100 получила гидравлический усилитель лишь к середине 80-х годов.
Помимо этой диковинки, модель обрела алюминиевые поршни, сменные масляные и воздушные фильтры, трубчатые передние оси и амортизаторы, что позволило в первый же год реализовать более 30 000 экземпляров, а автопроизводителю — мгновенно взлететь на 5 место в отрасли.
Эра muscle cars
Внушительный, элегантный, 375-сильный Chrysler 300 стал первым представителем мускул-каров в мире, вызвав ряд подражаний – от Ford Mustang до Chevrolet Camaro.
Этот высокопроизводительный люксовый автомобиль с самого своего выпуска в 1950 году не единожды становился победителем всевозможных кольцевых гонок, установив рекорд скорости в 230 км/ч.
В большей степени он обязан такими великолепными результатами лучшим в то время силовым агрегатам Hemi.
Образ Chrysler 300 плохо соответствует привычным современным muscle сars – более габаритный, кажущийся неповоротливым и чрезвычайно дорогостоящий. Создатели не были уверены в успехе, а потому выпустили ограниченное количество этих моделей.
Редкие даже в свою эпоху, сейчас эти автомобили относят к наиболее ценным экспонатам частных коллекций знатоков автомобилестроения.
Инновационные технологии
Автомобили Chrysler всегда являлись образцами самых новаторских идей и технических изысканий. Именно они впервые в мире опробовали на себе технологию Floating Power, состоящую в изолировании кузова от вибраций с помощью резиновых опор для крепления двигателя.
Следом пошли карбюраторы с нисходящим потоком воздуха, замена масляных фильтров на сменные варианты, единое полотно изогнутого ветрового стекла.
Среди запатентованных изобретений корпорации — разработанный в 1949 году стартер и ключ зажигания, затем последовали электростеклоподъемники в 1950 году, усилитель руля в 1951 году, система круиз-контроля в 1958 году, объединение автоматической трансмиссии с полным приводом в 1963 году.
Покорение треков
Величайший суперкар Америки родился благодаря страстной любви президента Chrysler Боба Лутца к легендарной 427 Cobra.
К работе над Viper привлекли специалистов Lamborghini, имеющих большой опыт в конструировании спорткаров. Итальянские инженеры адаптировали мощнейший двигатель V10 от пикапов Dodge для габаритов спортивного суперкара, получив на выходе 8-литровый 400-сильный агрегат.
Модель GTS-R, первая по-настоящему гоночная модификация, стала поистине культовой, одержав ряд выдающихся побед на гоночных треках. Гениальный дизайн с покатой крышей и резко обрезанной кормой сделал образ запоминающимся и выигрышным, открыв новую страницу и в автомобильном дизайне, и в истории автогонок.
Суточный заезд Rolex Daytona Rolex Daytona, 24 часа Дайтоны, Ле-Ман, чемпионаты ALMS, SCCA Speed World Challenge GT и Formula D – для самого мощного седана в мире не было ничего невозможного.
Когда из 40 гонок NASCAR этот автомобиль выиграл половину, организаторы соревнования приняли решение исключить его, если он по-прежнему будет оборудован столь мощным двигателем. Несмотря на спортивный скандал, лучшей рекламы невозможно было и придумать – модель стала лидером продаж 1956 года.
Всё ради победы
В военные годы, когда вся американская промышленность была брошена на обеспечение военных нужд, не осталась в стороне и корпорация Chrysler.
Цеха полностью прекратили выпуск гражданских автомобилей и милитаризировали производство, став восьмыми по объему оснащения армии США.
Среди наиболее значимых разработок компании — средний танк М3 «Ли», получивший название в честь американского генерала времен Гражданской войны.
Он имел сборную конструкцию, усиленную бронелистами, и 9-цилиндровый 4-тактный авиационный 340-сильный двигатель. Даже при не самых лучших скоростных и слабых ходовых характеристиках почти 2/3 этих машин отправились по программе ленд-лиза в дружественные страны, в том числе и в Советский Союз.
Не менее удачной стала и самоходная гаубица T92, поступившая на вооружение в 1945 году и ставшая образцом современной бронетехники с едиными шасси, узлами и агрегатами.
Революционный минивэн
В 2016 году Chrysler совершил очередной переворот на авторынке, запустив первый гибридный минивэн. Колоссальные вложения в размере почти 750 млн. долларов в модернизацию завода и развитие гибридного автомобиля позволили создать модель с непревзойденным уровнем функциональности и технологичности.
Выпуск на единой сборочной линии классических бензиновых автомобилей и новых гибридов потребовал пересмотра всего технологического процесса.
В качестве силового агрегата автомобиль получил комбинацию из 3,6-литрового бензинового мотора V6 и двух электромоторов, что в совокупности обеспечило экономию топлива до 3 литров на каждую сотню километров.
На одном заряде батареи гибрид в состоянии преодолеть 33 мили. Если же будет задействована вся силовая установка, то максимальное расстояние составит 566 миль.
Пополнить литий-ионную батарею, спрятанную под вторым рядом сидений, можно от розетки 240В.
Безусловно, настолько эффектные автомобили не могли не заинтересовать кинематографистов. В вампирский триллер «Воины света» гармонично вписался Chrysler 300C 2008 года первого поколения.
Причем для фильма использовали мощную версию на заднеприводной платформе Chrysler LX с элементами Mercedes-Benz W210, которую характеризует особая передняя оптика, применяемая в топовом исполнении.
Влияние Mercedes сказывалось на конструкции задней подвески, передних креслах, рулевой колонке, дизайне 5-ступенчатой автоматической трансмиссии и полноприводной системе 4Matic.
Под капотом этой модели был 8-цилиндровый 340-сильный двигатель с крутящим моментом 529 Нм. Также можно отметить запрещенные в России, но очень колоритные густо затонированные передние фары.
В «Двойном форсаже» зрители могут видеть дуэль между Chevrolet Monte Carlo и бордовым Chrysler Fifth Avenue первого поколения, который можно назвать самым крупным в семействе седанов этого производителя.
Наконец, футуристические полицейские машины в фильме «Остров» — это модернизированные Chrysler 300 LX 2005 года, которые действительно выглядели автомобилями будущего. После просмотра фильма некоторые автолюбители думали, что на экране — Dodge Charger, но на момент съемок эта модель еще даже не была в производстве.
Против течения
Удивительно, что при таких инновационных разработках и ярких спортивных завоеваниях бренд оказался на грани пропасти. Связано это с желанием руководителей компании идти наперекор моде и непрерывно удивлять публику.
Так, в 50-х годах в моду начали входить обтекаемые силуэты, но Chrysler упорно производил массивные прямоугольники с рублеными формами. Зато когда к 60-м годам автомобили-лайнеры начали снова возвращаться на авторынок, компания свернула их выпуск, перейдя на компактные модели.
Последней ошибкой стали 70-е годы, принесшие в Америку топливный кризис. Производители быстро сориентировались и начали работать над экономичными двигателями, тогда как Chrysler по-прежнему выпускал весьма прожорливые, непрактичные модели, потеряв последних клиентов и доведя финансовое состояние компании до опасной точки.
Первый семейный
Участь семейных людей – скучные седаны и практичные универсалы. Появление на рынке Chrysler Voyager в корне изменило отношение к семейным автомобилям, доказав, что они могут быть стильными, интересными и многофункциональными.
Стандартный или удлиненный салон, одна или две боковых двери, 5-ти, 6-ти, 7-ми и даже 8-ми местный салон в совокупности с изобилием хрома, яркой оптикой, продуманным дизайном, надежными силовыми агрегатами и отличными ходовыми характеристиками с 80-х годов и до наших дней позволяет считать этот минивэн лучшим в мире в своем классе.
Автомобиль для полиции
Машины Chrysler, несмотря на свои габариты и кажущуюся неповоротливость, всегда любили сотрудники правопорядка.
В 80-х годах вся американская полиция повально пересела на убыточные для самого производителя, но весьма практичные для городского патрулирования Dodge Diplomat Sedan Police San Jose.
А в 2017 году треть автопарка австралийской полиции была заменена на легендарную модель Chrysler 300, причем в наиболее мощной модификации SRT, имеющей 477-сильный 6,4-литровый двигатель Hemi V8 под капотом.
Заключение
Вся история бренда Chrysler – это тернистый путь феноменальных взлетов и не менее обидных падений. Его модели становились либо легендарными, либо абсолютно не принятыми публикой. Хотя компания много лет принадлежит Fiat, она не потеряла свое «лицо» и фирменный стиль, по-прежнему окутанная шлейфом славы одного из представителей «Большой детройтской тройки».
Видео тест-драйва Chrysler 300C:
https://youtube.com/watch?v=QbSOq1yCT1o%3Ffeature%3Doembed
История легендарной компании Chrysler связана в первую очередь не с инновационными технологическими решениями, высоким качеством и уникальным сервисом, а с ее основателем и руководителем. Уолтер Крайслер не только подарил компании свое имя, но и вдохнул в нее жизнь. Когда Крайслера спросили, в чем таится его успех, он к таким стандартным качествам как энергичность и трудолюбие прибавил ключевую составляющую настоящего успеха — энтузиазм.
Начало жизненного пути Уолтера Крайслера
В 1875 году в Канзасе на свет появился Уолтер Перси Крайслер. Мальчик был рожден в небогатой семье инженера. Работа отца и предопределила в дальнейшем увлечение Уолтера техникой. До 35 лет профессии Крайслера были исключительно связаны с железной дорогой, но в 1910 году он купил свое первое авто. Эта покупка кардинально поменяла его мировоззрение. Молодой человек был настолько впечатлен автомобилем, что еще до того, как научился водить, несколько раз разобрал и собрал его. Уже через 2 года Уолтер перешел работать в подразделение GM Buick, где его назначили руководителем производства. Проработав на этой должности четыре года, трудолюбивый и целеустремленный Крайслер продвигается по карьерной лестнице до президента подразделения. В 1919 году благодаря Уолтеру марка Buick выходит в число лидеров американской автопромышленности. Разногласия с руководством General Motors вынуждают Крайслера в 1920 году покинуть концерн. Но отличные административные способности, проявленные им во время руководства Buick, помогли Уолтеру заработать репутацию великолепного кризис-менеджера, которому под силу реанимировать любую компанию. И Крайслер оправдывает свою репутацию лучшего менеджера автопромышленности в Америке, помогая твердо встать на ноги таким компаниям как Willys-Overland и Maxwell Motor Corporation.
Рождение марки Chrysler и ее первые успехи
В первой половине 1920-х годов Уолтер совместно с еще тремя конструкторами разрабатывает инновационное авто, которое и определит будущие особенности автомобилей марки Chrysler — роскошных машин, доступных рядовым американским автолюбителям. В 1924 году появляется революционная модель Chrysler Six. За этот автомобиль, выделяющийся запоминающимся дизайном, комфортабельностью и применяемыми впервые в мировой автоиндустрии гидравлическими тормозами на все колеса, просили достаточно приемлемую по тем временам цену в 1565 долл. Под капотом Chrysler Six разработчики установили легковесный, но довольно мощный 6-цилиндровый бензиновый двигатель высокого сжатия. Для оснащения серийной вариации модели также использовались поршни из алюминия, качественная подсветка и передний мост трубчатого типа.
После полученного Maxwell кредита в 5 млн. долл. компания смогла всего за один год своего существования реализовать 32000 экземпляров Chrysler Six. В дальнейшем Уолтер переименовывает компанию в Chrysler Corporation и становится ее президентом. В этом же 1925 году производится «Крайслер 4 Серия 58», разгоняющийся до сумасшедшей по тем временам скорости в 93 км/ч, а число дилеров компании возрастает до 4 тысяч. Всего за год Chrysler удается подняться с пятьдесят седьмого на пятое место в американской автопромышленности. После того, как его «детище» немного окрепло, Крайслер, так же как General Motors и Ford, приступает к строительству собственной автоимперии. Но он не просто приобретал мелкие компании, а распределял их строго по рыночным сегментам и старался максимально стандартизировать выпускаемую ими продукцию. В 1928 году бизнесмен приобретает находящуюся на грани банкротства компанию Dodge, производящую в то время легковые автомобили и грузовики и создает подразделения Plimouth и De Soto.
Всего за десять лет своей деятельности концерну присвоили негласное звание «главной детройтской инженерной компании». Все это благодаря революционным технологиям, в числе которых: сменные масляные фильтры, установка двигателя на резиновые опоры, которые препятствовали передаче вибраций от мотора к кузову, карбюраторы с нисходящим направлением воздушных потоков, цельное обтекаемое ветровое стекло, способствовавшее улучшению аэродинамики авто и мн. др. Выпуск модели Imperial стал очередной технологической революцией компании. Кузова серийных вариаций Imperial под заказ производились фирмами Briggs и LeBaron. Роскошная новинка обладала колесной базой в 3,683 м, ультрасовременным дизайном, а отдача установленного на ней мотора составляла 125 «лошадок». Все эти параметры ставили Imperial в один ряд с Duesenber, но при этом цена автомобиля марки «Крайслер» была в три раза меньше.
В 1934 году компания строит аэродинамическую трубу, используемую в последующем для испытания концепт-каров и улучшения аэродинамики своих машин. Благодаря этому новшеству, впервые примененному в автопромышленности, создается модель Airflow. От стандартных легковых моделей 30-х годов новинку отличал не только несущий кузов, созданный впервые по всем правилам аэродинамики, но также встроенные в крылья огни, входивший в базовое оснащение рядный LDC с восьмью цилиндрами, разгонявший авто до 145 км/ч, низкие дверные пороги и АКПП с повышающей передачей. Благодаря установленному ближе к передней оси мотору и пониженному карданному валу, пол получился ровным и низким, а свободного полезного пространства в салоне Airflow получилось предостаточно. Если приплюсовать к вышеперечисленному независимую подвеску, то новинка по праву могла считаться наиболее комфортной на американском рынке и одной из самых доступных в своем классе (ее цена составляла 1345 долл.). Помимо этого, Airflow выделялась экономичностью (в среднем на 100 км пути авто потребляло 6,83 л топлива).
В 1938 году роль флагмана марки стала занимать модель New Yorker, которая производилась практически 60 лет и стала рекордсменом по продолжительности «жизни» в американской автопромышленности. Одним из наиболее существенных вкладов концерна в мировое автопроизводство можно считать коробку передач с муфтой на гидравлическом приводе. Благодаря этой «практически автоматической» коробке передач водителю почти не требовалось вручную переключать передачи.
В 1940 году компания потеряла своего основателя — Уолтер Крайслер умер. В этом же году Chrysler представляет рассчитанный на двоих человек концепт-кар Thunderbolt со складывающимся верхом из стали и просторным салоном, а также модель Newport Phaeton. Через год выходит серийный седан Town&Country, для отделки салона, которого разработчики использовали роскошные боковые панели оттенка «пепла и красного дерева».
Военный и послевоенный период Chrysler
Во время Второй Мировой Войны компания приостановила выпуск гражданских авто и переключилась на военную продукцию. Это позволило Chrysler неплохо заработать — к началу 1945 года концерн произвел армейской продукции на 3,4 миллиарда долларов. На вырученные деньги автопроизводитель приобрел одиннадцать новых заводов.
Новым этапом в истории автопромышленности США стала созданная Chrysler в 1951 г. вариация легендарного агрегата V8, моментально получившая признание у общественности. Следующим значимым техническим прорывом стала автоматическая трансмиссия Powerflite.
Революция в дизайне моделей Chrysler
В 1949 году на должность главного дизайнера концерна приходит Вирджил Экснер. С подачи Экснера Chrysler совместно с Carrozzeria Ghia начинает работать над так называемыми «машинами-идеями». В их число вошли выпущенные в 1951 году K-310, в 1952 году Chrysler С-200 и вышедший в 1953 году D`Elegance. Помимо этого, в начале 50-х компания использует для оснащения своих новых авто усилитель руля, ключ зажигания, а также доработанную систему подвески.
В период 60-х годов американские машины стали постепенно уменьшаться в размерах. На смену вычурным формам пришли плавные и элегантные силуэты европейского стиля. В середине 60-х рост продаж автомобилей марки превысил 65 процентов, что позволило Chrysler занять девятое место среди американских автопроизводителей. Авто компании позиционировались как «доступная роскошь» и начали продвигаться в нише более дорогостоящих и люксовых моделей (в число последних входят New Yorker и Chrysler 300 с V8 объемом 7,212 л).
Финансовые сложности и последующее возрождение компании
С начала 70-х на компанию начал оказывать существенное влияние «нефтяной кризис». В 1971 году Chrysler был вынужден упразднить свою наиболее престижную серию Imperial. Кардинально измененные приоритеты привели к тому, что модные ранее крупные и неэкономичные автомобили резко перестали пользоваться популярностью. Chrysler, так же, как и его соперники, постепенно начинает перестраиваться на создание более экономичного автотранспорта. Так появляется экономичный спорткар с кузовом «купе» Cordoba, оснащенный моторами с отдачей в 90 и 120 «лошадок» объемом 3,7 и 5,2 л соответственно. Эти агрегаты отличались низким уровнем выбросов СО2. Для Cordoba компания впервые применила электроприводной люк.
Невероятные усилия соответствовать сложившимся рыночным условиям привели к невероятным финансовым потерям и к тому, что Chrysler оказался на грани полного краха. Удержаться на плаву помогли госсубсидии и продажа почти всех зарубежных филиалов
Вход из финансового тупика был найден в 1981 году, когда концерн приступает к производству компактного K-Car с системой переднего привода. Через несколько лет Chrysler создает свой первый минивэн, а также кабриолет LeBaron, который будет пользоваться популярностью следующие 9 лет. Твердо встав на ноги, концерн вновь начинает расширяться. В конце 80-х Chrysler приобретает такие бренды как Lamborghini и American Motors. В это же время компания, заботясь о своих покупателях, значительно улучшает качество своей продукции. На двигатели, узлы и кузов автомобилей марки распространялась семилетняя гарантия. В 1988 году марка первая включает в стандартное оснащение своих авто подушки безопасности. Представленные в конце 80-х прототипы были смесью дизайнов европейских и японских машин.
Возникший в 1991 году экономический спад сказался и на Chrysler. Компания потеряла приблизительно 800 миллионов долл. В начале 90-х концерн тем не менее вкладывает средства в строительство новых производственных мощностей и технологического центра. Финансовый подъем начался с 1993 года, когда компания выпускает среднеразмерный седан Concorde, а после небольшой седан Cirrus. В 1996 году Chrysler презентует публике моментально ставший популярным кабриолет Sebring, а еще через 2 года полноразмерную модель Chrysler 300M.
В середине 2007 года DaimlerChrysler за 7,4 миллиарда долларов продает подразделение Chrysler фонду Cerebrus. В следующем году компания выпускает Grand Voyager с невероятными возможностями трансформации салона.
В середине весны 2009 года Chrysler сообщает о своем техническом банкротстве. После того, как были уплачены накопившиеся долги, часть акций компании выкупает концерн Fiat. С потерей независимости Chrysler удалось тем ни менее сохранить свою индивидуальность и продолжить выпускать все более совершенные авто.